Место и роль валютного контроля в обеспечении экономической безопасности государства
Валютный контроль является одной из мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в сфере организации контроля соблюдения действующего законодательства в области экспортно-импортных, валютных и других внешнеторговых операций. В наиболее общем виде валютный контроль можно охарактеризовать в виде деятельности государства в лице органов и агентов валютного контроля, нацеленной на соблюдение валютного законодательства России во время осуществления определённых валютных операций [23, С.56].
В настоящее время есть довольно большое количество характеристик валютного контроля.
Например, Г.А. Тосунян под валютным контролем предлагает понимать совокупность нормативно закреплённых организационных и административных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основе закона государственными органами или другими организациями (к примеру, уполномоченными банками в виде агентов валютного контроля) и нацеленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в области валютных ограничений, а также мер по определению, предупреждению и пресечению нарушений такого порядка [58, С.39].
В.М. Крашенинников под валютным контролем понимает часть единой государственной системы финансового контроля, функционирование которого связано с международной и национальной валютными системами, валютными рынками, трансграничными и внутриэкономическими потоками валют и капиталов и от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, экономический потенциал, и в известной мере, инвестиционный потенциал экономики [36, С.40].
Е.Ю. Грачева определяет валютный контроль в виде одного из видов финансового контроля, осуществляемого во время проведения разных валютных операций [28, С.48].
Есть также законодательно зафиксированная трактовка валютного контроля: валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства во время осуществления валютных операций [5].
Проанализировав все упомянутые выше определения, можно подготовить сводное определение: валютный контроль является разновидностью государственного финансового контроля, осуществляемого во время проведения валютных операций для обеспечения соблюдения норм и правил валютного законодательства.
Валютный контроль - это:
1) механизм контроля со стороны государства за выполнением резидентами и нерезидентами актов действующего валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования;
2) административная мера, используемая государством для обеспечения защиты важной финансовой самостоятельности, достижения устойчивости денежной системы, повышения курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
3) форма нетарифного регулирования в области внешней торговли, её аналогом выступать квотирование экспорта [38, С.115].
Высший уровень организации нормативно-правовой базы валютного контроля - положения Конституции России. Здесь зафиксированы основные положения, касающиеся федерального ведения решения разных вопросов, связанных с таможенным, кредитным, валютным, финансовым, регулированием и его законодательным оформлением [1].
Другими нормативно-правовыми актами, содержащими положения, определяющие главные направления действия механизма валютного контроля, выступают: Федеральный закон № 173–ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон Российской Федерации № 192 – ФЗ от 29 декабря 1998 года «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики», Распоряжение ФТС России № 270–р от 19 августа 2013 года «Об утверждении технологии осуществления контроля за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме», Постановление Правительства Российской Федерации № 1459 от 28 декабря 2016 года «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары», Письмо ЦБ России № 12-1-4/1997 от 15 июня 2003 года «О порядке осуществления резидентами расчетов в валюте Российской Федерации», Письмо ФТС России № 01–11/29413 от 14 июня 2012 года «О соблюдении законности при получении для целей валютного контроля форм учета и отчетности по валютным операциям», Методические рекомендации ЦБ России и др.
Сейчас в виде основного нормативно-правового акта, регулирующего организацию и осуществление валютного контроля, рассматривается Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [5]. В нём устанавливаются задачи и цели государственной валютной политики, принципы валютного контроля и валютного регулирования, финансово-правовой статус субъектов валютных правоотношений, особенности взаимоотношений между ними.
На основе ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 закреплены главные принципы валютного контроля, которые действуют на российской территории. Отразим эти принципы на рисунке 3.
Рисунок 3 - Принципы валютного контроля в РФ [5]
Валютный контроль обладает собственным предметом, особым перечнем субъектов контроля и контролируемых объектов, особыми целями и задачами, а также определённым набором методов контроля.
Цель и задачи валютного контроля предопределяются тем, что он является продолжением государственной валютной политики. Главная его цель – защита национальной валюты от конкуренции со стороны иных валют.
Валютный контроль содержит в себе такие меры:
- контроль в сфере валютных операций;
- контроль перемещения валютных ценностей через таможенную границу;
- контроль исполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством [17, С.2].
Предметом валютного контроля выступают любые валютные операции. На основании Федерального закона № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции содержат в себе: покупку валютных ценностей на легальных основаниях, а также их использование в виде средства платежа; ввоз на таможенную территорию России и вывоз с неё различных валютных ценностей, российской валюты и российских ценных бумаг; перевод зарубежной валюты, российских рублей, внешних и внутренних ценных бумаг со счёта [5].
Под методами валютного контроля предполагаются методы и способы его реализации (верификация, наблюдение, ревизия, анализ).
Выделяют такие виды валютного контроля:
1) Предварительный валютный контроль. Основывается на проверке правильности информативности всех сведений и документов, представленных для выполнения валютных операций.
2) Текущий валютный контроль. Проводится в ходе реализации валютных операций.
3) Последующий валютный контроль. Осуществляется после окончания валютных операций.
Субъектами валютного контроля выступают те государственные органы, а в отдельных ситуациях – неправительственные организации и учреждения, уполномоченные на проведение мероприятий по проверке выполнения валютного законодательства.
Валютный контроль можно представить в форме трёхуровневой системы, где на первой её ступени оказывается Правительство РФ, на второй – органы валютного контроля, на третьей – агенты валютного контроля [29, С.65].
К органам валютного контроля относятся Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.
Основные органы, занимающиеся валютным регулированием, представлены в виде Правительства РФ и Центрального банка РФ. Они занимаются изданием в рамках собственной компетенции актов органов валютного регулирования, оказывающихся обязательными для нерезидентов и резидентов. Помимо этого, ЦБ РФ предусматривает единые формы учёта и отчётности по разным валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также подготавливает и публикует статистические сведения по разным валютным операциям.
Агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и Внешэкономбанк.
Известно, что юридический статус агентств и органов валютного контроля отличается по объёму их полномочий. Агенты и органы валютного контроля вправе: осуществлять проверки выполнения резидентами и нерезидентами требований, предусмотренных в актах валютного законодательства и в актах органов валютного регулирования; осуществлять проверки достоверности и полноты учёта и отчётности по разным валютным сделкам нерезидентов и резидентов; запросить и получить документы и сведения о валютных операциях, об открытии и ведении разных счетов вне российской территории. Однако лишь органы валютного контроля наделены правом выдачи предписаний об устранении обнаруженных нарушений в валютной сфере, привлекать к определённой ответственности за выявленные нарушения различных актов, относящихся к валютному законодательству, и актов, принятых органами валютного регулирования.
Нормативно определены различные юридические ограничения для агентов и органов валютного контроля. При этом органы валютного контроля и агенты валютного контроля могут истребовать лишь ту документацию, которая имеет прямое отношение к совершаемой валютной операции. При этом список документов, запрошенных агентами валютного контроля, обладает исчерпывающим характером. Они должны относиться или к проводимой валютной операции, или к банковским счетам, открываемым за пределами России. Агенты валютного контроля должны представлять органам валютного контроля сведения о разных валютных операциях, совершаемых с их участием. Агенты валютного контроля образуют, тем самым, нижний уровень осуществления валютного контроля, выполняемая ими деятельность по контролю в валютной сфере считается самостоятельным объектом для проверки со стороны разных органов валютного контроля [43, С.5].
Необходимо отметить также, что законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства. Ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (КоАП) налагает ответственность за осуществление незаконных валютных операций и влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции» [3]. Также в КоАП есть смежные статьи. Вся глава 15 КоАП посвящается разным правонарушениям в области финансов, налогов, страхования.
Ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) содержит в себе ответственность за нарушение различных требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, размещённых за пределами российской территории, причитающихся резиденту за переданные нерезидентам товары, осуществлённые для них работы, предоставленные им услуги, переданные им данные и итоги интеллектуальной деятельности, и наказывается штрафом величиной от 200 тысяч до 500 тысяч руб. или в размере зарплаты или другого дохода осуждённого за период от 1 года до 3 лет, или принудительными работами на срок до 3 лет, или лишением свободы сроком до 3 лет [4]. Итак, из всего сказанного выше, можно прийти к выводу, что валютный контроль в России является ключевым инструментом осуществления валютной политики государства, системой конкретных воздействий государства на валютную сферу, обеспечивающих её устойчивое функционирование в виде обязательного условия поступательного развития национальной экономики и обеспечения её экономической безопасности.