Характеристика средств, стратегий и рынков социального туризма
Путешествовать и получать новые впечатления — одна из современных составляющих качества жизни, но есть те, для кого доступ к обычному туризму затруднен. Это люди малообеспеченные или маломобильные. Именно для таких групп населения и предназначен социальный туризм — одно из направлений деятельности социальных предпринимателей.
Социальный туризм — это любые виды активного отдыха, расходы на которые туристу полностью или частично компенсируются из социальных средств. Федеральный закон об основах туристской деятельности к социальному относит туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
Социальный туризм призван обеспечить доступ к активным видам отдыха тем, кому сложно воспользоваться «классическими» турпродуктами: пенсионерам, студентам, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями. Некоторые компании предусматривают специальные скидки и отдельные малобюджетные форматы путешествий. Наконец, согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» представители этих социальных групп могут претендовать на полную или частичную компенсацию расходов на путешествия — из госбюджета или средств работодателей.
Социальный туризм может быть познавательным, рекреационным, сельским, экологическим и др. На сегодняшний день самым актуальным направлением в этой сфере является сельскохозяйственный, или агротуризм, дающий жителям больших городов возможность посетить сельскую местность, познакомиться с провинциальным бытом, жизнью крестьянско-фермерских хозяйств. Как правило, в агротуризме задействованы такие виды активности, как анимация и мастер-классы, позволяющие красиво преподнести традиции и обычаи региона.
Основные виды социального туризма в России определены законодательством. Это детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, экологический и культурно-познавательный туризм, семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов, для инвалидов, поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии туризма в социальной сфере.
Государственная политика в этой сфере находится на стадии внедрения и пока далека от совершенства. Проблемы в социальном туризме в России начинаются с того, что в законодательстве нет регламентирующих документов, которые определяют, кто из туристов, на какие путешествия, где и когда может получить полагающиеся ему бюджетные средства. Призванный внести конкретику закон «О социальном туризме» разрабатывается с середины 1990-х годов, но до сих пор не принят, а значит, большинство вопросов, касающихся выделения бюджетных ассигнований льготным категориям путешественников, не урегулированы.
Тем не менее, государство не отказывается от финансирования этой сферы. Регионы получают деньги из федеральной казны на организацию социальных туров. Средства перечисляются туристическим фирмам, которые берут на себя заботу об отдыхе льготных слоев населения. Благодаря этим субсидиям некоторые фирмы принимает туристов-пенсионеров и студентов со всей страны. Путевки распределяют региональные министерства, отвечающие за социальное обеспечение. Также из государственного бюджета периодически выделяются гранты для организации социального туризма — как правило, на молодежные экспедиции и детский туризм. Кроме того, существуют программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Но, по мнению многих предпринимателей, в идеале до 90% стоимости услуг для местных социальных туристов должны возмещаться из регионального бюджета. Это поможет развивать все виды социального туризма в России.
На сегодняшний день, в России, существуют программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Сюда же можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма.
К сожалению, проблемы социального туризма в России не исчерпываются неопределенностями процедур поддержки льготных категорий путешественников и недостатком бюджетных средств на эти цели. Сложности возникают и с инфраструктурой.
Доступность в социальном туризме подразумевает, что маломобильный гражданин может самостоятельно сесть в экскурсионный автобус, в поезд, в самолет, воспользоваться приспособленным для инвалидов-колясочников номером в гостинице и так далее. Хотя в России уже немало сделано для создания безбарьерной среды, тем не менее, найти гостиницу, в которой можно было бы без проблем разместить группу туристов-колясочников, — колоссальная проблема. Неудивительно, что турист-колясочник в России — пока экзотика. Проблема доступной среды — это замкнутый круг. Чиновники и владельцы гостиниц, ресторанов и других заведений не всегда видят и понимают целесообразность организации безбарьерной среды, потому что редко сталкиваются с инвалидами-колясочниками, а те не появляются в общественных местах, потому что нет безбарьерной среды.
Между тем в ряде стран доля маломобильных клиентов составляет до 11% всего турпотока, и инватуризм является неотъемлемой частью туристической индустрии. Государство в лице Ростуризма выступило инициатором создания в 2015 году специализированной компании по обслуживанию маломобильных туристов «Доступный тур». Этот туроператор осуществляет два маршрута: из Москвы по Подмосковью и из столицы — в Сочи, на горнолыжный курорт «Роза Хутор» — там создана инфраструктура для инвалидов.
Положение о социальном туризме закреплено в Манильской декларации по туризму 1981 года. В этом акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Особое внимание в документе уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.
Понятие и виды социального туризма в разных странах определяются по-разному. В ряде государств возможность путешествовать за бюджетный счет имеют госслужащие, военные и другие категории населения, священнослужители получают дотации на эти цели от своих общин. К социальному относятся также и любые виды и разновидности туризма, субсидируемые, например, из средств профсоюзов.
В Европе и США компании, организующие такие туры, получают щедрые субсидии от государства, что позволяет им не повышать цены на отдых. Также средства на социальные туры выделяются и непосредственно льготникам.
Многие страны уже решили проблему с доступностью путешествий для маломобильных граждан. Например, в большинстве европейских городов транспорт оборудован специальными подъемниками, а на туристических маршрутах есть возможность осматривать достопримечательности на инвалидной коляске.
Для развития инватуризма в стране необходимы законодательные изменения. Это направление надо выделить из общего понятия «социальный туризм», подразумевающего финансирование со стороны государства, в отдельную категорию деятельности. Тогда компании, организующие туры для инвалидов, смогут претендовать на льготы, например при страховании ответственности. Сейчас небольшим турфирмам с социальным уклоном не под силу выплачивать ежегодный страховой взнос.
Очевидно, что проблему инфраструктуры для путешествий маломобильных людей бизнесу самостоятельно не решить — нужны существенные инвестиции. Для развития безбарьерной среды в российских городах участники рынка предлагают рассмотреть возможность государственных субсидий на переоборудование номерного фонда отелей, пунктов общественного питания и туалетов под нужды людей с инвалидностью.
Социальные предприниматели работают над тем, чтобы туризм стал возможен для людей, стесненных в средствах (студенты, выпускники детских домов, члены многодетных семей, семьи с небольшим уровнем доходов) или нуждающихся в особых физических условиях и доступной среде (инвалиды). Социальные предприниматели повышают доступность туруслуг за счет предпринимательского подхода и инновационных решений привычных задач. Большинство социальных предпринимателей, используя бизнес-подход к решению тех или иных задач, одновременно участвуют в конкурсах на получение льготных займов и грантов.
В России социальный туризм с финансовой точки зрения достаточно рискован. Несмотря на низкий уровень конкуренции и потенциально высокий спрос в этом сегменте рынка, организаторы социального туризма держатся на плаву в основном за счет других, более прибыльных, направлений деятельности. Так, «Либерти» зарабатывает на турах в Россию для зарубежных инвалидов-колясочников.
Московская компания «Амадэль Тур» — туроператор по Греции и странам Латинской Америки — организует путешествия для инвалидов-колясочников и нуждающихся в гемодиализе. По словам директора компании Татьяны Уртаевой, если поток туристов будет существенным или хотя бы стабильным, специализированные отели готовы идти на значительные скидки российским инватуристам. «Амадэль Тур» возит россиян с почечной недостаточностью на греческий курорт Лутраки, где создана инфраструктура для инвалидов и клиника гемодиализа. В планах компании — организация социального туризма для слабовидящих и слабослышащих.
Главные преимущества предпринимателей в области социального туризма — отсутствие конкурентов и высокий спрос на услуги экономкласса. Кроме того, преимуществом социального туризма являются приемлемые стартовые условия: земли на периферии много, и она доступна по цене, а современные технологии позволяют вести строительство в рамках довольно скромного бюджета.
Сложности в развитии данного направления связаны с сезонностью, а также с низким интересом инвесторов, предпочитающих вкладываться в более развитые сегменты туриндустрии. Нередко трудности вызывает поиск и покупка подходящего с точки зрения логистики и инфраструктуры участка земли.
В настоящее время главная задача российского социального туризма — обеспечение клиентов комфортным и недорогим жильем в разных регионах страны. При этом важно минимизировать риски и расходы создателей подобного соцбизнеса.
В социальном туризме эти цели нередко достигаются за счет создания семейных предприятий, в работе которых участвуют несколько членов (иной раз – несколько поколений) одной семьи. При этом идеальным с территориальной точки зрения зачастую оказывается решение использовать уже имеющиеся в распоряжении семьи ресурсы. В случае, когда семья социального предпринимателя создает гостевой дом на базе собственной квартиры или коттеджа, отпадает необходимость поиска больших заемных средств и источников финансирования. При этом у семьи появляется возможность не только получить дополнительный доход, но и улучшить жилищные условия.
Как правило, семья решается на расширение и улучшение жилого пространства после нескольких сезонов работы социального предприятия. Привлекать дополнительные средства и расширять уже имеющиеся площади побуждает появление постоянных клиентов. В итоге во время горячего сезона социальный предприниматель получает дополнительный доход и одновременно легче справляется с коммунальными издержками и выплатами по кредитам.
Обычно команда социальной турфирмы состоит из членов семьи создателя проекта и наемных сотрудников. Привлечение семьи к работе гостевого дома позволяет снизить налоговую нагрузку, избежать требований, связанных с карьерным и зарплатным ростом, а также обеспечить реинвестирование доходов в развитие проекта. Минусом привлечения наемного персонала, особенно молодежи, является текучка кадров и значительные временные затраты на обучение и контроль. Как правило, оптимальным решением вопроса является система, в которой члены домашнего хозяйства задействованы в проекте в качестве постоянного персонала, а наемные сотрудники — в качестве сезонных волонтеров (переводчиков, проводников и т.д).
При выборе местоположения гостевого дома стоит учитывать такие факторы, как логистика и стоимость. Оптимальным решением в этом случае может стать участок земли в садовом некоммерческом товариществе недалеко от крупных транспортных узлов (железнодорожной станции, аэропорта).
Однако даже при тщательном подборе участка и серьезной подготовке к запуску на практике может возникнуть ряд непредвиденных проблем. Во-первых, это могут быть сложности местного характера (неорганизованность садового товарищества, которое закрывается на зиму, нерегулярно ремонтирует и чистит дорогу и не всегда может обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии). Во-вторых, возникает проблема при работе с командировочными, которым удобнее размещаться в городе, а не далеко за его пределами. Данная часть целевой аудитории обеспечивает стабильную прибыль в осенний и зимний периоды, поэтому необходимо выстраивать отдельную политику привлечения таких туристов. В-третьих, при решении непредвиденных вопросов значительно возрастают затраты, изначально запланированные на инфраструктуру.
При запуске проекта стоит придерживаться стратегии «50/50». Суть ее — в подходе, согласно которому половину каждой туристической группы составляют так называемые полновесные туристы, а вторая половина приходится на туристов социальных. При таком сочетании первая часть группы оплачивает путевку по полной стоимости с маржинальным доходом, достаточным для того, чтобы был интерес заниматься туристическим бизнесом. На нее же приходится 50 % затрат. Работа с такими туристами приносит 72 % от всей прибыли. Вторая половина — социальные туристы — также дает 50 % затрат, но обеспечивает только 28 % прибыли.
От сезона к сезону эти цифры несколько разнятся, и в какие-то периоды может возникнуть дефицит прибыли. При планировании бизнеса важно быть к этому готовым. В камчатском туризме наиболее эффективной мерой борьбы с дефицитом бюджета является работа с VIP-туристами. Конечно, они размещаются не в экономичных гостевых домиках, а в более комфортабельных условиях, но активно пользуются всеми услугами и инфраструктурой. Одна-две группы таких клиентов в сезон дают возможность вернуться к изначально запланированным объемам прибыли.
Источником прибыли социального туризма являются экскурсионная деятельность, информационные и другие дополнительные услуги (помощь в поиске гида, предоставление трансфера и других транспортных услуг и т.п.), а также корпоративные мероприятия и семейные торжества.
Создатель Камчатского центра «Росомаха» Александр Мещанкин также работает над тем, чтобы сделать путешествия доступными не только для льготников, но для всех стесненных в средствах людей — студентов, выпускников детских домов, семей с небольшим уровнем дохода. Его гостевые дома в камчатских горах ежегодно принимают до 4 тысяч туристов, половина из которых — льготники. Окупается проект за счет состоятельных клиентов, в том числе иностранцев. 6-дневный приключенческий тур по Камчатке обходится экономным туристам минимум втрое дешевле, чем VIP-гостям. Такая бизнес-стратегия позволяет Мещанкину охватить еще одну социальную аудиторию — инвалидов-колясочников. Для них он собирается построить несколько специальных бунгало, из которых будет открываться потрясающий вид на камчатские вулканы.
Основатель одной из ведущих немецких социальных туристических компаний, Grabo Tours Reisen, Вольфганг Грабовский отметил, что в «нише социального туризма вы никогда не заработаете очень много денег». Представители российской социальной туриндустрии также не рассчитывают на сверхприбыли, но надеются на партнерскую помощь государства, ведь, как показывает практика других стран, полноценную отрасль социального туризма можно создать лишь общими усилиями общества, бизнеса и государственных структур.