Международно-правовые стандарты двойного гражданства
Исследование института двойного гражданства традиционно приводит к выявлению отсутствия терминологического единообразия и вытекающему из данного факта спору о целесообразности существования двойного гражданства как явления в целом и как института правовой системы Российской Федерации в частности.
Представляется, что ключевым в данном вопросе является неопределенность и неоднозначность в раскрытии содержания двойного гражданства. Раскрывая термин "двойное гражданство", отметим, что в настоящее время в научном сообществе отсутствует единообразие по следующим вопроса:
- во-первых, в восприятии института (его оценке с точки зрения возможных позитивных или негативных последствий его существования для правопорядка);
- во-вторых, в его определении (раскрытии понятия исходя из законодательной дефиниции термина либо возможности применения иного, в том числе доктринального, подхода);
- в-третьих, в определении смежных категорий (в частности, бипатризма, полипатризма, так называемой категории двугражданства).
Н. В. Витрук понимает двойное гражданство как "сложный правовой статус лица, одновременно имеющего гражданство двух государств, который обычно является следствием существенных различий в законодательстве о гражданстве соответствующих государств либо результатом их целенаправленного и согласованного решения об этом. Двойное гражданство, естественно, осложняет положение лица, поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает "двойные обязанности"[1].
Понятие "двойное гражданство" имеет множество определений, которые в ряде случаев отражают и различные подходы государств к данному явлению.
В целом можно выделить два основных подхода к установлению содержания двойного гражданства. Согласно первому являются синонимичными такие категории, как "двойное гражданство" и "двугражданство" или наличие у лица двух (нескольких) гражданств. Второй подход предполагает неравнозначность термина "двойное гражданство" и случая, когда индивид обладает гражданством двух или нескольких государств.
Первый подход иллюстрирует позицию о том, что двойное гражданство должно рассматриваться в широком смысле, включая признаваемый государством статус лица с двойным гражданством, а также случай наличия у лица непризнанного статуса, который предполагает наличие у лица гражданств нескольких государств, либо случаи, когда лицо вправе в будущем реализовать такой статус, но на текущий момент не осуществило для этого юридически значимых действий.
Второй подход отображает позицию, в силу которой двойное гражданство рассматривается исключительно как признание государством статуса лица.
Приверженцем первого подхода, не выделявшим его, тем не менее, в качестве самостоятельного, можно считать С.В. Черниченко, который представил определение двойного гражданства, характерное для теории международного права в советский период[2].
Анализируя приведенные дефиниции понятия "двойное гражданство", можно сделать вывод, что двойное гражданство определяется как учеными, так и законодателем как состояние, которое характеризуется наличием гражданства двух государств. При этом в рамках действующего в Российской Федерации законодательства для ответа на вопрос о том, обладает ли лицо двойным гражданством, решающим будет являться факт признания на законодательном уровне (либо в соответствии с действующим федеральным законодательством - согласно заключенному международному договору) каждым из государств второго гражданства.
В противном случае строго формально наличие у лица двух и более гражданств не представляет значимости, создавая политико-правовые связи для данного лица с несколькими государствами без каких-либо особенностей, а лицо в каждом из государств обладает условно одинаковым объемом прав и обязанностей, наравне с остальными его гражданами. Однако даже в указанном случае наличие двойного гражданства признается в форме "скрытого признания" - лицо с таким статусом ограничивается в ряде прав, при этом такое ограничение устанавливается именно для данной категории лиц, а не для иностранных граждан в целом (что и свидетельствует о признании статуса, пусть и в части установления для данной категории лиц определенных ограничений).
На наш взгляд, формальное разграничение терминов "двойное гражданство" и "второе гражданство" весьма условно и выражается в том, что второе гражданство в зависимости от подхода:
а) является состоянием, обусловливающим возможность приобретения двойного гражданства, признанного государствами;
б) используется для обозначения лиц, наделенных гражданством нескольких государств при наличии пробелов в нормативно-правовом регулировании либо отсутствии международных договоров;
в) применяется для обозначения лиц, наделенных гражданством нескольких государств в случае, когда государство придерживается линии отказа от института двойного гражданства.
Полагаем, что более ясным и четким является следующее разделение двойного гражданства на два вида:
- признанное (государствами) двойное гражданство;
- непризнанное (государствами) двойное гражданство.
Таким образом, термин "двойное гражданство" должен рассматриваться в узком и широком смыслах.
Первый из описанных случаев, а именно приравнивание двойного гражданства к наличию у лица признанного гражданства двух государств, необходимо рассматривать как двойное гражданство в узком смысле.
Второй случай - признание двойного гражданства при наличии у лица двух гражданств вне зависимости от факта признания данного статуса государством - двойным гражданством в широком смысле. В широком смысле двойное гражданство должно обозначать как признанный, так и не признанный государством статус лица (т.е. случаи спящего или отложенного гражданства).
Рассматривая международно-правовые стандарты двойного гражданства, обратимся к международному опыту.
Многими государствами допускается возможность двойного гражданства. В частности, двойное гражданство допустимо в: Австралии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Иране, Ираке и т.д.
Вместе с тем, в некоторых государствах не позволительно иметь двойное гражданство. К ним относят: Австрию, Боливию, Данию, Малайзию и др.
Законодательством Турции и Греции разрешено иметь двойное гражданство. Германией предусматривается необходимость выполнения особых условий, а Испанией - иметь второе гражданство только определенных стран.
Вместе с тем, анализируя положения международных конвенций отметим Гаагскую конвенцию от 12.04.1930 г., которой двойное гражданство не признавалось и было рекомендовано относиться к бипатридам как к лицам, имеющим только одно гражданство. Было предложено определять гражданство или исходя из места «обычного или подавляющего проживания», или же руководствуясь принципом «эффективного» гражданства, то есть гражданства государства, с которым лицо более тесно взаимосвязано и где им реально используются все или подавляющее большинство прав[3]. Кроме того, имеются еще документы, регулирующие отдельные вопросы двойного гражданства[4].
Правовое регулирование договорных отношений в области гражданства между развитыми странами систематически обновляется, дополняясь и совершенствуясь. Судами, при разрешении вопросов установления гражданства бипатридов в судебном порядке, на национальном или международном уровне используется прецедент, который изначально был создан Международным судом ООН по делу Ноттебома. Так, исходя из имеющихся документов он являлся гражданином Лихтенштейна и Гватемалы. В соответствии с вердиктом Международного суда ООН гражданство бипатридов должно устанавливаться с помощью концепции эффективной гражданской принадлежности[5].
В результате анализа международно-правовых стандартов можно выделить нижеследующие причины двойного гражданства:
- коллизия нормативных правовых актов о гражданстве в различных государствах;
- натурализация, в случае, если такая просьба удовлетворена относительно лица, которое уже признано гражданином другого государства;
- изменения территориального характера;
- миграция;
- передвижение беженцев и т.д.
Обратимся к стандартам двойного гражданства стран ближнего зарубежья. Настоящий бум на румынское гражданство можно наблюдать в пограничной с Румынией Черновицкой области Украины. Гражданами Украины обосновывалось свое решение о приобретении второго гражданства упрощенным безвизовым режимом проезда в шенгенскую зону для румынских граждан. Совершенно иначе обстоят дела в законодательстве самой Румынии. Так, согласно ст. 37 ее Закона о гражданстве: "Иностранные граждане и лица без гражданства, которые были лишены румынского гражданства до 22 декабря 1989 года по разным, не зависящим от них причинам, а также их потомки имеют право на возвращение гражданства Румынии".
Можно сделать вывод о том, что правом получить румынское гражданство обладают все жители Черновицкой области (до Днестра), если у их родителей или предков до 28.06.1940 года имелся паспорт гражданина Румынии.
Кроме того, обращаясь к международным договорам, заключенным РФ, отметим, что РФ по вопросам двойного гражданства были заключены международные договоры с Туркменистаном 1993 года[6] и Таджикистаном 1995 года[7]. Вследствие чего, любое физическое лицо, имеющее гражданство данных государств, может не обращаться в полномочный орган Туркменистана или Таджикистана с отказом от гражданства этих стран. Также, в результате принятия РФ мер по налаживанию политических связей были заключены соответствующие соглашения с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Не всегда двойное гражданство возникает вследствие целенаправленной государственной политики. Причины его формирования могут быть и объективными, не зависящими от воли сторон (к которым следует относить миграционные процессы, расхождение в законодательствах государств и много другое). Этим и обусловливаются особенности института двойного гражданства в различных государствах, а также правовой статус бипатридов.
Список источников
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 133 - 134.
Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собрание законодательства РФ. 1996. N 10. Ст. 830.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5683.
Черниченко С.В. Вопросы гражданства в современном международном праве. М., 1963. С. 69 - 71.
Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Заключена в г. Гааге 12.04.1930) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 223 - 230.
Конвенция о гражданстве замужней женщины (Заключена в г. Нью-Йорке 29.01.1957) // Ведомости ВС СССР. 23 октября 1958 г. N 28. Ст. 373.
Мартынюк П. Принципы единого и двойного гражданства в национальном и международном праве // Правовое государство. 2017. № 5. С. 52-61.
[1] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 133 - 134.
[2] Черниченко С.В. Вопросы гражданства в современном международном праве. М., 1963. С. 69 - 71.
[3] Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Заключена в г. Гааге 12.04.1930) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 223 - 230.
[4] Конвенция о гражданстве замужней женщины (Заключена в г. Нью-Йорке 29.01.1957) // Ведомости ВС СССР. 23 октября 1958 г. N 28. Ст. 373.
[5] Мартынюк П. Принципы единого и двойного гражданства в национальном и международном праве // Правовое государство. 2017. № 5. С. 52-61.
[6] Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собрание законодательства РФ. 1996. N 10. Ст. 830.
[7] Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5683.