Методика анализа финансовых результатов деятельности организации
Невзирая на многообразие типов прибыли, ей характерен соответствующий порядок формирования (рисунок 1).
Ключевая цель управления прибылью заключается в обеспечении максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде. Данная цель предусматривает одновременное обеспечение гармонизации интересов собственников с государственными интересами и интересами сотрудников организации.
Рисунок 1 – Формирование прибыли предприятия [20, с. 31]
Аналогично всем управляющим системам, управлением прибылью реализуется собственная ключевая цель и главные задачи посредством осуществления соответствующих функций. Рисунок 2 отражает состав главных функций системы управления прибылью организации.
Рисунок 2 – Состав основных функций системы управления прибылью предприятия [17, с. 29]
Формирование и создание рыночной экономики требует от предприятий России рационального и экономически обоснованного подхода к планированию своей деятельности, к определению стратегии финансовой и производственной политики, анализа и оценки полученных результатов. Прибыль является основным источником финансирования развития предприятия, совершенствования его материально-технической базы, обеспечение всех форм инвестирования [28, с. 85].
Формирование и распределение прибыли является частью управления прибылью, осуществление которых является довольно сложным и многофакторным процессом, включающим анализ хозяйственных связей, финансовых показателей за предшествующий отчетному периоду. От правильности распоряжения прибылью полностью зависит будущее предприятия, обеспеченность денежными ресурсами производственного процесса продукции и ее сбыта, качество заработной платы сотрудников. За эти вопросы отвечает планирование, в которое входят и вопросы оплаты налогов на прибыль в бюджет, своевременное решение которых обеспечивает жизнь предприятию без штрафов.
Составление планов по формированию и распределению прибыли, как неотъемлемая часть финансовой стратегии предприятия, основанная на условиях заключенных договоров, нормативно-правовой базе, установленных государственных экономических нормативах, оценке хозяйственно-¬финансовой деятельности за предыдущий отчетный период проводится предприятием самостоятельно [40, с. 90].
Такая самостоятельность определяется долгосрочными целями финансовой деятельности предприятия и выбором наиболее эффективных способов ее достижения. При составлении планов необходимо строго оговаривать сроки их реализации, которые зависят от следующих факторов:
– динамика макроэкономических показателей;
– тенденции развития рынка, как российского, так и мирового;
– отрасль функционирования предприятия;
– специфика производственной деятельности [26, с. 129].
Являясь частью финансовой стратегии, планирование прибыли проводится по четко определенным направлениям деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной с единовременным расчетом альтернативных финансовых показателей и характеристик, применение которых в случае наметившихся тенденций изменения рыночной ситуации дает возможность определения одного из вариантов развития финансового положения субъекта хозяйствования.
С целью принятия управленческих решений чаще всего применяют структурированную систему показателей, обладающую определенной целью. Она дает возможность преодоления опасности одностороннего и неполного отражения деятельности субъекта хозяйствования, поскольку для отдельных показателей присуща ограниченная информационная ценность, что ведет к возможности их неадекватной интерпретации. Система данных показателей очень важна при необходимости учитывать ряд целей, а также выявлять взаимосвязи компонентов системы [38, с. 17].
Систему показателей нельзя навсегда строго задать, требуется ее систематическая корректировка по существу и форме.
Оценка прибыли является, прежде всего, анализом всей экономической деятельности, которую осуществляет субъект хозяйствования. В зависимости от многочисленных факторов проводят тщательные исследования отдельных компонентов деятельности субъекта хозяйствования и по данному исследованию осуществляют общую оценку прибыли субъекта хозяйствования [46, с. 104]. Условия формирования прибыли определены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Условия формирования прибыли [13, с. 110]
Основную долю прибыли субъект хозяйствования получает обычно от продаж. В связи с этим требуется оценка влияния различных факторов на её изменение (рисунок 4).
Рисунок 4 – Совокупность факторов, оказывающих влияние на финансовый результат [11, с. 67]
На рисунке 5 приведена схема по распределению и применению прибыли субъекта хозяйствования.
Рисунок 5 – Схема по распределению и применению прибыли субъекта хозяйствования [29, с. 45]
Политику формирования прибыли нужно направить на то, чтобы максимизировать положительные финансовые результаты за исполнение комплекса задач, связанных с обеспечением прироста объема деятельности, эффективным управлением затратами, повышать эффективность применения материально-технической базы, оптимизировать состав и структуру оборотных средств, повышать продуктивность труда и улучшать систему управления субъектом хозяйствования.
Так, в системе управления прибылью субъекта хозяйствования его планирование является наиболее ответственным этапом. Планирование прибыли является процессом создания комплекса мероприятий, нацеленных на то, чтобы обеспечить ее формирование в требуемых объемах и эффективно использовать ее согласно задачам развития субъекта хозяйствования в будущем периоде. Соответственно, необходимость заниматься планированием прибыли вызывает то, что в условиях рынка ее плановая сумма выступает в качестве целевого ориентира коммерческой деятельности субъекта хозяйствования и уровня его эффективности [55, с. 1050].
После общего анализа образования прибыли, как правило, ищут и подсчитывают возможные ресурсы и способы повышения производства, выручки и в целом прибыли, а также выявления всех возможных резервов и способов стимуляции. А ключевой момент в этом – возможное уменьшение себестоимости товаров за счет оптимизации производства, пересмотра, и более экономного использования ресурсов, а также других инструментов.
Также требуется проведение тщательного анализа применения прибыли субъекта хозяйствования, при необходимости такого ее перераспределения, чтобы иметь более высокий уровень эффективности [35, с. 66].
В таблице 4 структурированы внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на анализ финансовых результатов деятельности организации.
Таблица 4 – Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на анализ финансовых результатов деятельности организации [47, с. 763]
Внешние факторы Внутренние факторы
Политическая стабильность Объемы валовых доходов
Состояние экономики государства Эффективность труда
Демографическая ситуация Скорость обращения продукции
Конъюнктура рынка, в частности, потребительской продукции Наличие собственных оборотных средств
Инфляция Эффективность использования основных фондов
Ставка процентов за кредит Объемы товарооборота в рознице
Регулирование экономики со стороны государства Ценообразование и его порядок
Платежеспособный спрос (динамику и колебания платежеспособного спроса определяет стабильность извлечения торговой выручки) Издержки обращения Цены поставщиков товаров Товарная структура Государственная налоговая и кредитная политика Средства труда
Развитие деятельности общественных организаций потребителей услуг и товаров Предметы труда
Развитие профсоюзного движения Трудовой ресурс
Экономические условия деятельности
Рыночная емкость
К числу внешних факторов образования прибыли относят природные условия. Данный фактор особенно важен в пищевой промышленности государства: если в сельском хозяйстве ввиду природных неблагоприятных условиях сокращается урожай, в связи с чем повышаются цены на сырье перерабатывающих организаций.
Также в число внешних факторов могут быть отнесены приказы высшего руководства. Это является актуальным при вхождении предприятия в состав объединения организаций, а также при невозможности нижестоящими звеньями оказывать влияние на решение высшего руководства [49, с. 137].
Результаты изучения теоретических положений, а также подходов, используемых на практике, продемонстрировали, что сейчас отсутствует единая точка зрения в отношении определения экономического содержания финансового результата субъекта хозяйствования. Необходимо отметить, что в иностранной практике принято выделение следующих ключевых подходов:
1. Первый подход. Финансовый результат рассматривается в качестве изменения размеров чистых активов субъекта хозяйствования в течение отчётного периода. Проводится определение величины чистых активов как стоимостной оценки общего имущества субъекта хозяйствования за минусом общей величины его задолженностей, а также дополнительных взносов его собственников. 2. Второй подход. Финансовый результат – это разница между размерами доходов и расходов работы субъекта хозяйствования. 3. Третий подход. Финансовый результат рассматривают в качестве изменения объемов собственного капитала субъекта хозяйствования в течение отчётного периода. В процессе определения финансового результата исходным моментом в указанных подходах выступает расчёт результата, отражающий эффективность применения капитала, вложенного собственником. Прибыль рассматривается в качестве элемента собственного капитала, иначе говоря, в качестве его прироста на протяжении определённого периода времени [22, с. 205].
Таким образом, на сегодняшний день прибыль является «движущей силой рынка», выполняя главенствующую роль в общем механизме управления организациями. Именно данный показатель позволяет предприятию ответить на основополагающие вопросы экономики: что производить, в каком объеме и для кого. Следовательно, прибыль является определяющим показателем, стимулирующим финансовых менеджеров обоснованно подходить к политике ее формирования путем принятия решений относительно максимизации доходов и минимизации затрат. Вопросы исследования проблемы формирования положительного финансового результата на предприятии, а также его распределения, дает возможность принимать обоснованные управленческие решения, создавая тем самым основу для реализации планов относительно максимизации прибыли. Финансовые менеджеры в процессе анализа должны уметь выявлять внутренние резервы повышения прибыли на предприятии, а также грамотно их распределять и использовать для достижения необходимого эффекта.