Классификация социальных норм

К основным видам социальных норм относятся: Нормы права, представляющие собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, охраняемые государством.

Нормы нравственности, сложившиеся в обществе правила поведения и выражающие представления людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве, действие которых обеспечивается внутренним убеждением, а также мерами общественного воздействия. Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения.

Традиции, сложившиеся в ходе исторического развития, как и обычаи, но имеющие более поверхностный характер. Довольно большую роль они играют в международных отношениях и в политической жизни государства. Церемонии или ритуалы, цель которых заключается во внушении определенных чувств, например, ритуал исполнения гимна страны. Обряды, имеющие те же цели, что и ритуалы, только в отличие от них, имеют более глубокое проникновение в психологию человека, например, заключение брака. Деловые обыкновения представляют собой правила поведения, сложившиеся в повседневной жизни людей, например, утренние планерки, школьники приветствуют учителя, стоя и др. Корпоративные нормы устанавливаются самостоятельно общественными организациями и закрепляются в их уставах.

Религиозные нормы различных вероисповеданий, содержащиеся в религиозных книгах – Библии, Коране, либо в сознании верующих.

Нормы социального этикета складываются обычно стихийно и имеют цель – облегчить общение между людьми, например, мужчина подает руку своей спутнице при выходе из транспорта.

Как уже упомянулось ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.

Социальные нормы классифицируются по трем основаниям: Сфера регулирования общественных отношений: нормы права, охраняемые государством и установленные им; нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения; нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы. Замечание

Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала. Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения.

Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека. Нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение; политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти; экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ; корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их; религиозные нормы.

Способ образования социальных норм:

стихийное образование – обряды, традиции;

нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.

Способ закрепления: правила поведения могут быть:

  • письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
  • устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.

В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные. Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений. Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.

Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами. Свойства права: его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм; определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют; его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.

Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право. Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием. Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.

В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений. Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.

Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает. Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей. Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений».

Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.

В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем. Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права. Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов. И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы. Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий. Замечание 3 История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.

Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия. В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.

Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные. Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни. Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы. Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными.

Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», « преступности». Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.

С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического». В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов. Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь. «Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком. Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».

Таким образом, можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др. Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».