Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Анализ экономической литературы с позиции поиска критериев, источников и факторов конкурентоспособности позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи. Методы такой оценки различных объектов можно классифицировать по двум основным критериям: по степени объективности (субъективности) результатов оценки и по подходу к оценке - качественная или количественная. Обобщая научные исследования по этому вопросу можем представить классификацию всей совокупности методов (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия
Классификационная в знак |
Группы методов оценки конкурентоспособности предприятия |
По способу оценки |
Качественные, количественные |
По способу отражения конечного результата |
Матричные, графические, индексные, аналитические, комплексные логистические |
По способности принятия управленческих решений |
Текущие, стратегические |
По направлению формирования информационной базы |
Критериальные, экспертные |
В зависимости от объекта оценки |
Оценка конкурентособности персонала, организации, продукции |
В зависимости от цели оценки |
Определение конкурентных преимуществ, позиционирование в группе, динамика позиций в группе |
К качественным методам оценки конкурентоспособности относят модели оценки конкурентных сил, матричные, методы анализа (пятифакторная модель и «национального ромба» М. Портера, SWOT- анализ, STEP-анализ, матрица BCG). С одной стороны - они универсальны в применении, с другой - субъективные, трудоемкие в реализации, поэтому делают не возможным такую оценку в процессе анализа для определения приоритетных направлений усиления конкурентных позиций на рынке. К количественным методам оценки относятся методы экспертных оценок, расчетно-графические (метод «профилей», многоугольник конкурентоспособности, метод конкурентных стратегий Ж. Ламбена). Такие подходы используют различные оценочные критерии, на основе которых по фактическим данным производится расчет единичных, групповых, интегральных показателей, поэтому дают возможность реально определить положение предприятия и принять объективные, с тактической и стратегической точки зрения, управленческие решения. Рассмотрим некоторые методы оценки конкурентоспособности предприятия с позиций их преимуществ и недостатков.
Матричные методы (матрица конкурентных стратегий М. Портера, SWOT, SPACE, STEP-анализ, анализ системы 111-555 и т. Д.) Основаны на использовании матрицы - таблиц, упорядоченных по строкам и столбцам элементов. Основываясь на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике, позволяют показать позиции нескольких конкурентов и дать представление о перспективах развития предприятия в соответствии с жизненным циклом. Однако они не позволяют объективно оценить уровень своей конкурентоспособности (отсутствует маркетинговая информация, не всегда характеристика конкурентоспособности относительно доли рынка указывает на такое состояние, которое затрудняет принятие управленческих решений), а также отражает этот уровень объекта только в четко определенных отраслевых рамках.
Индексные методы (методы, основанные на теории эффективной конкуренции при оценке конкурентоспособности продукции (дифференцированный метод, с точки зрения продаж, интегральные методы и т. Д.). Реализация индексных методов осуществляется в несколько этапов и в отрасли. показатели могут быть использованы в качестве основы для сравнения). и показатели предприятия-лидера рынка. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, суть которой заключается в том, что такие предприятия будут конкурентоспособными там, где лучшие. Таким образом, три группы показателей взаимосвязаны: производство, продажи продукции и финансовый менеджмент, но они не учитывают С учетом прямых диагностических показателей - качества и цены - использование непрямых показателей (например, отношение чистой прибыли к чистым продажам или к чистой стоимости материальных активов) степени характеризует эффективность организации и функционирования продаж Система, чем реальная конкурентоспособность.
Аналитические методы (ранговый метод, метод баллов и т. Д.) Основаны на выполнении вычислительно-аналитических операций с входными данными. Метод ранжирования основан на определении конкурирующих предприятий путем ранжирования достигнутых значений показателей. Это позволяет определить, по каким критериям сравнительной оценки компания опережает конкурентов, а по какой отстает, но не позволяет установить степень такого отставания от основного конкурента. Метод скоринга предусматривает оценку роста показателей по определенной шкале по критерию минимума ранговых рангов (наилучшее состояние). Позволяет определить место предприятия в конкурентной борьбе, оценить степень его приближения к наиболее конкурентоспособному предприятию, но не дает конкретных рекомендаций по формированию будущих стратегий.
Графические методы (метод, основанный на теории жизненного цикла, метод конкурентных стратегий Дж. Ламбина, полигональные профили и др.). Оценка включает в себя построение «поля оценки», разделение их на квадранты (зоны), которые соответствуют определенному уровню конкурентоспособности, и определение конкурентного статуса предприятия. Метод оценки конкурентоспособности предприятия, предложенный авторами Ю.А. Горбачук и Н. Кушнир, позволяющие интерпретировать такую оценку как геометрическую фигуру, служат количественным показателем устойчивости конкурентной позиции предприятия, основу составляют такие лучевые векторы, как конкурентоспособность продукта, прибыльность продаж, финансовое состояние эффективность управления, маркетинговая деятельность, имидж. Они считают такой многоугольник основой для построения имитационной модели рыночного равновесия в условиях конкурентного соперничества производителей [12, с. 45-46]. Метод полигональных профилей является одним из немногих, который имеет наглядность, в связи с тем, что исследуются сегменты рынка и оцениваются возможности изменения прибыльности производства и маркетинга с учетом требований рынка. Он основан на определении критериев удовлетворения потребностей потребителей, установлении их иерархии, сравнительной важности в пределах диапазона, который потребитель может оценить. Общим недостатком графических методов являются их функциональные ограничения: они позволяют сформулировать определенные выводы о способах повышения конкурентоспособности предприятия, но они не дают главного - интегральной оценки реального уровня конкурентоспособности.
Комплексные методы (метод, основанный на совокупном воздействии детерминант «национального ромба» и стратегического потенциала предприятия, бенчмаркинга, таксономического анализа и т. Д.). Это методы оценки, которые российские ученые считают наиболее обоснованными, поскольку они ориентированы на анализ всего спектра наиболее важных параметров предприятия. Их преимущество - получение максимально достоверной информации из расширенного списка сравнительных преимуществ. Оценка основана на комплексном, многомерном подходе, учитывающем как внутреннюю, так и внешнюю среду, уровень финансовой устойчивости предприятия, положение конкурирующих предприятий [13, с. 45-46]. Сторонники этой позиции считают, что конкурентоспособность является неотъемлемой ценностью по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентного потенциала. Показатели определяются экспертами на основе различных типов таблиц и матриц, а весовые коэффициенты учитывают долю общих стратегических капиталовложений (затраты на стратегическое планирование, разработку новых продуктов, исследования рынка, маркетинг, технологии). В то же время конкретные средства и методики, используемые при определении результата, фактически воспроизводят методы в вышеупомянутых подходах, удостоверяя соответственно и ряд их недостатков.
Оценка конкурентоспособности предприятия на основе оценки его факторов не дает адекватного результата, поскольку они действуют согласованно друг с другом. В то же время происходит процесс нарастания различий в экономических условиях предприятий, заключающийся в разной стоимости, качестве и доступности всех видов ресурсов; уровень инфраструктуры и логистики; условия делового взаимодействия с местными властями. Поэтому один подход учитывает стоимость конкретных факторов производства, второй - повышение качества товаров, третий - эффективность производственно-сбытовой деятельности, четвертый - финансовое состояние и т. Д. Кроме того, взаимосвязь Все отделы, отделы и службы, которые, в свою очередь, зависят от влияния различных факторов, не учитываются.
Сложность создания единого анализа и единого методологического подхода к оценке компаний заключается в следующем: в экономической теории существует множество разнообразных и порой противоречивых определений, каждое из которых охватывает свои отдельные аспекты; количественный и качественный состав факторов, служащих основой для оценки конкурентоспособности, существенно различается; используются количественные, качественные показатели, индексы, веса, что затрудняет анализ; Отделы маркетинга, созданные на отечественных предприятиях, не могут проводить такие исследования качественно из-за несовершенной базы информационной и технической поддержки. В условиях российской экономики необходимо использовать системно-интегрированные подходы к оценке конкурентоспособности, обобщать их и учитывать конкретную ситуацию.
Одним из новых и самых современных приемов конкурентного анализа и системы непрерывного совершенствования является метод бенчмаркинга. Словосочетание «benchmark» переводится с английского языка как «оценка высоты», «эталонное сравнение».
В 1972 году исследовательско-консалтинговая организация "PIMS" (влияние маркетинговой стратегии на прибыль) пришла к выводу о необходимости знания результатов успеха лучших фирм, которые будут служить информационной базой для принятия собственного эффективного решения. На основе литературных источников представим классификацию всей совокупности видов бечмаркингу в таблице 2.
Таблица 2 - Виды бенчмаркинга
№ п / п |
виды бечмаркину |
основное содержание |
1. |
конкурентный |
Сравнительная характеристика работы компании с ее рыночными конкурентами; Бенчмаркинг альянсы, когда несколько компаний объединяются в группы и совместно ищут и проводят анализ данных. |
2. |
стратегический |
Оценивания альтернатив, реализация стратегий и совершенствования характеристик, когда за основу берутся стратегии более успешных предприятий-партнеров. |
3. |
Процессный |
Изучение и использование опыта и создания бизнес-процессов, беря за основу компании, которые не являются прямыми конкурентами, а просто имеют похожие основные бизнес-процессы (обслуживание клиентов, последовательность операций работы). |
4. |
внутренний |
Сравнительная характеристика труда смежных подразделений в рамках одной организации. |
5. |
внешний |
Возможности изучения тех предприятий, которые имеют главные преимущества в конкурентной борьбе, то есть отраслевыми лидерами, эталонами. |
6. |
Отраслевой |
Сравнительная характеристика компаний, работающих в одном направлении. При этом они не считаются прямыми конкурентами. |
7. |
межотраслевой |
Сравнение предприятий, принадлежащих к различным отраслям. |
8. |
функциональный |
Сравнение характеристик функций аналогичного профиля, выполняются в различных предприятиях. |
9. |
Р Результаты деятельности |
Сравнение результатов деятельности (как правило количественные показатели). |
10. |
Международный |
Выявление и анализ эталонных практик по всему миру, в результате глобализационных процессов и развития информационных технологий. |
Какой именно вида бенчмаркинга предпочтет предприятие зависит от четкого определения того, чего оно хочет достичь в результате внедрения, на каком этапе развития находится отрасль, в которой работает компания и степень развития самой компании в целом. Сравнение с другими предприятиями происходит по таким составляющим сбалансированной системы показателей деятельности предприятия: материально-техническое обеспечение, трудовой и маркетинговый потенциал, финансы и бизнес-процессы. Преимущества бенчмаркинга состоит в том, позволяющие заимствовать лучшие модели управления, снижать риски, достигать ведущей позиции в конкурентной борьбе.
Сначала осуществляется анализ деятельности предприятия и оказываются его сильные и слабые стороны; после этого идентифицируются показатели деятельности других компаний; на основе полученных данных проводится мониторинг результатов проведения бенчмаркинга; определяются мероприятия, направленные на сокращение отрыва относительно к компаниям, анализировались.
Длительная практика деятельности субъектов хозяйствования в конкурентной среде привела к осознанию того, что невозможно предложить единого стратегического видения для всех случаев оценки уровня конкурентоспособности предприятия на основе научно обоснованной системы показателей. Перспективным направлением дальнейших научных исследований определено, что в современных условиях необходима разработка универсальной методики, бы включала основные параметры и комплексно оценивала формирования и управления конкурентным потенциалом предприятия в зависимости от поставленной цели.