Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Аннотация
Рассматривается опыт деятельности комиссии по противодействию коррупции, выделяются основные направления формирования нормативно-правовой базы, ставится вопрос о порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. Определение коррупции на государственной и муниципальной службе официального закрепления в законодательстве не имеет, но если его основы брать из словарей и некоторых нормативно-правовых актов, то можно сделать вывод, что это преступление, связанное с участием чиновников, которые исполняют свои обязанности, данные им высшими органами власти, с целью личного и семейного обогащения. В данной статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Представлена статистика коррупционной деятельности различных организаций.
Ключевые слова: конфликт интересов, коррупция, муниципальное образование, антикоррупционные экспертизы.
Conflict of Interest at Government and Municipal
Service
Abstract
The author reviews the experience of the activities of the anti-corruption commission, names the main directions for the formation of the regulatory framework and raises the question on the procedure for conducting anti-corruption expertise of legal acts. The definition of corruption at government and municipal service is not formalized in the legislation, but if one takes its basis from dictionaries and some regulatory acts, it can be concluded that it is a crime involving officials who perform their duties given to them by the highest authorities for the purpose of personal and family enrichment. In this article, the author considers the notion of conflict of interest at state and municipal service, provides the statistics of corruption activities of various organizations.
Key words: conflict of interest, corruption, municipality, anti-corruption examination.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ [1] понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Такая личная заинтересованность служащих, занимающих государственные или муниципальные должности, влияет на то, как лицо исполняет свои служебные обязанности, а также проявляется в возможности получения государственными или муниципальными служащими денежных взяток, то есть способствует развитию коррупционной деятельности. Совокупность правовых проблем, которые связанны с причинами и условиями нарушений государственными (муниципальными) служащими правил служебного поведения, их профилактикой и использованием определенных правовых мер для разрешения инцидентов, охватывается определением «конфликт интересов» [2].
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на служащих ЦБ РФ, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публичноправовых компаниях, ПФР РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ, лиц, замещающих должность финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и иных государственных и муниципальных служащих.
Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, лицо, занимающее должность на государственной или муниципальной службе, утратив доверие и не исполнив обязанностей, заключающихся в принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, одной из сторон которого является лицо, подчиненное ему, подлежит увольнению в порядке, предусмотренном федеральными и муниципальными правовыми актами. По мнению многих авторов, дисциплинарные проступки государственных служащих отрицательно влияют не только на служебную дисциплину конкретного государственного органа, но и прямо или косвенно затрагивают интересы всей государственной службы в целом [3].
Коррупция — опасное социальное явление, прямое исполнение должностным лицом своего служебного положения и доверительных ему прав в целях личного обогащения [4]. Под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].
Исходя из сравнения и анализа определений и их содержания, можно отметить, что «коррупция» и «конфликт интересов» — понятия взаимосвязанные. Рассмотрим некоторые примеры борьбы с этими явлениями непосредственно в нашем государстве.
Первым и основным лицом, которое задалось целью борьбы с коррупционной деятельностью, был бывший Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Именно он поставил задачу по созданию эффективной программы по борьбе с преступной экономической деятельностью.
За время существования федерального закона «О противодействии коррупции» прошло не так много времени, но уже мы можем заметить громкие уголовные дела в отношении государственных и муниципальных работников.
Так, если верить статистике Генеральной прокуратуры РФ, за 2018 год было поймано 477 чиновников-коррупционеров, в отношении которых были возбуждены уголовные дела [6].
В июне 2016 года сообщалось, что один из самых известных оппозиционных политиков России, губернатор Кирова Никита Белых, был арестован. Он был задержан в ресторане в Москве при получении взятки в размере 100 000 евро. Вскоре после этого задержания Владимир Путин уволил Белых с должности губернатора в связи с утратой доверия [7].
В 2018 году по результатам надзорных мероприятий по выявлению нарушений закона, влекущих увольнение в связи с утратой доверия, в Нижегородской области прекращены полномочия 21 должностного лица органов власти и местного самоуправления.
По принятым прокурорами области мерам реагирования прекращены полномочия 20 должностных лиц, сведения о которых подлежали включению в реестр. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия [8].
Октябрьский районный суд Краснодара вынес приговор в отношении троих бывших сотрудников полиции. Один из них признан виновным в получении взятки в значительном размере, второй — в даче крупной взятки, третий — в мелком взяточничестве. После совершения преступлений фигуранты были задержаны сотрудниками управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Все трое были лишены права занимать государственные должности на определенный срок [9].
Все структуры, которые созданы для дополнения борьбы с коррупционной деятельностью, имеют особое значение. При всем этом необходимо стремительно развивать методы этой борьбы, ведь общество не стоит на месте, а непрерывно развивается, и появляются новые способы создания коррупционной деятельности.
Даже отчеты о доходах семьи государственного или же муниципального служащего не помогают в стабильном надзоре за финансовой активностью населения, ведь не хватает специалистов, которые будут вести надзор за этой деятельностью. В связи с этим необходимо совершенствовать антикоррупционную политику государства и способствовать преодолению такого явления, как конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.
Список литературы
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228.
2. Очаковский В. А., Пильщикова А. А. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 34. С. 29-35.
3. Очаковский В. А., Крутова Я. А., Жукова Н. А. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 05 (099). С. 484-494.
4. Усенко А. С., Усенко С. В. В Международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2016. С. 97-103.
5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации URL: https://genproc.gov.ru.
6. За что осудили Никиту Белых // ТАСС. URL: https://tass.ru/proisshestviya/ 4513125.
7. Прокуратурой реализованы полномочия по нарушениям, влекущим увольнение в связи с утратой доверия // Официальный сайт Прокуратуры Нижегородской области. URL: http://proc-nn.ru/ru/news/?nid=9423&a=entry.show
8. Приговор Октябрьского районного суда г. Краснодара №1-325/2018 27.11.2018 г. // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru.