Международная торговля на современном этапе и методы её регулирования

Международная торговля – это основная и самая старая форма международных экономических отношений. Развитие международной специализации и кооперирования производства, международного научно–технического сотрудничества находит отражение в расширении обмена товарами и услугами между странами.

Процессы глобализации и либерализации торговли и инвестиционного сотрудничества существенно активизировались в послевоенное время. Ключевым достижением стало формирование соглашения ГАТТ в 1947 г. и, в дальнейшем — ВТО. При формировании правил международной торговли учитывались интересы ограниченного числа участников, в первую очередь свои задачи удавалось решать развитым странам.

На сегодняшний день, при сохранении паттернов международной торговой системы, меняется распределение сил между ключевыми игроками. На протяжении последних лет роль и вес развивающихся экономик в мире заметно выросли. Однако существующие механизмы регулирования не всегда учитывают их интересы. В 2001 г. стартовал Доха-раунд переговоров в ВТО, получивший название «раунда развития». На данном этапе переговоры в рамках так называемого раунда развития существенно затянулись. Ключевыми и принципиально важными решениями Министерских конференций на о. Бали (Индонезия) в 2013 г. и в Найроби (Кения) в 2015 г. стало формирование Соглашения по упрощению процедур торговли и договоренности по запрету на экспортные субсидии для сельскохозяйственной продукции. Тем не менее достичь консенсусного решения по другим вопросам повестки в 2013 и 2015 гг. не удалось.

Таким образом, столкновение интересов групп стран, комплексный и чувствительный характер многих вопросов повестки усложнил процесс переговоров настолько, что на текущий момент можно говорить не только о торможении переговоров в рамках Доха-раунда, но и, по сути, о его провале.

Ситуацию усугубила новая торговая политика США, нацеленная на сокращение дефицита торгового баланса страны посредством борьбы с «несправедливыми» торговыми практиками. Американская сторона высказывалась о недееспособности ВТО в борьбе с «нечестной» торговлей, необходимости модификации порядка функционирования организации и не раз заявляла о возможности выхода из ВТО.

Многие члены ВТО понимают необходимость реформирования организации. Угрозы со стороны США о выходе из ВТО только ускорили этот процесс. В 2018 г. велась активная работа, формировались предложения о реформировании ВТО, состоялся ряд встреч, в рамках которых были представлены основные претензии и предложения по проведению реформ.

Наряду с меняющимся балансом в международной торговой системе, в последние годы мы видим некий переход от глобализации к «глобализму», в соответствии с принципами которого, стороны отстаивают и продвигают собственные интересы за счет развития процессов глобализации. Тому есть ряд подтверждений:

- формирование мегарегиональных торговых соглашений (к ним относятся: Всеобъемлющее и прогрессивное транстихоокеанское партнерство (ВПТТП, бывшее Транстихоокеанское партнерство с участием США), Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП, соглашение между США и ЕС, переговоры по которому приостановлены)). Подобные соглашения призваны формировать глубокие интеграционные партнерства между странами или регионами, которые обладают большим весом в международной торговле и мировых инвестициях. на основе уже существующих цепочек добавленной стоимости может привести к консервации последних и вытеснению стран, не являющихся активными участниками процессов по формированию мегарегиональных торговых соглашений, из системы международного разделения труда;

- отсутствие консенсуса по решению системных вопросов международной торговли и инвестиций, недееспособность многосторонних механизмов, эскалация торговых войн, принятие односторонних ограничительных мер — все это говорит о кризисе многосторонней торговой системы в целом и усилении протекционистских настроений ключевых мировых экономических игроков;

- целью региональных торговых соглашений, в соответствии с правом ВТО, является содействие торговле и дополнение многосторонней торговой системы, но не создание дополнительных барьеров. Практика последних лет показывает, что новые и/или пересмотренные РТС по сути являются не инструментом содействия, но барьерами в торговле, в том числе — между договаривающимися странами и третьими территориями. Под угрозой также оказывается принцип отрытого регионализма, который лежит в основе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

В подобных условиях может быть сформулировано три возможных варианта развития событий[1]:

1. Успешное реформирование многосторонней торговой системы, а также изменение подходов к региональной экономической интеграции ВТО сохраняет ключевую роль в обеспечении базовых принципов регулирования торговли.

Данные принципы должны касаться как функционирования многосторонней торговой системы, так и системы региональных торговых соглашений. Достигается консенсус в отношении сохранения выгод для развитых экономик с одной стороны и усовершенствования механизма особого и дифференцируемого режима для развивающихся и наименее развитых стран с другой. В рамках реформы ВТО, с учетом баланса интересов между странами с развитой экономикой и странами с развивающейся экономикой разрешаются проблемные области, обозначенные большинством членов ВТО. Среди них:

- неэффективность и нетранспарентность функционирования механизма по разрешению споров в ВТО;

- невыполнение странами своих обязательств (отсутствие транспарентности и должных нотификаций мер торговой политики). Разрабатываются более строгие правила с возможными штрафными санкциями за несоблюдение требований к нотификациям;

  • нераспространение права ВТО на ряд принципиальных вопросов (в том числе электронная коммерция, госторгпредприятия, принудительный трансфер технологий);

- использование «несправедливых» и искажающих торговлю практик. При участии всех членов ВТО формируется исчерпывающий перечень торговых практик, которых можно отнести к «несправедливым», после чего рассматривается возможность их ослабления;

- невозможность продвижения переговорной повестки (как по вопросам повестки Дохийского раунда, так и по новым вопросам). Формируются инициативы с ограниченным числом участников, которые расширяются в зависимости от заинтересованности членов ВТО, трансформируясь, при наличии консенсуса, в многосторонние договоренности, учитывающие позиции всех участников мировой торгово-экономической системы.

Реформа ВТО способствует сворачиванию торговых войн на базе реформированного механизма разрешения споров. Решается проблема транспарентности действующих и заключаемых соглашений о свободной торговле, в ВТО рассматривается проблема торговых соглашений, создающих барьеры для многосторонней торговой системы. Разрабатывается обновленный механизм транспарентности для нотифицируемых региональных торговых соглашений.

2. Частичное реформирование многосторонней торговой системы и ВТО

Члены ВТО прорабатывают и находят решение ключевых и наиболее насущных проблем функционирования многосторонней торговой системы. Первая из них — отсутствие транспарентности в применении мер торговой политики. Разрабатываются более строгие правила с возможными штрафными санкциями за несоблюдение требований к нотификациям. Для развивающихся и наименее развитых стран формируются программы по техническому содействию и обмену опытом.

Членам ВТО также удается найти консенсус в отношении наиболее важной функции ВТО — разрешения споров. Экономики в отдельном заявлении соглашаются проработать остальные проблемы, за исключением «несправедливых» торговых практик, указывая временные рамки, а также подтверждая приверженность базовым принципам ВТО. В дальнейшем, путем консенсуса, страны находят решение для каждой из обозначенных проблем. Для того чтобы приступить к решению проблемы «несправедливых» торговых практик, необходимо определить их исчерпывающий перечень, согласованный всеми членами ВТО.

В целях деэскалации торговых войн, после реформирования ОРС, рассматриваются споры по металлам и принудительному трансферу интеллектуальной собственности. На основе решений реформированного ОРС ВТО торговые войны могут быть остановлены. Членами ВТО решается проблема прозрачности региональных торговых соглашений, лучшие практики РТС дополняют многостороннюю торговую систему. Барьеры в рамках действующих РТС рассматриваются в ВТО и на других международных площадках. Разрабатывается обновленный механизм транспарентности для нотифицируемых региональных торговых соглашений.

3. Провал реформирования ВТО, рост протекционизма

Членам ВТО не удается прийти к единому сценарию ее реформирования, растут противоречия между странами с разными уровнями экономики. Орган по разрешению споров оказывается «парализован», как следствие, важнейшая функция ВТО становится неработоспособной, роль ВТО стремительно падает. Мониторинговая и переговорная функции также постепенно теряют свою актуальность вследствие невозможности возобновить функцию по разрешению споров. Происходит эскалация торговых войн. Игнорируя формальные правила ВТО и «дух» многосторонней системы, экономики вводят односторонние торговые меры.

Смещается фокус с ВТО к региональным торговым соглашениям как наиболее результативному инструменту достижения договоренностей в области международной торговли. Стремительно растет число соглашений о свободной торговле со встроенным механизмом разрешения споров. Новые соглашения носят «барьерный» характер, консервируя и защищая сформированные цепочки добавленной стоимости и кооперационные связи, растут транзакционные издержки компаний, большую роль начинает играть не конкурентное преимущество отдельных компаний, а наличие заключенного соглашения.

Происходит рост уровня средних применяемых ввозных таможенных пошлин в мире, число нетарифных мер, создающих барьеры для торговли товарами, также растет

Формируются отдельные коалиции стран, во главе которых стоят крупнейшие экономики мира. Данные коалиции становятся законодателями международных правил торговли, которые не принимают во внимание когда-то базовые принципы ВТО. Экономики вне коалиций для получения доступа на рынок стран внутри объединения вынуждены принимать ее правила без изменений. От того, по какому пути пойдет развитие многосторонних договоренностей, будет во многом зависеть, какие темпы роста мировой экономики мы будем наблюдать в ближайшие десятилетия.

Протекционизм – это политика создания отечественными предпринимателями льготных условий деятельности по сравнению с иностранными.

Существует три группы методов политики протекционизма:[2]:

1. Тарифные методы

2. Нетарифные методы

3. Стимулирование экспорта

Главный инструмент тарифного метода – таможенный тариф (далее ТТ), который представляет собой законодательный акт, содержащий упорядоченный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина — налог на ввоз определенных товаров и на некоторые товары,

произведенные из импортированных товаров. Таможенные пошлины взимаются также с некоторых экспортных товаров. Уплата таможенной пошлины является обязательной и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Функции ТТ:

- регулирующие

- фискальные

- политико-дипломатические

В TT действует принцип эскалации таможенных пошлин - повышение ставок таможенных пошлин по мере повышения степени обработки.

По типу пошлин существует следующая классификация:

- По направлению товаров: импортные, экспортные, транзитные.

- По способу исчисления: адвалорные (в процентах от таможенной стоимости), специфические (по твердой ставке от единицы количества, веса, объема товара) и комбинированные (сочетание адвалорной и специфической пошлин).

Противоположным подходом является фритредерство. Целью данной концепции, в свою очередь, является максимальная либерализация внешней торговли, то есть обеспечение свободы передвижения всех факторов производства - товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Прогрессивное снижение таможенных пошлин (либерализация) является одним из принципов деятельности Всемирной Торговой организации (ВТО). Наряду с данным принципом, для ВТО предпочтительнее тарифное регулирование, чем нетарифное, а также недискриминация (режим наибольшего благоприятствования). Для предшественницы ВТО - ГАТТ, изначальной задачей стояло предотвращение всплеск протекционизма после II мировой войны.

[1] Кнобель А.Ю., Алиев, Т. М., Пыжиков, Н. С. Торговля и глобализация: события последних тридцати лет и дальнейшие эволюционные траектории / Научные доклады: экономика А. Ю. Кнобель, Т. М. Алиев, Т. М. Пыжиков – М.:Издательский дом "Дело", РАНХиГС, 2019. С. 10-30 (дата обращения: 10.11.2018)

[2] Международная торговля : учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — С 489. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4041-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/380912 (дата обращения: 22.11.2018)