Классификация различных типов семей


Рассмотрим психолого-педагогические классификации семьи в аспекте ее социального значения.

П.Д. Павленок дает следующее определение: «семьи - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу» [11,с.134].

По мнению В.И. Зацепина, «Семья – неоднородная дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, социальные профессиональные подсистемы» [7,с.88]

Как видно из предложенных определений, семья является малой социальной группой, функционирование которой основывается на взаимодействии ее членов.

В литературе предложено несколько классификация семей.

Наиболее полная классификация типов семей представлена Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной:

1. Разделение семей по структуре. На основе одной или нескольких брачных пар. Также учитывается возраст, наличие/отсутствие детей и количество детей. Число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии.

2. Разделение по семейно-жизненному циклу: по брачному состоянию или возрасту: добрачный, брачный, послебрачный по семейному циклу: молодая семья, семья среднего возраста, пожилых и престарелых

3. Разделение по местности проживания (город, село)

4. По национальному признаку

5. По религиозной принадлежности

6. Разделение семей по уровню доходов:

  • семьи с высоким доходом (семья, может оплачивать платные услугами в социальной сфере);
  • благополучные семьи (семья решающая свои трудности самостоятельно , без обращения с социальные службы);
  • кризисные семьи (семьи, находящиеся в бедственном материальном положении)

7. Семьи социального риска. К данной категории относят многодетные семьи, неполные, матери-одиночки, семьи с детьми с ОВЗ или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами. В эту группу также входят семьи, где родители не выплачивают алименты; семьи беженцев и переселенцев; малообеспеченные семьи.

8. Неблагополучные семьи. В основе систематизации семей принцип нарушения внутрисемейных отношений:

  • конфликтная семья (преобладает конфронтационный стиль отношений, например разводящиеся семьи, частые конфликты и т.д.);
  • аморальная семья (нарушаются права ребенка – жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие, невыполнение родительских обязанностей);
  • педагогически несостоятельная семья (семья с недостаточным педагогическим потенциалом);
  • асоциальная семья (воспитание детей происходит в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, в результате этого дети у детей формируются навыки девиантного поведения, склонность к самовольных уходам из дома).

В основу классификации неблагополучных семей М.И. Рожковым положены психолого-педагогические особенности [13,с.133]:

  • беспорядочная жизнь родителей, ссоры, пьянство, бесчестные поступки. Зачастую дети перенимают негативное поведение взрослых, копируют их манеры, установки, ценностные системы. Без положительного влияния семьи ребенок не способен усвоить устойчивую положительную модель поведения;
  • Разногласия между членами семьи в вопросе воспитания ребенка. Ребенок вынужден приспосабливаться к разночтениям в требованиях родителей, что вырабатывает в нем такие качества как лицемерие, лживость. Естественно, это не лучшим образом сказывается на формировании устойчиво положительной жизненной позиции ребенка;
  • Повышенный контроль за поведением ребенка, строгость наказаний за проступки. Будучи подавленным, стесненным контролем, ребенок боится, злится, обижается и воспитывает в себе такие качества как мстительность, обидчивость. Как правило, дети из семей с подобным стилем воспитания вырастают недоверчивыми, жестокими, даже садистами. Идеалом у таких людей будет сильная личность, способная всех подавить и навязать свою волю;
  • материально обеспеченные, но духовно убогие семьи. В таких семьях нет требовательности к детям. Это воспитывает в детям потребительство, циничное отношение к людям и жизни, леность, склонность к тунеядству и ничегонеделанию. Духовное начало таких детей оказывается недоразвито, между родителями и детьми не формируется душевного тепла, доверия, тесной ментальной связи.

В.Н. Дружинин разработал простую своеобразную схему для определения типа семьи [6]. Данный автор отмечает, что в результате исследования подходы к семье можно представить двумя противоположными концептами: нормальная – аномальная семья, идеальная – реальная семья.

В его классификации «нормальная семья» рассматривается как семья, которая имеет необходимый минимум материальных благ, социальной защиты и обеспечивает необходимые условия для успешной социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Такой семьей считается семья, где за благополучие в семье отвечает отец.

Другие типы семей, где это правило отсутствует, являются аномальными. В основе второй шкалы «идеальная семья» является нормативной моделью семьи, которая принимается общественностью и находит отражение в массовых представлениях и культуре.

П.Д. Павленок выделяет типы семей: проблемные, маргинальные, семьи с детьми-инвалидами, неполные [11,с.120].

Маргинальные семьи - это семьи, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуждаются в социальной и психологической поддержке. К маргинальным семьям можно отнести все перечисленные выше типы семей, нуждающихся в материальной поддержке государства.

Проблемные семьи - семьи, нуждающиеся в помощи из-за: неизлечимых болезней родственников, их неустойчивой психики. Кроме того, источники возникающих проблем в семье могут определяться экономической ситуацией. Отсутствие возможности обеспечить свою семью вызывает депрессию, усиливает склонность к суициду, алкоголизму.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов обладают проблемами, связанными с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.). Один из видов неблагополучной семьи - неполные семьи, – это семьи с одним родителем и детьми.

Рассмотрим классификацию семей по уровню социальной адаптации, предложенную Н.Я. Ротановой:

  • благополучные семьи,
  • семьи группы риска,
  • неблагополучные семьи,
  • асоциальные семьи. [14,с.100]

Благополучной считается та семья, которая успешно реализует возложенные на нее задачи воспитания детей и не нуждается в поддержке социальных служб. В случае же возникновения проблем благополучная семья может разово прибегнуть к помощи.

Семьи же групп риска не могут считаться благополучными, так как стиль воспитания в них значительно отклоняется от общепринятых норм. В частности, примером семьи группы риска может служить неполная, малообеспеченная семья. Отсутствие одного родителя, низкий материальный достаток снижают адаптивные возможности таких семей. Воспитательные функции семья выполняет, то с большими энергозатратами, в каковой связи социальные службы должны обращать внимание на такие семьи, отслеживать и оценивать их состояние, выявлять признаки дезадаптации и депривации, помогать компенсировать их положительными факторами. Работа с каждой семьей группы риска ведется индивидуально, универсального «рецепта» социальной работы с ними нет.

Неблагополучные семьи – семьи с низким социальным статусом, неспособные успешно реализовать воспитательные задачи. Воспитательный процесс в таких семьях нарушен и нерезультативен. Таким семьям необходима систематическая и долгосрочная помощь. [16]

Асоциальные семьи – это семьи, общение с которыми сложно или невозможно организовать, и их состояние требует масштабной коррекции. Как правило, к асоциальным относят семьи, где взрослые склонны к аморальному, уголовному поведению, и родительскими обязанностями пренебрегают.

Социальная работа с такими семьями обычно ведется в консолидации с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства.

Рассмотрим более подробно семьи группы риска. Термин «риск» в данном случае описывает степень ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности. В него включаются и возможность неуспеха, и его мера и возможные негативные последствия. Исходя из этого, категории семей группы риска можно классифицировать с позиций неблагополучия разного характера [10].

Картину неблагополучия семьи следует представить в виде ситуации трудности или невыполнения семьей по тем или иным причинам своих обязанностей по воспитанию и удовлетворению потребностей членов семьи.

Иными словами, неблагополучной является семья, в которой нарушена структура функций семьи, имеются явные или косвенные признаки нарушения воспитательного процесса, при которых не удовлетворяются базовые потребности членов семьи.

Во многих семьях можно наблюдать распространенные, но малозаметные признаки неблагополучия, которые не вызывают особого беспокойства со стороны общества и социальных служб, но могут крайне отрицательно воздействовать на формирующуюся личность ребенка.

Учитывая приоритетные аспекты, мы можем неблагополучные семьи условно классифицировать по группам, включающим несколько подгрупп:

1) семьи с открытой формой неблагополучия:

  • конфликтные,
  • проблемные,
  • асоциальные,
  • аморальные,
  • семьи с недостаточным воспитательным потенциалом (в частности, неполные);

2) внешне благополучные семьи со «сбитыми» моральными и нравственными оринетирами, отличными от общепринятых.

Как было сказано выше, неблагополучие семей имеет разную меру. Л.И. Олифенко, Л.Г. Шульга разделяют семьи по степени неблагополучия:

  • Семьи, чье «неблагополучие» только начинает формироваться. Такие семьи называют превентивными, условно-адаптированными. Обычно это благополучные семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
  • Семьи с выраженными трудностями социального семейного взаимодействия. В этих семьях обычно нарушено сразу несколько функций воспитания. Данные семьи включены в «группу риска».
  • Семьи с множеством трудноразрешимых проблем. Такие семьи имеют ярковыраженное неблагополучие, и в научной литературе именуются «неблагополучными семьями». [10]

В случае, когда благополучная семья не решает свои временные затруднения, то автоматически переносится в категорию семей группы риска. Одновременно с этим, если семья группы риска не решает своих проблем самостоятельно или при помощи социальных и психологических служб, то она переходит в разряд неблагополучных. К счастью, иногда можно видеть обратный процесс: например, семья группы риска прилагает максимум усилий к выходу из кризисной ситуации, эффективно использует предложенную ей помощь и переходит в разряд условно-адаптированной или благополучной.

Таким образом, все семьи группы риска объединены одним аспектом: наличием некоего отклонения от общепринятых норм, в связи с чем невозможно отнесение их к рангу благополучных. В таких семьях, как правило, имеются жизненные трудности того или иного масштаба, а потому снижается воспитательный потенциал. Воспитание детей в этих семьях не отличается эффективностью.

Это означает, что семья группа риска – та семья, в которой родители не справляются с возложенной на них задачей воспитания детей, отрицательно воздействуют на формирование детской личности или совершают правонарушения в отношении детей, тем самым способствуя самовольных уходам детей из дома.

Согласно исследованиям, семьи группы риска разнятся по характеру неблагополучия, по его структуре. Классификация семей группы риска производится на основании изучения характеристик отдельно взятой семьи: нарушения семейных функций, структуры и т.д. Зачастую эти классификации совпадают, дублируют или дополняют друг друга.

А.Г. Грицай на основе анализа классификаций неблагополучных семей (Т.В. Андреева, Л.С. Алексеева, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко и др.) классифицировала семьи группы риска по главным факторам риска, обусловливающим угрозу успешной социализации

Чекх явленй.Пхологей называетя наука, зучающая пхчеке процеы, пхчеке отоя.

:

1) медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственность, врожденные свойства, нарушения физического и психического развития, перинатальные, натальные, постнатальные проблемы, отягченный анамнез родителей и т.д.);

Слово психология происходит от греческих слов psyche - душа и logos - учение.По϶тому первое определение ϶та наука получила как учение о душе. Понятие «душа» носило религиозный и идеалистический характер и не всегда отражало сущность тех или иных явлений.Сегодня научная психология в понятии «душа» объединяет все психические проявления человека, или психику. Термин «психология» сохраняется как дань уважения к древним мыслителям. Любой - наука начинается с ф

актов.Фактами для психологии является психика или психическую жизнь человека. Психика - ϶то свойство высокоорганизованной материи отражать объекты действительности. Психика человека состоит из 3 групп фактов:- психические процессы;- психические состояния;- психические свойства.Психические процессы иногда называют психическими функциями. Они являются первичными регуляторами поведения человека. В них отчетливо выявить начало, прохождения и завершения. Есть психические процессы имеют динамические характеристики - продолжит

ельность и устойчивость.Психические процессы разделяют на две группы: познавательные, или когнитивные, и ϶моционально - волевые. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. К ϶моционально-волевых - ϶моции, чувства, воля.Психические состояния - ϶то относительно статические и устойчивые психические образования. Они, как прав

ило, не осознаются человеком.Примером психических состояний могут быть настроение, бодрость, усталость, апатия, депрессия, ϶йфория, страх, сосредоточенность, тревога, паника. Все они характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.Психические свойства - субъективные особенности, определяющие успешность деятельности человека. Они харак ¬ теризуються постоянством и формируются в процессе упорной деятельности. По϶тому можно выделить

такие психические свойства: восприимчивость, чувственность, ϶моциональность, холод ¬ ность, рассудительность, настойчивость, вдумчивость, инициатив ¬ ность, исполнительность, ответственность, безответственность и т.д.Выявлен факт не всегда может стать предметом научного исследования. Для того чтобы факту заинтересовалась наука, он повторяться, и повторяться закономерно. Например, после упорной и тяжелой работы закономерно наступ

ает усталость.Каждое психическое явление имеет свой четко определенный механизм. В психике человека выделяют три механизма: отражение, проектирование и опредмечивания.Дисплей - ϶то общее свойство материи воспроизводить объективную действительность. Психическое отражение - не просто воспроизведение действительности, но и создание образов чувственного, логического и мнимого характера. Эти образы находят воплощение в продуктах культуры человека. Психическое отражение имеет объективную детерминацию, всегда активное, имеет опережающий характер и постоянно развивается.Проектирование - ϶то совокупность определенных действий по созданию образов в

соответствии с целью деятельности.Созданные образы могут быть зафиксированы на бумаге в виде схем, чертежей, планов и т.д., что позже будет материализованное, т.е. будет создан определенный объект (сооружение, техническое устройство), что обеспечит удовлетворение определенных потребностей.Опредмечивания - ϶то проц

есс воплощения человеческих душевных сил в образ застывшей предметности.Благодаря ϶тому образы проектирования находят воплощение в определенных объектах материальной культуры. Опредмечивания имеет три формы:- материальную - реальная работа;- психическую - отражение объективного мира и переживания ϶того отображения;- личностную - создание самого себя, самообразование и самовоспитание.Рассмотрены три блока содержания науки дают нам возможность определить понятие психологии.Психологией называется наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики человека.Очень часто дают другое определение, связанное с содержанием психи

ческих явлений.Психологией называется наука, изучающая психические процессы, психические состоя.

2) социально-экономические факторы (низкий материальный доход, многодетность, отсутствие одного из родителей, несовершеннолетние родители, семьи, ведущие аморальный образ жизни,);

3) социально-культурные факторы (семьи, в которых родители имеют разные культурные уровни, образование);

В многочисленных стратегиях и программах социально - экономического развития России доминирует техногенный подход. Основные усилия направляются на поддержание прежде высокоиндустриализуемого технологического уклада. Такое направление не способствует преодолению широкого спектра явлений кризисного характера, обусловленных нерациональным использованием ресурсов, ориентацией исключительно на текущее потребление. В этом контексте сфере услуг отводятся важные функции по обеспечению постиндустриальных трансформаций экономики и формирование надлежащих условий жизнедеятельности населения. Сказанное определяет актуальность исследования проблем функционирования сферы услуг и создание эффективной системы управления этим сектором экономики.

В процессе продвижения РФ путем рыночных реформ, интеграции отечественной экономики в мировое сотоварищество необходимо преодолеть негативное влияние ряда факторов, характерных для трансформационной экономической системы : изменчивость конкурентной среды, высокий уровень инфляции, политическая нестабильность, неурегулированность юридических вопросов. Это предопределяет необходимость ориентироваться в управленческой деятельности на методы стратегического менеджмента. Их использование обеспечивает оперативное отслеживание изменений в экономической среде. Это ускоряет процесс адаптации к ним и делает обоснование четкой стратегии на будущее. Конце и усилия субъектов направляются на поиск долгосрочных конкурентных преимуществ. В целом речь идет о разработке научно - обоснованной, высокоэффективной стратегии хозяйственно - финансовой деятельности предприятий. Формирование процедур эффективного и результативного стратегического менеджмента возможно в процессе аналитического обеспечения каждого этапа стратегического управления, то есть при осуществлении стратегического анализа.

4) демографический фактор как показатель структуры и состава семьи (полная, материнская, однодетная, многодетная), а также место проживания (село город, большой город);

5) психологические факторы (отстранение от социальной среды, нарушение коммуникативных функций, эмоциональная нестабильность, трудности социальной адаптации, общения);

Ельн‎сть ‎ уст‎йч‎в‎сть.Пс‎х‎ческ‎е пр‎цессы разделяют на две группы: п‎знавательные, ‎л‎ к‎гн‎т‎вные, ‎ ϶м‎ц‎‎нальн‎ - в‎левые. К п‎знавательным пр‎цессам ‎тн‎сятся: ‎щущен‎я, в‎спр‎ят‎е, память, мышлен‎е, в‎‎бражен‎е. К ϶м‎ц‎‎нальн‎-в‎левых - ϶м‎ц‎‎, чувства, в‎ля.Пс‎х‎ческ‎е с‎ст‎ян‎я - ϶т‎ ‎тн‎с‎тельн‎ стат‎ческ‎е ‎ уст‎йч‎вые пс‎х‎ческ‎е ‎браз‎ван‎я. Он‎, как прав

6) педагогические факторы (низкий уровень педагогической компетентности, низкий уровень общения, аморальный образ жизни родителей, различные стили детей).[5,с.45]

Социально-психологические характеристики семей «группы риска» нестатичны, имеют негативную динамику, усугубляя и расширяя круг имеющихся проблем.

В научной литературе, помимо понятия «семья группы риска» наличествуют следующие термины: неблагополучная семья, проблемная семья, деструктивная семья, негармоничная семья и т.д.

Чаще всего трудности, испытываемые неблагополучными семьями имеют социальный, правовой, материальный, психологический и педагогический характер. Несмотря на разницу в названиях семей, всех их объединяет отрицательное воздействие на развитие и становление личности ребенка.

Анализ литературы показывает, что не создано единой общепринятой типологии семей по форме и степени неблагополучия. Не существует единых признаков, на основании можно включить семью в ту или иную группу риска с точки зрения возможных самовольных уходов подростков из дома, определить возможные последствия нарушенного функционирования семьи, разработать программу социально-педагогической работы с семьей. [3,с.68]

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая разновидность семьи имеет свои только присущие ей отличия связанные с влиянием, складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.