Моральные нормы
Моральные нормы имеют ценность в обществе. И несмотря на то, что они не имеют письменной формы, большинство людей стремиться их придерживаться.
Говорить о нравственности человека можно по его поступкам, по его моральным идеалам. Если человек не терпит зла и несправедливости, то это говорит о его нравственном поведение[1]. Для сотрудников правоохранительных органов нравственное воспитание представляет особую важность[2].
Если мы рассмотрим латинское происхождение слов "закон" (jus) и "справедливость" (justitia), то можем увидеть, что оба они имеют один и тот же корень - «юстиция».
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что закон и справедливость являются взаимосвязанными понятиями. Также мы можем отметить, что закон не может существовать без справедливости и наоборот. Любое законодательно решение должно основываться на принципах нравственности и морали.
К. Маркс говорил, что законодатель должен обеспечивать нравственные отношения.
Во всей правоохранительной деятельности прослеживается мораль[3]:
- мораль и право имеют непосредственную взаимосвязь и оказывают друг на друга определенное влияние.
Право должно основываться на моральных началах и закреплены на законодательном уровне[4].
Следовательно, в нормах права должны присутствовать такие начала, как добро, защита, справедливость и мораль;
- решить правоохранительные задачи, значит противостоять злу обеспечить справедливость. Так, при выполнение правоохранительной деятельности сотрудники ОВД должны действовать не только в соответствие с законодательством, но и придерживаться принципов нравственности и морали. Такой подход позволяет успешно решать правоохранительные и защитные задачи;
- кроме того, для правоохранительной деятельности свойственны высокие морально-психологические нагрузки, поэтому сотрудники ОВД должны быть к ним готовы и проявлять правильное моральное поведение выполняя служебные обязанности;
- мораль является непосредственным результатом профессиональных действий сотрудников ОВД.
Когда подготовленность сотрудника ОВД не соответствует морально- психологическим требованиям, то конечно это приведёт к различным ошибкам, срывам и неэффективным решениям. В результате этого правоохранительные органы перестают быть авторитетными, их профессия теряет престиж, население перестают надеяться на справедливые решения.
Таким образом, если будет отсутствовать нравственность у тех, кому доверена правоохранительная деятельность, то общество не будет ее воспринимать положительно.
Соответственно, не будет достигнуто необходимой эффективности. Нравственное воспитание прежде всего направлено на то, чтобы сформировать нравственные основы жизни и профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
В этих целях требуется решить следующие задачи[5]:
- сформировать у сотрудников ОВД основные принципы морали и нравственности, их роль и влияние на жизнь людей и всего общества в целом;
- развить личные привычки нравственного поведения у сотрудников ОВД (и на службе, и в личной жизни). Стремится к тому, чтобы сотрудники были честными, справедливыми, совестными;
- достигнуть того, чтобы сотрудники сохраняли верность Присяге, любили свою профессию, осознавали свой служебный долг;
- сформировать в трудовом коллективе здоровый морально-психологический климат, развить принципы взаимопомощи, солидарности и т.д.;
- развить высоконравственные отношения ко всем гражданам, следить за тем, чтобы они не были грубыми, бездушными, не выходили за рамки своих полномочий, проявляли толерантность к другим нациям и расам;
- развить привычки у сотрудников вести здоровый образ жизни, заниматься физическим развитием и не иметь вредных привычек.
[1]Бучакова М. А., Дизер О. А. Защита чести и достоинства, деловой репутации сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 16–17.
[2]Купавцев Т. С. Личностно-деятельностная характеристика сотрудника органов внутренних дел как субъекта самосовершенствования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. 11 (117). С. 209–213
[3]Купавцев Т. С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России // Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С. 55–59.
[4] Прикладная юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М., 2008.
[5]Стригуненко Ю.В. Нравственные основы деятельности правоохранительных органов внутренних дел в России // Общество: философия, история, культура. - 2011. - №1-2. - С. 56-59.