Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Авторами раскрывается понятие конфликта интересов государственного гражданского служащего Российской Федерации. Приводятся примеры наиболее вероятных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в ходе исполнения своих должностных обязанностей.

Ключевые слова: Российская Федерация, служащий, конфликт интересов, урегулирование конфликта интересов, государственная служба, личная заинтересованность, противодействие коррупции

A CONFLICT OF INTEREST IN THE CIVIL SERVICE

Ilya A. Kurochkin,

Student, specialty Jurisprudence, FSBEI of HE «Ivanovo state University»,

Scientific supervisor - Dmitriy A. Stolyarov, PhD in historical Sciences, associate Professor, the Ivanovo branch of the International Law Institute,

Ivanovo, Russia

The author reveals the concept of the conflict of interests of the civil servant of the Russian Federation. Examples of the most probable situations in which a civil servant may find himself in the course of his official duties are given.

Keywords: Russian Federation, employee, conflict of interest, conflict of interest settlement, public service, personal interest, anti-corruption.

Для нынешней России вопросы противодействия коррупции особенно актуальны. Преступления коррупционной направленности наносят огромный ущерб национальным интересам и создают серьезную угрозу для будущего России. В связи с этим российское государство одну из первостепенных задач видит в предупреждении коррупции [1]. Коррупция негативно влияет на развитее общества, снижает доверие народа к власти и наносит вред экономике страны.

Противодействие коррупции является одним из самых приоритетных направлений государственной политики. С целью пресечения коррупции, в которую вовлечены граждане и органы власти, государство проводит различные мероприятия. Одним из таких механизмов является институт конфликта интересов.

С точки зрения российского законодательства под конфликтом интересов следует понимать ситуацию, при которой существует личная заинтересованность чиновника, способная оказать влияние на исполнение госслужащим должностных обязанностей. Об этом можно прочесть в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) [2].

Например, конфликт интересов появляется, когда человек, принимающий решение об использовании государственных средств в виде дотаций, имеет отношения с организацией, которая является одним из претендентов на получение дотации при распределении государственных средств на конкурсной основе. Вероятность создания конфликта интересов возникает, когда руководитель конкурсной комиссии, принимающий решение о распределении средств, одновременно является главой компании, претендующей на финансирование. Личная заинтересованность чиновника может возникнуть и тогда, когда выгоду получают родственники государственного служащего: родители, дети, братья.

Таким образом, конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского чиновника влияет на

объективное исполнение им должностных обязанностей; в ходе ситуации возникает противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан (организаций, общества, субъекта Российской Федерации), способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан (организаций, общества, субъекта Российской Федерации). Об этом говорится в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) [3].

Анализируя определение конфликта интересов, видим, что под его определение попадает множество примеров, в которых государственный чиновник может оказаться в ходе исполнения своих должностных обязанностей. В связи с этим написать подробный перечень таких обстоятельств не представляется возможным. С точки зрения некоторых правоведов, выделяется несколько наиболее вероятных моментов возникновения конфликта интересов. А именно:

• выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и других лиц, с которыми связана личная заинтересованность чиновника;

• выполнение другой оплачиваемой работы;

• владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

• получение подарков и услуг;

• имущественные обязательства и судебные разбирательства;

• взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения из государственных органов.

Принятый в 2008 году Федеральный закон N 280-ФЗ [4] установил единую систему запретов, ограничений, дозволений и обеспечил профилактику коррумпированности в государственном секторе, и распространил на другие виды государственной службы ограничения, запреты и обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона N 79-ФЗ.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [5] ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространились на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, и других организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

С точки зрения ряда юристов, организация работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе заключается в неукоснительном исполнении госслужащими обязанностей, которые указаны в ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ. В частности, согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, государственное должностное лицо обязано в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. В случае игнорирования требования закона чиновник является правонарушителем и подлежит увольнению с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется кадровой службой по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В случае установления признаков правонарушения госслужащим информация доводится до руководителя органа государственной власти с целью применения мер ответственности, предусмотренных российским законодательством.

С целью предотвращения и урегулирования конфликта интересов в 2014 году губернатором Ивановской области утверждена Памятка для госслужащих Ивановской области. Она стала методическим пособием для ивановских чиновников. Памятка состоит из введения и семи разделов. В ней содержатся

общие принципы и требования для госслужащих Ивановской области. Отмечены виды ответственности за несоблюдение предусмотренных ограничений. Указаны типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе, порядок их урегулирования [6]. Другим указом губернатор Ивановской области в 2016 г. утвердил порядок информирования госслужащих Ивановской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [7].

Проведенный прокуратурой Ивановской области анализ выявленных фактов конфликта интересов на государственной и муниципальной службе показал, что причинами и условиями их допущения явились: игнорирование служащими требований закона; формальный подход к реализации системы антикоррупционных мер; ненадлежащее исполнение представителями нанимателя и кадровыми подразделениями обязанности по профилактике коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

В качестве примера можно привести следующий факт.

Прокуратурой Палехского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Палехского муниципального района. В ходе проверки установлено, что кадастровый инженер, осуществляющий деятельность по землеустройству на территории Палехского муниципального района, является супругой муниципального служащего - начальника управления земельных и имущественных отношений администрации Палехского муниципального района. Последний при исполнении своих должностных обязанностей регулярно принимал участие в подписании листов согласования и актов согласования местоположения границ земельных участков, расположенных на территории района, кадастровые работы в отношении которых проводились его супругой.

В силу ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; обязан в письменной форме

уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Проведенной проверкой установлено, что муниципальный служащий в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы о противодействии коррупции, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не принимал. Неисполнение им требований законодательства о противодействии коррупции нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

По результатам проверки для устранения выявленных нарушений на имя главы администрации Палехского муниципального района внесено представление [8].

Подводя итог, можно сказать, что конфликта интересов нельзя избежать простым запретом. Конфликт интересов в системе государственной службы - это сложное явление, которое требует дальнейшей проработки. Применение полиграфа, с точки зрения авторов статьи, может оказать действенную помощь в решении конфликта интересов на государственной службе. С помощью полиграфа при постановке определенных вопросов можно установить у госслужащего сведения, которые он хочет скрыть. В связи с этим в законодательные акты, регламентирующие государственную службу, необходимо внести поправки следующего содержания: «Поступающие на государственную службу проходят отбор посредством проведения психофизиологического исследования. В случае отказа в прохождении проверки на полиграфе как при поступлении на службу, так и при проведении аттестации, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе» [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курочкин Д.А. Применение полиграфа в борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России [Электронный ресурс] // Образование и наука в России и за

рубежом. - 2018. - № 5 (40). - С. 26-31. - Режим доступа:

https://www.gyrnal.ru/uploads/arxiv/go8c2zz05axyppb72zspmcjfli51bwtrbru3hjtd.pdf

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zabon- ot-25122008-n-273-fz-o/

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/79FZ-o-gosudarstvennoj-grazhdansboj-sluzhbe/

4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bremlin.ru/acts/banb/28655 (дата обращения: 07.12.2018).

5. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/34334, (дата обращения:

07.12.2018) .

6. Памятка об ограничениях и запретах, связанных с гражданской службой, требованиях к служебному поведению, а также требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнении обязанностей, возлагаемых на государственных гражданских служащих Ивановской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://szn.ivanovoobl.ru/wp-content/uploads/sites/5/2015/06/Pamyatba-ob-ogranicheniyah-i- zapretah-svyazannyh-s-gosudarstvennoj-grazhdansboj-sluzhboj.pdf (дата обращения:

11.12.2018) .

7. Указ Губернатора Ивановской области от 28.06.2016 № 99-уг «Обутверждении Порядка

сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Ивановской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 14.07.2016 № 112-уг; от 05.04.2017 № 71-уг; от 15.01.2018 № 3-уг) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docJtself=&nd=107106617&page=1&rdb=3&linbJd=1#I0 (дата обращения: 07.12.2018).

8. Сайт прокуратуры Ивановской области, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokuratura.ivanovo.ru/прокуратура-палехского-района-выяви-4/ (дата обращения:

07.12.2018).