Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

2.1 Анализ результатов внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Проведем анализ организации внутреннего финансового аудита (далее-ВФА) главных администраторов бюджетных средств в 2019 году.

Мероприятия внутреннего финансового аудита в 2019 году были организованы 82 главными администраторами из 88 (93%, эта цифра оказалась на 3% больше, чем в предыдущем, 2018 году). При этом за 2019 год главными администраторами проведено 647 аудиторских проверок, из них 608 плановых (94%) и 39 внеплановых (6%).

Шесть главных администраторов бюджетных средств в 2019 году внутренний финансовый аудит не проводили, в том числе в связи с неукомплектованностью штата субъекта внутреннего финансового аудита. Среди этих шести присутствуют: Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по рыболовству и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по интеллектуальной собственности и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

При этом проведение внутреннего финансового аудита в 49 главных администраторах регламентировано нормативно-правовыми актами; еще в 38 - ведомственными (внутренними) актами. Отдельно следует выделить Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству — она не регламентирует осуществление внутреннего финансового аудита.

В 2019 году большинство главных администраторов не отменяли нормативные правовые (ведомственные (внутренние) акты, ожидая, когда буду изданы все федеральные стандарты ВФА. При этом ведомственные (внутренние) акты, предусматриваемые этими федеральными стандартами, главными администраторами не издавались [1].

В большей части случаев у субъекта внутреннего финансового аудита есть необходимые полномочия, чтобы осуществлять внутренний финансовый аудит. Так, в 25 главных администраторах необходимым объемом полномочий субъекта ВФА наделяются должностные лица (29%). Еще в 52 эти полномочия переданы в соответствующие структурные подразделения (60%). В 9 главных администраторах применялась иная форма образования (11%), в том числе:

- в 1 главном администраторе названные полномочия делят два должностных лица;

- в 2 главных администраторах названные полномочия делят должностное лицо и структурное подразделение;

- в 6 главных администраторах данные полномочия возложены на аудиторские группы либо же комиссии (рис. 2).

Рис. 2. Формы образования субъекта внутреннего финансового аудита

Федеральная служба по аккредитации и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству не образовывали субъект ВФА.

Как показал 2019 год, с обеспечением функциональной независимости субъекта ВФА справились 68 главных администраторов (в 2018 эта цифра была 66). При этом у 12 главных администраторов (в 2018 году эта цифра была 11) сложилось ошибочное представление о том, что их субъект внутреннего финансового аудита является функционально независимым.

Для соблюдения условия функциональной независимости необходимо, чтобы субъект внутреннего финансового аудита не подчинялся должностным лицам, занимающимся организацией и выполнением внутренних бюджетных процедур. Как показывают итоги 2019 года, 7 главными администраторами, с целью предоставления функциональной независимости субъекту ВФА, последний был выведен из состава структурного подразделения, занимающегося выполнением внутренних бюджетных процедур. Еще 4 главных администратора, обеспечивая функциональную независимость субъекта ВФА, дополнили структуру главного администратора самостоятельным структурным подразделением – Отделом. Так поступили в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Федеральном агентстве водных ресурсов, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. Аналогичный шаг был предпринят в российском Министерстве транспорта.

Добиться непосредственного и исключительного подчинения субъекта ВФА руководителю главного администратора, ответственному за вопросы внутреннего финансового аудита, фактически удалось 62 главным администраторам. Этот показатель превысил показатель 2018 года на 8,8%, когда этого смогли добиться лишь 57 главных администраторов. [1]

Провести ВФА в отношении тех структурных подразделений, которые осуществляют внутренние бюджетные процедуры, удалось в 68 главных администраторах, что составляет 77%. Провести внутренний финансовый аудит в отношении подведомственных организаций в соответствии с планами ВФА, сформированными на 2019 год, смогли 37 главных администраторов. Отметим, что передачу полномочий по осуществлению ВФА оформили только 9 главных администраторов. Через заключение соглашений это было сделано Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, а также Федеральной службой государственной статистики и Федеральной службой по финансовому мониторингу. Аналогичный путь выбрали Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Федеральная служба судебных приставов. Через согласование (резолюцию) руководителя главного администратора предложений, содержащихся в соответствующих докладных (служебных) записках это было оформлено Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой исполнения наказаний.

Оценка бюджетных рисков структурными подразделениями, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры, проведена в 55 главных администраторах (в 2018 году – 54).

Выявлены следующие основные недостатки при осуществлении главными администраторами внутреннего финансового аудита (рис. 3).

В ходе проведенного в 2019 г. внутреннего финансового аудита удалось выявить ряд недостатков:

1) не удалось обеспечить фактической функциональной независимости субъекта ВФА в 20 главных администраторах (годом ранее, в 2018 году, их было 23);

2) не удалось обеспечить фактическое непосредственное и исключительное подчинение субъекта ВФА руководителю главного администратора в 26 главных администраторах (годом ранее, в 2018 году, их было 32);

3) не осуществлялся ВФА в 6 главных администраторах (годом ранее, в 2018 году, таковых было 9);

Рис. 3. Основные выявленные недостатки при осуществлении главными администраторами внутреннего финансового аудита в 2018-2019 годах

4) не был проведен ВФА в отношении структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, в 20 главных администраторах (ранее, в 2018 году, таковых было 28);

5) не утвержден либо не содержит всех установленных Правилами сведений план внутреннего финансового аудита в 19 главных администраторах (ранее, в 2018 году, таковых было 22);

6) не проводили аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, которая сформирована главным администратором, а также соблюдения порядка формирования сводной бюджетной отчетности в 44 главных администраторах (ранее, в 2018 году, таковых было 50);

7) программы аудиторских проверок не утверждались либо не содержали в полной мере сведений, установленных требованиям Правил, в 15 главных администраторах (ранее, в 2018 году таковых было 13);

8) не были составлены либо не содержали в полном объеме сведений, установленных требованиям Правил, отчеты о результатах аудиторских проверок в 41 главном администраторе (ранее, в 2018 году, их было 39). Многие отчеты не указывали на причины выявленных недостатков и нарушений, значимых бюджетных рисках. Не содержали они и предложений и рекомендаций, направленных на сокращение бюджетных рисков;

9) отчеты, содержащие результаты аудиторских проверок, составлены и (или) представлены руководителю главного администратора с нарушением установленного главным администратором порядка их составления и (или) представления в 47 главных администраторах (ранее, в 2018 году, таковых было 22);

10) руководителями объектов аудита не были созданы планы мероприятий, нацеленных на устранение выявленных недостатков, основываясь на рекомендациях субъекта ВФА, если руководитель главного администратора принял решение о необходимости реализовать аудиторские выводы, предложения и рекомендации, в 17 главных администраторах (ранее, в 2018 году, их было 19);

11) не составлялась или не содержала в полном объеме сведений, предусмотренных требованиям Правил, годовая отчетность о результатах ВФА в 53 главных администраторах (ранее, в 2018 году, таковых оказалось больше — 58) [1].

В целом наблюдается тенденция снижения количества недостатков, выявленных при осуществлении главными администраторами внутреннего финансового аудита. По 8 из 11 основных недостатков (72,7 %) требования Правил по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита выполнялись главными администраторами лучше, чем в 2018 году.

Рассмотрим порядок проведения ВФА, обратившись к примеру Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) в 2018 и 2019 годах.

В 2018 году проведение внутреннего финансового аудита в Министерстве регламентировал Приказ Минэнерго России от 01.03.2016 № 148. Осуществление необходимых мероприятий делегировали Департаменту корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК Министерства энергетики РФ (далее – Департамент). Директор Департамента 29.02.2016 утвердил Положение об отделе контрольно-ревизионной работы Департамента, наделив его функциями по организации ВФА в Министерстве.

Вышедшим Приказом Минэнерго России от 14.09.2018 № 762 было утверждено Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве энергетики РФ. Документ определяет, что задача по осуществлению ВФА ложится на функционально независимое структурное подразделение и (или) уполномоченные должностные лица с соответствующими полномочиями. Они именуются субъектами ВФА. Приказ Минэнерго России от 20.01.2019 № 1241 утверждает образование аудиторской группы для проведения плановой аудиторской проверки в 2019 году. Подчиняется субъект внутреннего финансового аудита непосредственно и исключительно Министру энергетики РФ.[9]

Как в 2018 году, так и в 2019 году штатом предусматривалось привлечь к внутреннему финансовому аудиту шесть человек. Но по факту в осуществлении этих мероприятий участвовали четыре человека. Так можно заключить, при проведении ВФА Министерство сталкивается с нехваткой персонала.

В 2018 году для членов аудиторской группы было организовано повышение квалификации по следующим направлениям:

- «Высшая школа экономики» подготовила для аудиторской группы программу «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- РАНХиГС сформировал программу «Повышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности». [9]

С целью автоматизации проведения внутреннего финансового аудита в 2018 и 2019 годах применялся программный продукт «Внутренний финансовый аудит Минэнерго России». Всеми материальными ресурсами, необходимыми для проведения аудита, сотрудники, уполномоченные проводить внутренний финансовый аудит, были обеспечены.

В 2018 и 2019 годах было проведено по одной аудиторской проверке, которые коснулись отдельных направлений:

- надежность системы внутреннего финансового контроля;

- результативность и экономность использования средств бюджета;

- достоверность бюджетной отчетности, а также соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета по бюджетной процедуре исполнение государственных заданий подведомственными Минэнерго РФ госучреждениями.

Срок проведения и завершения проверки соответствовал утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита.

Внеплановых аудиторских проверок в данном периоде не проводилось.

Аудит проводился в Департаменте государственной энергетической политики, Департаменте угольной и торфяной промышленности, а также Департаменте оперативного контроля и управления в электроэнергетике и Департаменте бюджетного планирования и учета Министерства энергетики РФ.

В табл. 2 представлены основные показатели отчетов о проведении внутреннего финансового аудита в Министерстве в 2018 и 2019 годах.

Таблица 2 - Основные показатели отчетов о проведении внутреннего финансового аудита Минэнерго РФ в 2018-2019 гг. [9]

Наименование показателя 2018 2019

Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек 6 6

из них:

фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита 4 4

Количество проведенных аудиторских проверок, единиц 1 1

в том числе:

в отношении системы внутреннего финансового контроля

1

1

достоверности бюджетной отчетности 0 0

экономности и результативности использования бюджетных средств 0 0

Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц 1 1

из них:

количество проведенных плановых аудиторских проверок 1 1

Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц 0 0

Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц 10 5

из них:

количество исполненных рекомендаций 2 0

Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц 0 0

из них:

количество исполненных предложений 0 0

Согласно представленным данным, в результате проведения ВФА рассматриваемое Министерство в 2018 году получило 10 рекомендаций, призванных положительно повлиять на эффективность внутреннего финансового контроля, 2 из них исполнено. В 2019 году по итогам аудита подготовлено 5 рекомендаций, ни одной из них не исполнено.

В таблице 3 рассмотрим статистику выявленных нарушений в результате проведения аудита.

Таблица 3 - Выявленные нарушения в результате проведения внутреннего финансового аудита в Минэнерго РФ в 2018-2019 гг. [9]

Наименование показателя 2018 2019

Нецелевое использование бюджетных средств 0 0

Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования) 0 0

Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством 0 0

Нарушения правил ведения бюджетного учета 2 0

Нарушения порядка составления бюджетной отчетности 0 0

Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями 0 0

Нарушения порядка администрирования доходов бюджета 0 0

Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов 0 0

Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля 5 1

Прочие нарушения и недостатки 1 3

Как показал ВФА, в 2018 году в Минэнерго удалось выявить:

• 2 нарушения в ведении бюджетного учета в части принятия к бюджетному учету объектов основных средств;

• 5 нарушений, касающихся соблюдения регламентированных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля:

- ВФА осуществлялся сотрудниками Департамента, которые не были уполномочены на его проведение, поскольку их должностные регламенты не предусматривали полномочий для осуществления внутреннего финансового контроля;

- нарушен пункт 8 приказа Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», пункт 13 приказа Минэнерго России от 01.11.2008 № 155, подразумевающие утверждение бюджетных смет лишь уполномоченным на это лицом;

- был нарушен пункт 16 приказа Минэнерго России от 01.11.2008 № 155 — изменения в бюджетную смету вносились без утверждения этих изменений;

- были нарушены требования к оформлению бюджетных смет на содержание центрального аппарата Минэнерго России, а именно: не соответствовали пункту 4 приказа Минэнерго России от 01.11.2008 № 155 (с учетом изменений, внесенных приказами Минэнерго России от 30.12.2008 № 339, от 17.12.2010 № 611).

- оказалась нарушена статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пункт 11 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н - фактически выполненные операции по контролю проверки оформления документов не соответствовали фактам хозяйственной жизни.

По итогам внутреннего финансового аудита, проведенного в 2019 году, нарушений выявлено меньше, чем в 2018 году:

• 1 нарушение касалось соблюдения регламентированы процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля — ВФА осуществлялся сотрудниками Департамента, которые не были уполномочены на его проведение, поскольку их должностными регламентами не предусматривались полномочия на ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях.

• 3 прочих нарушения, которые касались:

- отсутствия технической возможности осуществления контрольного действия в программном продукте ВИС «Внутренний финансовый контроль», а именно: контроля по дате представления отчета о выполнении государственного задания подведомственными Министерству учреждениями в соответствии с пунктом 4 части 3 государственного задания в 2018 году;

- отсутствия в журнале ВФК указания фамилии лица, ответственного за осуществление процедуры внутреннего финансового контроля, в то время как в качестве результата контрольного действия имеется отметка «нарушений нет»;

- несоответствия наименования операции и кода операции в журнале внутреннего финансового контроля [9].

Чтобы устранить нарушения и недостатки, выявленные в ходе аудиторской проверки, сформировать меры для минимизации бюджетных рисков для объектов внутреннего финансового аудита были подготовлены рекомендации, содержание которых будет рассмотрена в следующем разделе.

2.2 Оценка эффективности функционирования систем внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Письмом от 29 декабря 2015 года №02-11-05/77284 Министерство финансов Российской Федерации направило Методику внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее – Методика).

При оценке качества проведения внутреннего финансового контроля и аудита Приложением 1 к Методике предлагается перечень вопросов, которые необходимо изучить. Для этого запрашиваются и изучаются документы, материалы, которые необходимы для определения степени соответствия осуществления внутреннего финансового контроля и аудита критериям, которые указаны в приложении N 1 к Методике. В соответствии с критериями, установленными в Приложении №1 к методике, максимальное количество баллов оценки качества аудита - 120 баллов, из них:

- нормативно-правовое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля - 32 балла;

- подготовка к проведению внутреннего финансового контроля - 28 баллов;

- организация и осуществление внутреннего финансового контроля - 60 баллов.

В рамках оценки качества нормативно-правового обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля оценивается наличие нормативно-правовой документации, определяющей: полномочия должностных лиц, осуществляющих ВФА, устанавливающей порядок формирования, утверждения, актуализации карт внутреннего финансового контроля; порядок учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля; порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля; порядок составления, утверждения и ведения плана аудиторских проверок; предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления и т.д.

Качество подготовки к проведению ВФА оценивается по следующим критериям: наличие сформированных перечней операций подразделениями, которые ответственны за результаты проведения ВФА; оценка бюджетных рисков внесения операции из Перечня операций в карту ВФА; наличие случаев нарушения подразделениями требований в отношении порядка актуализации карт внутреннего финансового контроля; наличие утвержденных руководителем карт внутреннего финансового контроля и указание в них всех необходимых данных и т.д.

Качество организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита оценивается по следующим критериям: проведение ВФА в отношении установленных Порядком внутренних бюджетных процедур; нарушение требований периодичности, методов и способов контроля, которые указаны в картах; выполнение требований к ведению журналов внутреннего финансового контроля; учет и хранение журналов внутреннего финансового контроля в установленном порядке; принятие решений по итогам проведения ВФА; своевременность и периодичность предоставления отчетности о результатах ВФА и т.д.

По каждому критерию начисляются баллы, результат оформляется на бланке, представленном в Приложении №2 к Методике.

Прежде, чем оценить эффективность функционирования систем ВФА главных администраторов бюджетных средств РФ и, в частности, Минэнерго РФ, необходимо отметить, что еще в 2019 году Счетной палатой РФ проведен анализ организации ВФА органами исполнительной власти федерального уровня. Он показал, что созданной в 2014 году системе внутреннего финансового аудита не удается достичь поставленных целей, а ее влияние на повышение экономности и результативности исполнения бюджетных расходов незначительно.

По итогам анализа выявлен ряд проблем.

1. Дефицит кадров, а также низкий уровень подготовки этих кадров: вакантной остается каждая шестая должность субъекта внутреннего финансового аудита. Высокой остается и текучесть кадров: каждый год заявление на увольнение подается каждым третьим сотрудником субъекта внутреннего финансового аудита. Не организуются мероприятия, направленный на профессиональное развитие сотрудников, привлекаемых к ВФА, в рамках государственного заказа.

2. Низкое качество проведения ВФА и недостаточное нормативное регулирование в этой сфере. Как следует из анализа 1705 отчетов, мероприятия в рамках внутреннего финансового аудита зачастую проводились те или иные виды контроля, включая ведомственный контроль, контроль в сфере закупок или контроль учредителя. Лишь один из пяти отчетов можно признать соответствующим требованиям Правил осуществления внутреннего финансового аудита, которые утверждены постановлением российского Правительства от 17.03.2014 № 193. Каждый десятый сотрудник субъекта внутреннего финансового аудита не имел полномочий для его проведения. Оказалось, что в одном из четырех ФОИВ субъект внутреннего финансового аудита не подчинялся напрямую руководителю организации, хотя это принципиально важный фактор [2].

По итогам анализа Счетная палата заключила, что необходимы серьезные перемены в организации внутреннего финансового аудита госорганов. С

01 января 2020 года начала трансформироваться система финансового аудита в систему внутреннего аудита. Новая система внутреннего аудита должна анализировать достижение поставленных целей, а также оценивать эффективность и результативность использования средств бюджета.

Одним из основных показателей эффективности функционирования системы внутреннего финансового аудита является исполнение рекомендаций, полученных в результате проведения аналитического мероприятия, устранение недостатков и выявленных нарушений.

Как свидетельствуют итоги 2019 года, главные администраторы бюджетных средств РФ исполнили лишь 53 % рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, приведение организации и осуществления ВФА в соответствие требованиям Правил, подготовленных Федеральным казначейством в рамках аналитического мероприятия, проводимого в 2019 году (рис. 4).

Рис. 4. Выполнение главными администраторами рекомендаций Федерального казначейства по итогам аналитического мероприятия, проведенного в 2019 году [1]

На рис. 4 видно, что 21 главными администраторами выполнено 100 % рекомендаций; 25 главными администраторами выполнено 50 % и более рекомендаций; 21 главными администраторами выполнено менее 50 % рекомендаций; 13 главными администраторами не выполнено ни одной рекомендации.

Задачей Федерального казначейства стала оценка уровня проведения ВФА главными администраторами в 2019 году. Аналитическое мероприятие проведено на основании информации и документов, представленных главными администраторами по запросу Федерального казначейства, Содержащийся перечень вопросов позволял оценить организацию и осуществление ими внутреннего финансового аудита в 2019 году (далее – Перечень).

Для каждого главного администратора были проставлены баллы по Перечню. Так рассчитывалась оценка, составлявшая сумму баллов по вопросам Перечня. Максимально возможная оценка составила 46 баллов.

При этом по 74 главным администраторам Федеральным казначейством оценка была снижена, 4 главным администраторам Федеральное казначейство повысило оценку.

Самооценка 10 главных администраторов подтверждена по итогам проведения аналитического мероприятия Федеральным казначейством.

Итогом аналитического мероприятия стал сводный рейтинг, показывающий степень организации и осуществления ВФА в 2019 году (далее – Сводный рейтинг). Он составлен в порядке убывания доли от максимально возможного значения оценки Федерального казначейства по следующим группам:

- максимальная оценка ААА («зеленая зона») – 99 – 100 %;

- очень высокая оценка АА («зеленая зона») – 96 – 98,99 %;

- высокая оценка А («зеленая зона») – 90 – 95,99 %;

- оценка выше средней ВВВ («светло-зеленая зона») – 80 – 89,99 %;

- средняя оценка ВВ («желтая зона») – 70 – 79,99 %;

- удовлетворительная оценка В («оранжевая зона») – 60 – 69,99 %;

- низкая оценка СС («красная зона») – 50 – 59,99 %;

- неудовлетворительная оценка С («красная зона») – менее 50 %.

Ряд главных администраторов получил наивысшие оценки. Оценка 45 получена Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов.

Тем не менее, некоторые главные администраторы получили крайне низкие оценки. Так, Федеральным агентством воздушного транспорта получена оценка 22. Федеральной службой по аккредитации получена оценка 20, а Федеральной антимонопольной службой — оценка 19. Оценка Федерального агентства по туризму – 18, а Федерального архивного агентства – 17. Федеральному дорожному агентству была поставлена оценка 10, а Федеральному агентству железнодорожного транспорта – оценка 8. Федеральным агентством по рыболовству получена оценка 6, а Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству – оценка 0. [1]

Если рассчитать среднюю оценку за организацию и осуществление ВФА, по итогам 2019 года она составила 33 балла из 46 возможных (72 %). В предыдущем, 2018 году, она составляла 71 %.

Таким образом, если сравнить 2018 с 2019 годом, эффективность осуществления ВФА главными администраторами немного повысилась. Но данная процедура по-прежнему не совершенна и нуждается в реализации мероприятий по повышению ее эффективности.

Оценим эффективность проведения внутреннего финансового аудита Минэнерго РФ. С учетом обнаруженных нарушений в ходе мероприятий внутреннего финансового аудита в 2018 году Департаменту бюджетного планирования и учета Минэнерго России рекомендовано:

1) внести изменения в должностные регламенты сотрудников, которые участвуют в организации и ведении внутреннего финансового контроля, и предусмотреть для этих сотрудников необходимые полномочия по осуществлению названной деятельности;

2) не допускать при проведении контрольного действия внутреннего финансового контроля операций, результатом проведения которых является неопределенный статус контрольного действия;

3) привести оформление бюджетных смет и изменения к ним в соответствие с законодательными требованиями;

4) обеспечить своевременное отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и осуществление в их отношении контрольных действий;

5) внести изменения в бухгалтерский учет в соответствии с выявленными в результате аудиторской проверки нарушениями в части принятия к учету объекта основных средств (кофемашина Philips HD8649/01 в количестве 2 штук);

6) обеспечить проведение инвентаризации в соответствии с пунктом 2.3 приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49, в частности актуализировать состав инвентаризационной комиссии с учетом кадровых перестановок (в случае увольнения и (или) отсутствия по причине отпуска/болезни) на постоянной основе;

7) усилить контроль за своевременным предоставлением авансовых отчетов и осуществлением расчетов по выданным перед отъездом в служебную командировку денежным авансам в течение трех дней в соответствии нормативно-правовыми актами;

8) структурным подразделениям Минэнерго России обеспечить контроль за своевременным предоставлением сотрудниками первичных учетных документов, подтверждающих произведенные командировочные расходы;

9) проверить на соответствие законодательным нормам регламент по организации работы по командированию работников Минэнерго России в служебные командировки;

10) доработать программный комплекс «Внутренний финансовый контроль» и подсистему «Контракты, договора, соглашения/График оплаты», позволяющую отражать помимо имеющихся операций (экспертиза, оплата) бюджетные операции принятия к учету первичных учетных документов для обеспечения полноты осуществления ВФА и контроля за исполнением бюджетной сметы центрального аппарата Министерства.

Служебной запиской от 20.12.2018 № 07-1138 Департаментом бюджетного планирования и учета Минэнерго России представлен План мероприятий по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности с указанием срока исполнения и ответственных лиц (далее-План). В соответствии с представленным Планом два нарушения устранены [9].

С учетом нарушений, обнаруженных при проведении ВФА в 2019 году подготовлены рекомендации, адресованные Департаменту угольной и торфяной промышленности, Департаменту государственной энергетической политики, а также Департаменту оперативного контроля и управления в электроэнергетике и Департаменту бюджетного планирования и учета. Среди таких рекомендаций:

1) внесение изменений в должностные регламенты сотрудников, ведущих регистры (журналы) ВФА, наделение их полномочиями по ведению указанных регистров;

2) исключение вероятности появления положительного результата контрольного действия при отсутствии должностного лица, которое осуществляет такое контрольное действие;

3) недопущение ситуации, когда наименования операции не соответствуют кодам операции, предусмотренным справочником бюджетных процедур;

4) включение Департаментом угольной и торфяной промышленности, Департаментом государственной энергетической политики, Департаментом оперативного контроля и управления в электроэнергетике операции контроля факта поступления в Минэнерго России отчета о выполнении государственного задания подведомственными Минэнерго России в карты внутреннего финансового контроля, обеспечение Департаментом бюджетного планирования и учета доработки программного продукта ВИС «Внутренний финансовый контроль» на основании вновь утвержденных карт;

5) обеспечение Департаментом бюджетного планирования и учета доработки программного продукта ВИС «Внутренний финансовый контроль» (в рабочем окне бюджетной процедуры), предусмотрев возможность отображения начальной и конечной суммы Соглашения на текущий год, что обеспечит более эффективный контроль достоверности информации в случае внесения изменений в Соглашения о предоставлении субсидий на выполнение государственных заданий подведомственными Минэнерго России учреждениями [9].

Передача материалов аудиторской проверки в 2018 и 2019 году в федеральный орган исполнительной власти, наделенный контрольными и надзорными полномочиями, правоохранительные структуры не предусматривалась. Аналогично, не планировалось привлекать к ответственности должностных лиц объектов ВФА, где обнаружились те или иные нарушения.

В 2019 году Минэнерго РФ, если обратиться к рассмотренному выше рейтингу, разместилось на 53 строке (из 88). Выполнение Правил оценено в 71,74%, что позволяет отнести организацию к желтой зоне (группе ВВ). Несомненно, что организационные и методические аспекты осуществления внутреннего финансового аудита в рассматриваемом органе исполнительной власти нуждаются в совершенствовании.

Можно заключить, что сформированная в России законодательная база внутреннего аудита призвана содействовать его стандартизации, соблюдению единых принципов осуществления этой деятельности как в коммерческом секторе, так и на предприятиях с участием государственного капитала. Тем не менее, сегодня существуют определенные сложности, связанные с организацией внутреннего аудита в госучреждениях. В России и внутренний аудит, и его законодательная база — недавно сформировавшиеся отрасли, которым недостает научно-практических разработок. Особенно это актуально для внутреннего аудита в бюджетной сфере.

Анализ методических и практических аспектов внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти РФ выявил ряд проблем, основными из которых являются:

- недостаток квалифицированного персонала для выполнения внутреннего финансового аудита и его текучесть;

- формальный подход к проведению внутреннего финансового аудита, невыполнение рекомендуемых мероприятий, предложенных для устранения выявленных недостатков;

- несовершенство методики проведения внутреннего финансового аудита, нормативно-правовой базы;

- несоблюдение принципа функциональной независимости лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит в органе исполнительной власти.