Характеристика психолого-возрастных особенностей молодежи

Возрастные границы молодого поколения предопределяют его психологические особенности. Если в биологическом смысле молодость – это период достижения физиологической зрелости, а в социальном – достижение самостоятельности в принятии решений, то в психологическом смысле, для каждого индивида, молодость – это период формирования характера и самоидентификации. Формирование характера включает в себя: самосознание, мировоззрение, критическое отношение к окружающему миру.

Самосознание – это целостное представление индивида о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, интеллекта, морально-волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков. Самосознание выступает источником целенаправленного самосовершенствования и самовоспитания молодого человека.

Мировоззрение – это целостная система взглядов, знаний и убеждений индивида, его жизненная философия, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему. Мировоззрение становится основой взаимодействия молодого человека с социальным окружением.

Критическое отношение к окружающему миру – это стремление индивида заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни. Для молодого человека свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления – разрабатывая свои теории, он ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности (6,с. 46; 90, с. 250).

На формирование характера значительное влияние оказывает окружающая молодого человека социальная среда. Если социальное окружение не уделяет должного внимания его развитию, то индивид становится неуравновешенный и вспыльчивый или, напротив, скрытым и замкнутым. Если же речь идёт о гиперопеке со стороны социального окружения, то индивид становится эгоистичным и требующим поклонения. В обоих случаях у молодого человека подсознательно закрепляются искажённые механизмы становления собственного «Я» и осознания своего предназначения в обществе.

Отношение молодёжи к окружающей социальной среде неоднозначно, оно характеризуется стремлением доказать свою независимость и самобытность и сопровождается типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам взрослых, недоверие и критика старшего поколения, иногда открытое противодействие. Молодой человек предпочитает опираться на моральную поддержку сверстников. Даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Переход из подросткового возраста в юношеский и молодёжный сопровождается определёнными психологическими особенностями, которые, указывая на значительные индивидуальные различия, тем не менее, характеризуют ряд общих тенденций в развитии молодого поколения. Юноши и девушки, так же как и подростки, подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам. В юности, больше чем в других возрастах, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности и т.д.

Итак, можно выделить следующие социально-психологические особенности молодого поколения:

-меняется отношение к себе и окружающему миру, формируется самооценка;

- появляется оценка собственных способностей, потребностей, осуществляется попытка построения определённых жизненных планов;

-для молодёжи характерна высокая степень эмоциональности в поведении;

-молодому поколению свойственно стремление к изоляции, одиночеству;

- в молодёжной среде изменяются приоритеты во взаимоотношениях: более значимыми становятся отношения со сверстниками, менее значимыми – отношения с представителями старшего поколения;

-для молодёжи характерна категоричность суждений, юношеский максимализм.