Характеристика понятия «маркетинговая стратегия»

Стоит отметить, что туризм существенное отличается от других видов деятельности. Поэтому все положения, которые содержит маркетинг можно применять в туризме.

На сегодняшний день сфера туризма имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо отметить тот факт, товары и услуги также предоставляются туристическими фирмами, в свою очередь доля услуг составляет – 75 %, а доля товаров – 25 %. Исходя из этого, было сформировано такое понятие как туристический продукт. Туристический продукт – это продукт, который непосредственно удовлетворяет потребности туристов в отдыхе, при этом с них изымается определенная плата. В туристической сфере имеет большой перечень предоставляемых услуг, а именно: переводческие услуги, транспортные услуги, бытовые услуги, экскурсионные услуги и прочее.

Основной туристский продукт - это комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, реализуемый туристам в одном «пакете»[1].

На сегодняшний день существует много различных определений понятия туристический маркетинг:

- приемы и методы, предназначенные для удовлетворения нужд граждан в отдыхе;

- деятельность туристических фирм функционирующих на государственной и частной основе, с целью удовлетворения нужд граждан в отдыхе;

- система деятельности торгово-производственного характера, цель данной системы является выявление спроса и удовлетворение индивидуальных потребностей клиента и в конечном счете получение прибыли от своей деятельности;

- рыночно-ориентированное управление, которое, прежде всего направленно на эффективное удовлетворение нужд клиентов.

Существует 3 главных функции, которые осуществляет маркетинг в сфере туризма:

1) нахождение контактов с потребителями;

2) проектирование новшеств, за счет которых появятся новые возможности для сбыта;

3) контроль предусматривает рассмотрение итогов деятельности по продвижению услуг на рынке[2].

Туристский продукт обязан являться отличным приобретением. Вследствие этого маркетинг представляет собой последовательные действия туристских компаний, которые устремлены на то, чтобы достигнуть данной цели. Оттого довольно логичным и аргументированным видится такое определение маркетинга: маркетинг в туризме является системой постоянного согласования предлагаемых услуг с услугами, пользующимися спросом на рынке и которые туристская компания способна предложить с прибылью для себя и более эффективно, нежели это делается конкурентами.

Во время формирования маркетинговых стратегий компании следует учитывать структуру туристических потребностей, лежащих в основе туристической программы. Помимо этого, организация туров на отдых обязана брать в расчёт подобные факторы, как место отдыха, престиж либо, наоборот, экономию средств, а также возраст туристов. Особенный подход должен быть к организации деловых путешествий и шоп-туров. В данном случае особую роль играет месторасположение страны туризма, а для туристических поездок в целях обучения – еще и рассмотрение возрастной структуры туристов.

Для того, чтобы разработать туристическую программу необходимо определить цели и проанализировать спрос и тщательно изучить своих конкурентов.

Также разрабатывается рекламная компания для того, чтобы привлечь туристических агентов и будущих клиентов. Для того, чтобы привлечь именно туристических агентов необходимо рекламировать свои услуги на выставках и прочих подобных мероприятиях.[3]

Многие высококлассные отели создают собственные брошюры, которые раздаются в различных зонах для курорта.

Туристические операторы специально для туристических агентов выделяют деньги на рекламу, в том числе им предоставляется снимать видео рекламу. Таким образом, туристические фирмы создают свой имидж. За счет демонстрации на видео эффектных зон курорта увеличивается число клиентов.

Также некоторые туристические операторы создают небольшие печатные объявления в газетах, где указываются тарифы и предоставляемые услуги, основной плюс такой рекламы ее не высокая стоимость. Следующий этап маркетинга – непосредственное продвижение продукта туризма. Указанное продвижение обычно осуществляется за счет проведения различных выставок, ярмарках международного масштаба, это делается для того, чтобы максимально привлечь внимание к предоставляемым услугам[4]. Подобные выставки проводятся в таких странах, как: Лондон, Париж, Милан, Брюссель.

На данный момент существуют следующие виды выставок: общего назначения (для публики); специализированные и многоцелевые.

Все туристические услуги имеют свой жизненный цикл, который состоит из следующих этапов:

- разработка туристского продукта, т.е. период исследования рынка, анализа информации, расчета стоимости услуг (на момент поиска партнеров), налаживания связей;

- «запуск» – распространение рекламных объявлений, завоевания потенциальных клиентов; для этого периода характерны непостоянный объем сбыта и колебания цены;

- зрелость – туристический продукт становится известным, появляются постоянные клиенты, число желающих воспользоваться услугами растет, увеличивается объем продаж;

- упадок – спрос на данный вид услуг падает при появлении новых, усовершенствованных туров[5].

«Жизненный цикл» - это универсальный механизм, используемый для анализа продукции, с целью их успешного сбыта с учетом всех ее особенностей. Существует кривая «жизненного цикла» в которой указываются все фазы. Фазы, которые указываются в кривой, зависят от времени года. Акцент делается на сезоны, которые более подходящие и востребованные для отдыха.

На сегодняшний день для успешного функционирования маркетинга в сфере туризма необходимы дополнительные системы вспомогательного характера, а именно:

- маркетинговой информации;

- организации маркетинга;

- маркетингового контроля.

За счет системы маркетинговой информации все сведения касательно туристических услуг систематизируются, и дается оценка имиджу компании, которая предоставляет данные услуги. Без объективной, актуальной, достаточно полной маркетинговой информации невозможно принятие оперативных и стратегических решений.

Система организации маркетинга направлена на создание соответствующей организационной структуры туристского предприятия, обеспечивающей реализацию маркетинговых мероприятий.

Система маркетингового контроля специально создана для, того чтобы следить за выполнением маркетинговых программ и стратегий предприятия.

Маркетинговая концепция является весьма гибкой, это была выявлено в момент ее практического применения. Она может изменяться в зависимости от имеющихся условий, целей и задач существующих в рамках рыночных отношений. Все элементы, которые входят в концепцию являются непосредственно взаимосвязанными между собой, поэтому ни один элемент нельзя исключать из системы[6]. Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что выбор стратегии туристической фирмы зависит от основных факторов, которые характеризуют состояние данной организации. Каждая стратегия имеет свою уникальность и оригинальность, все зависит от целей организации.

[1] Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – С. 236.

[2] Коль О.Д. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 182.

[3] Сарафанова Е.В., Яцук А.В. Маркетинг в туризме. Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2015. - С. 86.

[4] Толмачев О.М. Маркетинговые стратегии и тактики рекламных проектов в туристических компаниях // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. - №4. – С. 129.

[5] Морозова Н.С., Морозов М.А. и др. Информационное обеспечение туризма. Учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – С. 112.

[6] Абазян А.Г., Горбачева Д.А., Секисов А.Н. Маркетинг туристской индустрии. Часть 1. - Краснодар: КГУКИ, 2015. - С. 54.