Мошенничество в сфере государственных закупок

Введение

Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия формирование и функционирование эффективной системы государственных закупок стало одной из важнейших задач для правительства России. Был принят Закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который разработан для того, чтобы стать основой новой системы государственных закупок, что в дальнейшем сменит институты, механизмы и практики, которые существуют сегодня.

Новая система институтов государственных закупок должна стать более прозрачной, эффективной и экономичной, по сравнению с действующей системой. Федеральный закон № 44-ФЗ и другие действующие федеральные законы, подзаконные акты, что формируют нормативно-правовую базу для системы государственного заказа, часто подвергаются критике со стороны экспертов, государственных заказчиков и поставщиков. К сожалению, принятый Федеральный закон также не совершенный и не регулирует закупки для государственных и муниципальных нужд в полной мере. По этой причине система правового регулирования государственных закупок в РФ будет совершенствоваться и дополняться соответствующими поправками и новыми подзаконными нормативными правовыми актами, что позволят завершить формирование контрактной системы в государстве.

Цель данной работы - проанализировать существующую проблему вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с понятием государственных закупок;

- рассмотреть принципы проведения государственных закупок;

- рассмотреть процедуру проведения государственных закупок;

- проанализировать существующие проблемы в системе государственных закупок, в частности, проблему вымогательства;

- предложить ряд определенных мер, которые позволят сократить проблему вымогательства в системе государственных закупок;

- сформулировать необходимые выводы.

Объект исследования темы работы - системы государственных закупок.

Предмет исследования - проблема вымогательства в системе государственных закупок.

Экспликация основных понятий:

Государственные нужды - это потребности РФ, ее субъектов в товарах, работах, услугах, которые необходимы для осуществления ими своих функций, обеспечиваемые согласно расходным обязательствам страны за счет средств федерального бюджета. К примеру, такими потребностями могут являться строительство школы или приобретение лекарственных средств для пенсионеров.

Государственные закупки представляют собой систему, которая направлена на экономию бюджетных средств, удовлетворение общественных потребностей и выбор наиболее оптимального исполнителя заказа.

Понятие мошенничества содержится в ст. 159 УК РФ, которое также является базовым по отношению к другим видам мошенничества (ст. 159.1–159.6), но и эти статьи не включают в себя понятие финансового мошенничества, входящего в предмет настоящего исследования.

Гарантия (от фр. «garantie» – обеспечение) в гражданском праве – это предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.

Под вымогательством следует понимать требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения прочих действий имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества, а также под угрозой распространения сведений, которые позорят потерпевшего или его близких, или других сведений, что могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Методическая часть

Социологическое исследование проводилось среди населения и предпринимателей, осуществляющих трудовую деятельность на территории аэропорта г. Южно-Сахалинска в целях изучения сущности и степени распространения мошенничества в сфере государственных закупок.

В целях сбора объема необходимой информации у большинства людей был выбран один из методов социологического исследования – социологический опрос. Численность, определяемых выборочно респондентов составила 96 человек. Опрос проводился методом анкетирования среди граждан старше 18 лет.

В целях изучения деловой коррупции было опрошено 23 руководителя малых и средних предприятий. Количество определялось выборочно в зависимости от вида экономической деятельности и территориальной принадлежности предпринимателя.

Характеристика инструментария

Для проведения опроса была разработана анкета, которая включает в себя общие вопросы, а также вопросы экспертам (см. Приложение А). Респондент самостоятельно заполняет полученную анкету без участия анкетера по принципу анонимности. В последствии в ходе анализа полученной информации был учтен фактор того, что все ответы респондентов правдивы.

Описание и обоснование выборки

Опрос населения

Среди участников опроса 55% – женщины, 45% – мужчины. Из них 21,7% респондентов в возрасте 60 лет и старше, 18,5% – 50-59 лет, 35,6% – 30-49 лет, 24,2% – 18-29 лет. Из числа опрошенных 29,4% имеют высшее и незаконченное высшее образование, 37,7% – среднее специальное образование, 21,3% – среднее образование, 11,5% – неполное среднее.

В обследовании принимали участие рабочие, служащие, студенты, предприниматели, медицинские работники, руководители, пенсионеры.

Опрос предпринимателей

Основная часть предпринимателей, участвовавших в опросе, это юридические лица (82,7%), остальные 17,3% – предприниматели без образования юридического лица.

Каждый четвертый представитель малого и среднего бизнеса, участвовавший в опросе, осуществляет свою деятельность на предприятиях обрабатывающих производств (33%). 53% респондентов работают в строительстве, 30% заняты в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, 9% – в торговле, 8% - иная. Также учтены мнения представителей сферы транспорта и связи, гостиниц и ресторанов, здравоохранения, образования и финансовой деятельности.

2.1.2 Результаты эмпирического исследования

Обратимся к анализу результатов проведенного опроса.

Наибольшее число респондентов (40-50%), указавших мошенничество как одну из первоочередных проблем города, предполагают её существование в сфере строительства.

По мнению респондентов, проблема мошенничества существует, но она не столь значима (отметили менее 30%) в области недвижимости и арендных отношений.

Минимальной считают респонденты коррупцию чиновников среди проблем города в области торговли. За последние два года в этом мнение жителей стабильно.

Как изменился уровень коррупции за последние годы?

По мнению большинства респондентов среди опрошенных работников (39,7%) уровень мошенничества в сфере государственных закупок «не изменился и остался на прежнем уровне». Доля респондентов, считающих, что «мошенничества стало намного больше» составила 21,8%. Число участников опроса, отметивших, что «мошенничества стало намного меньше», увеличилось, составив 30,8% от общего числа респондентов. Затруднились ответить 7,7% опрошенных.

Основная часть предпринимателей (44,2%) затруднились высказать свое мнение об изменении уровня мошенничества за последние годы. Для 27,3% представителей бизнеса уровень мошенничества «не изменился, остался на том же уровне», для 16,2% - «мошенничества стало намного меньше». В 2017 году предпринимателей указавших, что «мошенничества стало намного больше» оказалось 12,3%.

Защищенность населения от возможного административного

«произвола чиновников»

Практически во всех случаях административный «произвол» направлен либо на вымогательство взяток, либо на извлечение иных личных выгод. Это проявление своевластия при выполнении должностным лицом своих служебных обязанностей. Так, по результатам исследования незащищенными от «произвола чиновников» ощущают себя 34% опрошенных респондентов.

По мнению респондентов за последние 3-4 года процент населения Сахалинской области, столкнувшегося с мошенничеством, остался на прежнем уровне. Доля опрошенных, попавших за последний год в коррупционную ситуацию составила 23,2%.

Доля представителей бизнеса, попадавших за последний год в коррупционную ситуацию, также по мнению последних не меняется. В 2017 году охват предпринимателей коррупцией составил 14,9%.

Готовность населения дать взятку

Доля респондентов, которые, попав в мошенническую ситуацию, дали взятку, достаточно высока. В 2017 году доля респондентов, которые согласны вступить в коррупционную сделку составила 69, 2%.

Причины коррупционной сделки

Попав в мошенническую ситуацию, 69,2% опрошенных респондентов области предпочли решить свою проблему путем дачи взятки.

Среди наиболее популярных причин, подтолкнувших граждан дать взятку должностному лицу, традиционно является «желание добиться благосклонности со стороны должностного лица» (29,4%), «все дают взятку, так принято» (26,5%), «отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем» (23,5%)., «бюрократия и проволочки должностных лиц» (19,1%), другое (1,5%).

Причины, подтолкнувшие граждан дать взятку должностному лицу (процентов)

За последние 3-4 года по мнению респондентов значительно сократилась число тех, кто вступает в коррупционную сделку по объективным обстоятельствам, т. е. из-за отсутствия времени или возможностей для решения своей проблемы. Возможно, это связано с упрощением процедуры получения услуг, регламентацией действий государственных органов, внедрением электронных технологий и т. д. При этом увеличилась доля жителей, склоняющихся к даче взятке ввиду субъективных причин (обусловленных человеческим фактором), а именно желающих получить благосклонность или более качественную работу при оказании услуги или «все дают взятку, так принято».

В качестве неформального платежа 61% опрошенных преподносили различные подарки. Наиболее популярный подарок (71,7%) коробка конфет, бутылка любого спиртного. Каждый пятый неформальный платеж представляет собой подарочный сертификат (19,8%).

Приходилось ли Вам в качестве неформального

платежа преподносить подарки?

Виды подарков

Доля

Коробка конфет, бутылка вина (любого спиртного)

71,7

Услуга

19,8

Денежные средства

6,5

Другое

2,0

Причины отказа от дачи взятки

По результатам исследования почти каждый третий респондент (30,8%) попав в мошенническую ситуацию, отказался от дачи взятки. Как показывают опросы, значительная часть населения (39,8%) не вступали в мошенническую сделку, так как имели возможность «решить свою проблему другим путем, без взятки».

Причины, по которым граждане отказались дать взятку должностному лицу (процентов) Кроме того, в качестве основных причин отказа от дачи взятки, респонденты называют «принципиально не даю взятки» (25,7%), «взятка не по карману» (19,3%), «не мог подобрать удобного случая» (6,1%), «испугался уголовной ответственности» (8,5%), другое (0,6%).

Решился ли вопрос после отказа от дачи взятки?

Среди опрошенных респондентов, попавших в мошенническую ситуацию и отказавших в даче взятки, положительный исход в решении проблемы наблюдался у 36,3% респондентов. Решение проблемы заняло большее время или проблема решилась частично у 40,2% участников опроса. Доля респондентов, у которых вопрос после отказа в даче взятки не решился, составил 23,5%.

Решился ли вопрос после отказа от дачи взятки (процентов):

Сообщили ли Вы о факте мошенничества в сфере государственных закупок?

Сообщить о мошеннических проявлениях решились 15,6% населения. Чаще всего опрашиваемые для этого использовали телефон доверия (23,1%). Все больше респондентов предпочитают обращаться по факту коррупции в вышестоящие органы через интернет (19,7%).

Анонимные письма, являются еще одним источником информации о коррупционной ситуации. Также жители лично обращаются к руководству организации, в которой состоялся факт коррупции (17%), или в правоохранительные органы (15,6%). Имеются случаи обращения в местную администрацию.

Причины, по которым население не сообщает о факте мошенничества

Попав в мошенническую ситуацию, 84,4% опрошенных респондентов никуда об этом не сообщили. Наибольшая часть респондентов, не сделала это, «потому что не считает это необходимым» (45,1%). Для 39% опрошенных причиной такого поведения является мнение о «бесполезности жалоб, меры не будут приняты». Предпочитают молчать, так как, это «опасно для себя и своих близких» 13,1% респондентов.

Причины, по которым население не сообщает о факте мошенничества в сфере государственных закупок (процентов)

Оценка масштабов мошеннического рынка

Определение объема рынка мошеннических услуг требует экспертной оценки объективности ответов респондентов, учета психологического фактора. Это обусловлено спецификой отдельно задаваемых вопросов, ответы на которые содержат долю субъективизма (вопросы о личной мошеннической практике). Население при опросах о практике бытового мошенничества ведет себя более открыто, считает своим долгом рассказать о своем коррупционном опыте. Иначе ведут себя предприниматели, которые, как показывает опыт социологических опросов, в два – три раза реже признаются во взяточничестве, скрывают об особенностях и параметрах мошеннических сделок. В силу того, что как получение, так и дача взятки являются уголовно наказуемыми деяниями, респонденты ставятся в условия, когда они вынуждены «давать показания против себя». Уклонение граждан от правдивых ответов требует использования в расчетах поправочных коэффициентов на «неискренность» респондентов.

Система государственного и муниципального заказа в предпринимательстве

Система государственного и муниципального заказа – это совокупность государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного и муниципального бюджета. Для достижения оптимальных результатов в работе данной системы необходимо создание здоровой конкурентной среды, открытости процедур в целях исключения административных и бюрократических барьеров для участников.

Среди предпринимателей 25,8% считают, что система государственного и муниципального заказа достаточно прозрачна и открыта.

Значительная часть предпринимателей (40,2%) видят недостатки системы в несовершенстве законодательства, 13,8% – в доступе к госзаказу аффилированных лиц, 17,4% представителей бизнеса считают систему коррумпированной, другое 2,8%.

Имеет ли система государственного и муниципального заказа недостатки (процентов):

«Откат» в предпринимательстве

Откат – один из самых распространенных в бизнесе способов использования служебного положения в личных целях. Это незаконная уступка части стоимости заказа в качестве вознаграждения чиновникам органов государственной и муниципальной власти.

По результатам опроса большая часть респондентов (55,6%) не сталкивалась с проблемами отката в процессе сделок с представителями государственной и муниципальной власти. Ничего о ней не знают 30,7% опрошенных. Доля респондентов, столкнувшаяся с проблемой откатов, составила 13,7%.

По мнению представителей бизнеса чаще всего чиновнику в виде отката дается десять процентов от суммы сделки (49,1%). Доля респондентов, считающих, что размер отката может достигать пятой части от суммы сделки, составляет 11,1%.

Причины мошенничества

По мнению опрошенных респондентов (48,5%) основной причиной мошенничества является недостаточно строгий контроль над действиями чиновников, их доходами и расходами.

Предпосылками для возникновения мошеннических проявлений, по мнению населения, также является возможность принятия единоличного решения должностным лицом (35,8%), низкая заработная плата работников бюджетной сферы (32,6%), недостаточность наказания за факты мошенничества (28,5%). Последнее является часто встречаемым мнением о причине мошенничества.

Антикоррупционные мероприятия

Меры, проводимые в нашей стране в целях искоренения мошенничества, оказывают влияние на общественное самосознание, формируют негативное отношение к мошенничеству. Исследование показало, что с основными мерами по противодействию мошенничества в Сахалинской области хорошо знакомы 15% опрошенных респондентов. Большая часть опрошенных владеют неполной информацией о деятельности государства (58,5%). Не знают и не имеют никакой информации об антикоррупционных мерах, проводимых органами власти, 26,3% порошенных респондентов.

Я немного знаю об антикоррупционных мерах

58.5 %

Нет, я не имею никакой информации об антикоррупционных мерах

26.3 %

Да, я хорошо с ними знаком

15.2 %

Среди основных мероприятий, проводимых органами власти Сахалинской области в сфере борьбы с коррупцией, наиболее известны снятие с должности чиновников, уличенных в мошенничестве, антикоррупционная пропаганда в СМИ, судебные дела против коррупционеров.

Практически каждый третий опрошенный респондент осведомлен о проведении контроля за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих, принятии антикоррупционных законодательных актов.

По мнению большинства опрошенных (52,7%) с помощью мер, принимаемых государством по снижению уровня мошенничества в стране, возможно лишь частично решить проблему. Антикоррупционная деятельность органов власти, как считают 17,6% опрошенных, не способна остановить рост коррупции. Более четверти населения (27%) отмечают, что мероприятия проводимые государством уровень мошенничества способны снизить.

Источники информации о коррупции и антикоррупционных мерах

Степень осведомленности жителей Сахалинской области об антикоррупционных мерах, проводимых в Сахалинской области, зависит от степени освещения данной проблемы в средствах массовой информации.

Результаты исследования показали, что для большинства опрошенных респондентов информация об антикоррупционной политике в СМИ различного уровня предоставляется в достаточном объеме (федеральные СМИ – 85,6%, СМИ субъекта – 85%, местные СМИ – 74,7%).

Информация предоставляемая СМИ различного уровня

Степень неудовлетворенности деятельностью местных СМИ по освещению антикоррупционной политики в муниципальных образованиях Сахалинской области различна.

Для большинства жителей Сахалинской области основным источником информации о деятельности государственных органов власти являются средства массовой информации: газеты, телевидение, радио. Другая часть респондентов получает информацию из сети Интернет. Каждый десятый житель узнает о работе органов власти из других источников.

Удовлетворенность населения деятельностью органов государственной и муниципальной власти

Жители Сахалинской области, в числе опрошенных респондентов, почти в равной степени удовлетворены полностью или частично деятельностью как министерств и ведомств Российской Федерации (86,7%), так и органов местного самоуправления (86%).

Вместе с тем, около 10% респондентов считают работу органов государственной и муниципальной власти неудовлетворительной.

Удовлетворены ли вы деятельностью (в процентах)

По мнению опрошенных респондентов в Сахалинской области по сравнению с прошлым годом снижается число жителей, удовлетворенных деятельностью органов местной власти.

Меры по противодействию коррупции

В целях более эффективного противодействия коррупции население и предприниматели предлагают как наиболее эффективные и результативные следующие меры.

На первое место Сахалинской области ставят ужесточение законодательства по борьбе с коррупцией, к примеру, путем проведения публичных судов над коррупционерами, привлечением к уголовной ответственности с лишением права занимать руководящие должности и конфискацией имущества. Далее, по мнению населения необходимо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств (52,1%) и повысить эффективность деятельности правоохранительных органов (45,4%). Респонденты предлагают шире освещать антикоррупционную деятельность в СМИ (40,4%). Каждый третий опрошенный респондент отмечает важность формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения правовой грамотности граждан (38,2%).

Основные выводы:

1. Большинство опрошенных респондентов под коррупцией понимают взяточничество (66,8%), злоупотребление служебным положением (57,2%), вымогательство (38,6%).

2. По мнению большинства населения (48,5%) основной причиной мошенничества является недостаточно строгий контроль над действиями чиновников, их доходами и расходами.

3. Большинство респондентов (39,7%) считают, что уровень мошенничества и в субъекте за прошедший год в целом не изменился и остался на том же уровне.

4. За последний год практически каждый четвертый респондент (23,2%) попадал в мошенническую ситуацию.

5. Средний размер неформального платежа в сфере государственных закупок составил, по оценке, 34 тысячи рублей.

6. Годовой объем рынка мошеннических услуг, рассчитанный на основе личного мошеннического опыта граждан, составил, по оценке, 32 млрд. рублей.

7. Готовность дать взятку при попадании в мошенническую ситуацию увеличивается. Большинство жителей вступают в мошенническую сделку, желая добиться благосклонности со стороны должностного лица, а также «потому что так принято».

8. Подавляющее большинство (84,4%) опрошенных респондентов, попав в мошенническую ситуацию, не сообщили об этом. Многие из них (39%) считают это «бесполезным, меры не будут приняты».

9. Наиболее часто предпринимателям приходится решать проблемы с контролирующими органами (40,8%) и при открытии нового дела (16,5%).

11. Предприниматели в рамках профессиональной деятельности все реже сталкиваются с проблемой откатов. Доля «отката» от суммы сделки чаще всего составляет 10%.

11. Четверть предпринимателей считают, что система государственного и муниципального заказа достаточно прозрачна и открыта.

12. Более половины жителей Сахалинской области (58,5%) владеют неполной информацией об антикоррупционной деятельности государства.

13. Около 52,7% граждан считают, что проводимые антикоррупционные мероприятия могут лишь частично решить проблему.

14. Для большинства населения (около 80%) информация об антикоррупционной политике в средствах массовой информации различного уровня предоставляется в достаточном объеме.

15. Большинство жителей Сахалинской области удовлетворены деятельностью как министерств и ведомств (87%), так и органов местного самоуправления (86%).

16. Увеличивается число жителей Сахалинской области пользующихся услугами в электронном виде.

17. В целях более эффективного противодействия коррупции жители и предприниматели Сахалинской области предлагают ужесточить законодательство по борьбе с мошенничеством, жестко контролировать распределение расходов, повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с мошенничеством.

Согласно данных, предоставленных аналитическим центром «Левада-Центр», 22% россиян сталкивались с коррупцией в течение последних трех лет. Таким образом, сравнивая полученные, в ходе самостоятельного проведенного социального исследования, данные о количестве населения, столкнувшегося за последний год с коррупцией (23,2%), с данными приведенными аналитическим центром «Левада Центр» (22%), можно сделать заключительный вывод о том, что до настоящего времени все вышеперечисленные меры, предпринимаемые для борьбы с коррупцией не эффективны. Уровень коррупции за последние четыре года остался на прежнем уровне. 45% опрошенных (по данным Левада-Центр») считают коррупцию неискоренимой. Вместе с тем более половины верят в то, что масштабы коррупции и взяточничества можно уменьшить.

Список использованных источников

  • Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: в ред. от 03.10.2018: с изм. от 21.10.2018] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • О защите конкуренции [Электронный ресурс]: [федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ: в ред. от 29.07.2018: с изм. от 19.08.2018] СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: [федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 03.08.2018] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы [Электронный ресурс]: [указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460: в ред. от 13.03.2012] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы [Электронный ресурс]: [указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226: в ред. от 15.07.2015] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • По итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 26 января 2016 г. [Электронный ресурс]: [перечень поручений Президента РФ от 16.02.2016 № Пр-299] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке [Электронный ресурс]: [приказ ФАС России от 28.04.2010 № 2206: в ред. от 20.07.2016] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 01.10.2018.
  • Александрова, И.А. Новый уголовный закон о мошенничестве / И.А. Александрова // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 21. - С. 54-62.
  • Андреева, Л.В. Закупка товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. - М.: Волтерс Клувер, 2009. – 191 с.
  • Белов, В.Е. Преступления в сфере государственных и муниципальных заказов / В.Е. Белов // Законность. – 2010. – № 12. – С. 37–42.
  • Беляева, О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов / О.А. Беляева. – М.: Юриспруденция, 2011. – 85 с.
  • Васенин, В.А. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / В.А. Васенин // Законность. – 2017. – № 9. – С. 17–21.
  • Разделение на лоты и конкуренция в закупках / В. Гримм и др. // Руководство по закупкам. – М., 2013. – 237 с.
  • Депутат городской думы Южно-Сахалинска Юрий Азизов стал фигурантом пятого уголовного дела [Электронный ресурс]. – URL: https://sakhalin.info/news/126131. – Дата обращения 15.10.2018.
  • Ефремова, Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской в Российской практике: дис. … канд. юрид. наук / Н.Н. Ефремова. – М., 2010. – 206 с.
  • Жалинский, А.Е. Уголовное право в ожидании перемен: теория -инструментальный анализ / А.Е. Жалинский. – М.: Проспект, 2009. – 104 с.
  • Идрисов, Н.Т. Правила квалификации преступлений: понятие, виды, проблема правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.Т. Идрисов. – Самара, 2009. – 20 с.
  • Институциональная коррупция и личный опыт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.levada.ru/2017/03. - Дата обращения 10.10.2018.
  • Карпов, А.Г. Неправомерное использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: в начальном юридическом и криминологическом анализе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Г. Карпов. – Нижний Новгород, 2007. – 38 с.
  • Климович, В.А. Коррупция в армейской среде: состояние, причины и контрмеры / В.А. Климович // ЭГО. – 2016. – № 2 (9). – С. 87.
  • Конкурентное право России: учебник / под ред. И.Ю. Артемьева. – М., 2012. – 391 с.
  • Конфликт интересов в госзакупках – взгляд ВС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/article/954016/#ixzz5XI7tLnUv. – Дата обращения 15.10.2018.
  • Коровников, А.В. Злоупотребления и коррупция в госзакупках / А.В. Коровников // Финансовый контроль. – 2015. – № 7. – С. 76.
  • Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения: науч.-метод. пособие / Е.И. Добролюбова, А.В. Павлушкин, Э.Л. Сидоренко и др.; под ред. В.Н. Южакова, А.М. Цирина. – М., 2016. – 156 с.
  • Коррупция в обороне [Электронный ресурс]. – URL: http://www.stopcrime.ru/investigations/95/4891.html. – Дата обращения 15.10.2018.
  • Криминология: учебник для университетов / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2015. – 512 с.
  • Мазаев, В.Д. Общественная собственность в России: конституционные основы / В.Д. Мазаев. – М., 2014. – 54 с.
  • Минаков, Г.Л. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве / Г.Л. Минаков // Правовое государство. – 2013. – № 1. – С. 76.
  • Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) [Электронный ресурс] / К.Н. Алешин и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев. – М.: Статут, 2015 // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-сервис». – Последнее обновление 01.10.2018.
  • Осипов, А.Б. Коррупционная преступность / А.Б. Осипов. – СПб., 2015. – 167 с.
  • Отчет Общественной палаты об эффективности мер по борьбе с коррупцией, проводимых в Российской Федерации, и участие институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной политики. – М., 2011. – 87 с.
  • Противодействие правонарушениям в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: отчет о результатах работы по типологическому исследованию. – URL: http://eurasiangroup.org/WGTYP_2011_6_rus.doc. - Дата обращения 15.10.2018.
  • Погодаев, Д.А. Квалификация правонарушений и преступлений в сфере расходования бюджетных средств, при осуществлении государственных закупок / Д.А. Погодаев // Право и правопорядок: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под общ. ред. С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2018. – С. 197.
  • Погодаев, Д.А. Содержание и сущность мошенничества в системе закупок для государственных и муниципальных нужд / Д.А. Погодаев // Современные проблемы развития образования и права: сб. материалов Всероссийской молодежной науч.-практ. конференции, посвященной 80 – летию ДВГУПС / под общ. ред. С.Е. Туркулец и Е.В. Листопадовой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. – С. 228.
  • Полиция подозревает двух бывших сотрудников общественной палаты в хищении бюджетных средств [Электронный ресурс]. - URL: https://sakhalin.info/news/157812. - Дата обращения 12.10.2018.
  • Порошин, С.А. Коррупция в сфере государственных закупок: проблемы и пути / С.А. Порошин // ЭГО. - 2013. - № 1 (12). – С. 90.
  • Рарог, А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / А.И. Рарог. – М.: Проспект, 2016. – 625 с.
  • Раскрыт картельный сговор участников на 7 аукционах [Электронный ресурс]. – URL: http://www.regionfas.ru/41/151705. – Дата обращения 10.10.2018.
  • Реформа законодательства о государственных закупках: два подхода, два проекта [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/actual/goszakupki. – Дата обращения 15.10.2018.
  • Свининых, Е.А. Правовые аспекты противодействия конфликту интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства / Е.А. Свининых // Право в Вооруженных Силах. – 2015. – № 11. - С. 90.
  • Свининых, Е.А. Противодействие сговорам участников закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства / Е.А. Свининых // Право в Вооруженных силах. - 2015. – № 10. – С. 62–71.
  • Скосырская, Ю.В. Криминологические и уголовно-правовые меры по борьбе с коррупционными преступлениями, совершенными в сфере государственных закупок: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.В. Скосырская. – М., 2011. – 67 с.
  • Статистика госзакупок от Минфина за январь-сентябрь 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://zakupki-kontur.ru/news/statistika-goszakupok-ot-minfina-za-yanvar-sentyabr-2018-goda. – Дата обращения 12.10.2018
  • Стурза, К.И. Анализ нарушений законодательства в области размещения заказов на государственные нужды / К.И. Стурза, А.А. Молчанов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1. – С. 100–103.
  • Суд приговорил экс-губернатора Сахалина к 13 годам колонии [Электронный ресурс] // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/incidents/20180209/1514273791. – Дата обращения 10.10.2018.
  • Хабриева, Т.Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2012. – № 6. – С. 5.
  • Хиндикайнен, Н.В. Коррупционная преступность в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.В. Хиндикайнен. – Р-на-Д, 2004.- 24 с.
  • Цирин, А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.М. Цирин. – URL: http://отрасли-права.рф/article/21667. – Дата обращения 15.10.2018.
  • Чаннов, С.Е. Конфликт интересов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / С.Е. Чаннов // Гражданин и право. – 2016. – № 8. – С. 76.
  • Черепанова, Е.В. Правовые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности / Е.В. Черепанова // Журнал российского права. – 2016. – № 9. – С. 106.

Купить за 10 рублей полную курсовую с картинками