Корректировка организационных структур
Одна из наиболее важных управленческих задач заключается в приведении организационной структуры в соответствие с изменившимися условиями. Обычно, принятием решений относительно корректировки структур занимаются высшие руководители организации в случае возникновения серьезных для этого причин. Корректировка организационных структур необходима в случае:
- изменения внешней обстановки в экономике;
- неудовлетворительного функционирования организации (снижение производительности труда, рост издержек, кадровая текучесть, снижение внешних и внутренних рынков, недостаток ресурсов, уменьшение масштабов деятельности и т. д.);
- изменение управленческой технологи;
- перегрузки высшего руководства;
- необходимости перераспределения функций и прав;
- возникновения разногласий относительно организационных вопросов;
- роста масштаба деятельности;
- отсутствия перспективы;
- объединения субъектов хозяйствования;
- увеличения разнообразия;
- влияния технологий процессов производства.
В результате каждого из данных обстоятельств, происходят изменения в организационной структуре и, соответственно возникает необходимость повторного анализа главной стратегии организации, поскольку структура и стратегия не могут устанавливаться независимо друг от друга.
Данная взаимосвязь заложена в основу всех рекомендаций по изменению и корректировке организации управления компанией.
Аналитический процесс изучения стратегии организации включает в себя 5 этапов.
Первый этап, которым предусматривается выяснение задач организации, областей неопределенности, а также перспективных направлений развития. Задачами организации определяется общая структура.
Второй этап, заключающийся в определении переменных, имеющих непосредственное влияние на выполнение задач. Немаловажное значение здесь принадлежит анализу внешней среды, изучению влияния внешних факторов, а также внутренней среды (производственная и экономическая структура организации и ее компоненты).
Третий этап предусматривает изучение планов и цели организации, их соответствия основной задаче, так как они влияют на структуру организации посредством определения значения и приоритетов принятых ранее решений.
На четвертом этапе производится определение соответствия организационной структуры целям, задачам, факторам и планам, от которых имеется зависимость успешности ее функционирования. В данных целях производится тщательное изучение существующей формальной структуры организации, ее сильных и слабых сторон.
Пятый этап заключается в оценке человеческих ресурсов организации, т. е. наличии высококвалифицированных кадров. необходимых для выполнения определенных задач, и изучение главных управленческих процессов (планирование, оперативный контроль, распределение ресурсов) в целях определения того, способны ли они выполнить задачи, цели и стратегические программы.
Процессом внесения определенных коррективов в управленческую структуру предприятия должны предусматриваться:
- систематический анализ функционирования предприятия и его среды для определения проблемных зон, с использованием метода упреждающего выявления отклонений от нормы в работе деловых предприятий - метод «Диагностики»;
- разработка генерального плана, направленного на совершенствование структуры организации;
- последовательная реализация запланированных изменений;
- поощрение повышения информированности работников.
Под диагностикой (от греческого слова - способный распознавать) следует понимать изучение и установку признаков, которыми характеризуется состояние системы предприятия в целях определения возможных нормативных отклонений и предотвращения сбоев в процессе осуществления работы системой.
Диагностика является первым этапом в цикле исследования системы управления организацией: «диагноз - прогноз - управленческое решение - контроль».
Осуществление диагностических исследований управленческой системы производится для оценки текущего состояния организации, а также в целях выявления проблемных моментов. Под проблемой следует понимать ситуацию, когда является невозможным достижение поставленных перед организацией целей, в результате чего возникает необходимость корректировки системы.
Процесс диагностики включает в себя несколько этапов.
Первый этап предусматривает выявление, а также описание признаков, которыми вызывается затруднение в работе, то есть, выявление «симптомов заболевания, отклонений от нормы».
Необходимым условием для осуществле6ния данного этапа выступает наличие нормативов и положений, которые выступают в качестве основы измерения социально-психологических и экономических характеристик деятельности системы.
Вторым этапом предусматривается измерение параметров и осуществление анализа полученных результатов.
На третьем этапе делаются заключения и выводы, которые позволяют поставить итоговый диагноз, предоставляя возможность принятия необходимых мер с целью исправления ситуации.
Диагностика проблем – это сложнейшая многошаговая задача.
Первый этап предусматривает формулирование проблемы в общем виде, получив при этом возможность сокращения количества факторов, которыми определяется данная проблема. Информация должна включать сведения, касающиеся рыночного состояния, действий конкурентов, государственных учреждений, т. е. внешних факторов.
В качестве следующего этапа диагностики выступает анализ текущего состояния предприятия, определение которых осуществляется посредством использования следующих показателей: сбыт, прибыль, производительность, издержки; анализ социально-психологических признаков: кадровая текучесть, уровень конфликтности в коллективе.
В целях группирования факторов, также описания их влияния на работу предприятия необходимо применение методов факторного анализа.
Диагностика выступает элементом, как стратегического, так и оперативного управления организацией, для проведения оперативной коррекции управления деловой организации.