Малый и средний бизнес в России и способы финансирования
Аннотации: Малые и средние промышленные предприятия на сегодняшний день испытывают наиболее серьезную нехватку финансовых ресурсов в наиболее остро нуждающемся в финансировании сегменте – МСП в целом. Единственным способом привлечь банковское финансирование для МСП промышленности остается достигнуть необходимого уровня финансовой привлекательности, отвечающего требованиям банковской сферы.
Ключевые слова: Малый бизнес, предпринимательство, Коммерческие банки, индивидуальные предпринимательство, банковский сегмент, инвестиции
Малые и средние предприятия (МСП) – это совокупность микро-, малых и средних предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность. Деятельность субъектов МСП в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к данному сегменту [1].
К субъектам МСП по законодательству относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям [2].
1. Ограничение по статусу:
Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%.
2. Ограничение по численности работников [2]:
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
· микропредприятия – до 15 работников;
· малые предприятия – до 100 работников;
· средние предприятия – до 250 работников.
3. Ограничение по выручке:
С 1 января 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства [1]:
· микропредприятия – 120 млн рублей;
· малые предприятия – 800 млн рублей;
· средние предприятия – 2 млрд рублей.
Такие признаки сегмента МСП используются государственными органами для классификации субъектов предпринимательства, подсчета и анализа статистических данных, определения потребности предприятий в государственной поддержке, дотациях и пр.
Коммерческие банки, занимающиеся кредитованием предприятий, как правило, имеют в своей структуре подразделения, работающие с разными сегментами. Как правило, выделяют два основных направления – корпоративное кредитование и кредитование МСП. В качестве факторов, разделяющих эти сегменты, выступают 1[]:
· организационно-правовая форма;
· выручка.
В одном из крупнейших банков РФ, осуществляющих кредитование МСП, к предприятиям этого сегмента относятся индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества, объем годовой выручки, которых по официальной отчетности не превышает 3 млрд. руб.
К предприятиям корпоративного сегмента относятся общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества, объем выручки которых превышает 3 млрд руб.
С 1 сентября 2014 года в ГК РФ внесены изменения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц. В соответствии с этими изменениями, к предприятиям сегмента МСП относятся индивидуальные предприниматели и непубличные компании, объем годовой выручки, которых по официальной отчетности не превышает 3 млрд. руб. К предприятиям корпоративного сегмента относятся публичные и непубличные компании, объем выручки которых превышает 3 млрд руб.
На сегодняшний день роль и влияние малого и среднего бизнеса в экономике России существенно ниже, чем в экономиках развитых стран. МСП в России обладают некоторыми особенностями, отличающими их от предприятий зарубежных стран [4, стр. 354]. Одним из особенностей является совмещение в одном предприятии нескольких видов деятельности, нет возможности ориентироваться на одну продуктовую модель развития, присутствует стремление к самостоятельности, между тем значительная доля зарубежных МСП работает на условиях субподряда, общий низкий технический уровень и технологическая оснащенность в сочетании с инновационным потенциалом. Малое и среднее предпринимательство в развитых странах имеют до 80% рабочих мест, а общая доля в ВВП оценивается в 50 и более процентов. В России за 2017 год занятых на МСП в общей численности в экономике страны составила примерно 50%. Общая численность малых предприятий составляет более 2 млн., индивидуальных предпринимателей - примерно 2,6 млн. при населении в 146 880 432 человек.
У малых и средних предприятий нет возможности в полной мере реализовать существующий потенциал из-за целого ряда проблем, весомое место среди них занимает вопрос финансирования, определяющая недостаточностью стартового капитала и собственных оборотных средств, а также банковское кредитование которое является труднодоступным. Подводя итог, можно подчеркнуть, что современные тенденции экономического развития имеют ограниченность ликвидных средств для расширения производства в данном сегменте экономики [3].
Анализируя опыта развития малого предпринимательства в странах с развитой экономикой, можно выделить положительные результаты развития МСП [5, стр. 491] :
- Рост числа собственников, что формирует средний класса населения, данный положительный результат является гарантом политической стабильности в демократическом обществе;
- Увеличение доли экономически активного населения страны, данный факт приводит к увеличению доходов граждан и уменьшает диспропорции в благосостоянии социальных групп;
- Непроизвольно происходит отбор более энергичных индивидов, для которых МСП является началом для самореализации;
- создание большого количества новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, более выражено в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе и представителей социально уязвимых групп населения, например, таких, как старики, инвалиды, молодёжь;
- за счет использования работников с ограниченным образованием, происходит подготовка кадров, которые получают квалификацию на месте работы;
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новинок;
- получение эффективности и стабильности производства крупных компаний путем стимуляции освоения новых рынков;
- полная ликвидация монополии, создание условий для конкурентной среды;
- совокупность мероприятий для невостребованных ранее ресурсов, таких как материальные, финансовые, природные, а также эффективное их использование;
- снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, стимулирование быстрой окупаемости вложений;
- налаживание взаимосвязи между различными секторами экономики страны.
Кроме всего указанного выше, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Сфера малого предпринимательства является одной из самых разветвленных сетей предприятия, которые действуют чаще всего на местных рынках и имеют прямую связь с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с маленькими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью дает возможность четко и своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка.
Такое развитие конкурентного сегмента МСП становится основой для формирования «антихрупкой» экономической системы, получающей выгоду и усиливающейся при влиянии внутренних и внешних стрессоров, вызванных различного рода колебаниями рыночной инфраструктуры. Механизмы естественного отбора формируют такую рыночную систему, которая самостоятельно «залатывает дыры» и подстраивается под изменения окружающей среды, делая колебания основных показателей постоянными, в то же время, сводя их амплитуду к минимуму и обеспечивая не взрывной, но стабильный рост и развитие экономической систем [4, стр. 321 ].
Таким образом, малое и среднее предпринимательство является собой новой моделью бизнеса, которая ограничивается такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства. Деятельность МСП на локальном рынке, быстрое и эффективное реагирование на малейшие изменение конъюнктуры рынка, активное и качественное взаимодействие с потребителем, узкое направление производства, низкая капиталоемкость бизнеса – все перечисленные преимущества приводят к повышению устойчивость на внутреннем рынке. Но также быстрое реагирование МСП на изменения условий функционирования делает более мобильным и приспосабливаемым, но каждое предприятие является более зависимым от конъюнктуры рынка, динамики социально-экономических и политических условий. Маленький капитал сокращает рамки производства, ограничивает привлечения дополнительных научно-технических, финансовых, производственных, трудовых ресурсов.
Список используемых источников
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) .
- Сайт Ресурсного центра малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru (дата обращения: март 2019г.)
- Венчурные инвестиции [Электронный ресурс]. - Финансовая видеоинциклопедия IncomePoint.tv. - Режим доступа: http://www.incomepoint.tv/venchurnye-investicii (дата обращения: апрель 2019)
- Анисимова А.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / А.В. Анисимова. - Москва. - КНОРУС, 2010. - 448 с.
- Кораблев В.В. Оценка эффективности инвестиционного проекта. – Москва: Финансы и статистика, 2010. – 768 с.