Образовательные услуги

10 сентября 2020

В российской экономической литературе встречается достаточно много определений образовательной услуги. Под образовательными услугами предлагается понимать комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии[1]. Такое определение, очевидно, является слишком обобщенным – оно мало что говорит о структуре понятия, механизме реализации и организационно-правовой форме.

Чаще всего под образовательной услугой понимается некий комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения[2].

Наиболее известным и широко тиражируемым является определение В.П. Щетинина: образовательные услуги представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства[3].

На наш взгляд данное определение является дефиницией понятия фактора «труд». Кроме того, такая трактовка образовательных услуг не совсем согласуется с организационно-правовой конструкцией отношений по поводу оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги[4]. Другими словамис юридической точки зрения под услугами понимаются определенные действия или определенная деятельность[5].

Чтобыопределить, что представляет собой образовательная услуга, необходимо изначально определить понятие «услуги» как таковой.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо»[6].

Как категория рыночной экономики услуга представляет собой некий нематериальный эквивалент товара. С этой позиции оказание услуг, в свою очередь, может быть охарактеризовано как экономическая активность, которая не имеет своим результатом передачу права собственности – в этом отличие экономических операций, связанных с оказанием услуг от операций по передаче материальных товаров.

То есть и правовая и экономическая трактовка услуг сводится к тому, что услуги представляют собой некую деятельность, процесс или набор действий, который создает определенные выгоды для тех, кому услуги оказываются – заказчиков.

Образовательная услуга – это деятельность, в процессе которой одно лицо (производитель/продавец услуги) передает другому лицу (покупателю/ потребителю услуги) комплекс информации, нацеленный на развитие личности, её духовный и интеллектуальный рост, овладение компетенциями и приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях.

Образовательные услуги можно классифицировать по ряду критериев (рис.5).

Рис. 5. Классификация образовательных услуг

Свойства образовательных услуг:

  • Нематериальность – заключается в невозможности ее обособления в вещной форме.
  • Негомогенность (неоднородность) услуг – услуги в подавляющем большинстве случаев модифицируются таким образом, чтобы соответствовать данному конкретному клиенту и(или) данной конкретной ситуации. Другими словами услуги в большинстве своем, чтобы быть реализованными, должны быть индивидуализированными.
  • Неотделимость от производителя услуги – услугаоказывается только в процессе деятельности субъекта, её оказывающего. При этом процессы производства и потребления происходят синхронно (совпадают по времени).
  • Несохраняемость – возможностьпотребления услуги только в процессе ее производства. Современные технологии позволяют записывать учебные аудио и видео материалы на цифровые носители, проводить вебинары и т.п. Однако в этих ситуациях образовательная услуга переходит из категории услуг в категорию «образовательных товаров» (термин В.В. Чекмарёва), которые не совпадают по своему содержанию и эффекту.К категории «образовательных товаров» (educationalgoods)[7], к которым можно отнести, в частности, книги (учебники, пособия, справочники и т.п.), программное обеспечение, наглядные пособия и т.д.). Получая информацию и знания с помощью указанных товаров, индивид, безусловно, получает и определенное образование в данной сфере, повышает свое знание предмета, свою профессиональную квалификацию и т.д.
  • Участие потребителя услуги в ее формировании – большинство услуг в современной экономике не предполагают активного взаимодействия между исполнителем и заказчиком – тем, кто оказывает услуги и ее потребителем.
  • Непостоянство качества является не просто характерным свойством образовательных услуг, но и одной из самых главных проблем всей системы образования. Зависимость от многих параметров, причем ряд из которых не поддается прогнозированию и количественной оценке (например, физическое состояние преподавателя в момент оказания услуги, его настроение и т.п.), делает образовательную услугу «товаром», постоянное высокое качество которого гарантировать практически невозможно.
  • Отсроченность результата – экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени.

Не следует отождествлять образовательные услуги и результаты образовательного процесса (знания, умения, навыки, компетенции, приобретенные обучаемыми). Эти понятия, безусловно, связаны. Качество образования обучаемого во многом обусловлено качеством предоставляемых ему образовательных услуг, однако далеко не всегда высокое качество образовательной услуги гарантирует высокие образовательные результаты, поскольку последние в значительной степени зависят от желания, способностей и возможностей самого обучаемого. Данную особенность С. Беляков называет «неэквивалентностью услуги и результата ее потребления» [с.25].

Некоторые авторы рассматривают в качестве результата образовательной услуги прирост способностей обучаемого, однако, данный параметр, во-первых, трудно поддается измерению, а во-вторых, не представляется возможным дифференцировать, какой объём способностей был обеспечен потреблённой услугой, а какой другими источниками (самообучением, с помощью родителей и т.д.).К особенностям ОУ следует отнести также их высокую общественную значимость.

[1] См., например, Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995; Панкрухин А.П. Цикл из 4 публикаций по проблемам маркетинга образовательных услуг в журнале «AlmaMater». «Вестник высшего образования». 1997 г.

[2] См., например, Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат диссертации на соискание уч.степени к.э.н. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997.

[3] Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования, учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 35.

[4]См., например, Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат диссертации на соискание уч.степени к.э.н. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997.

[5]Галайда О.В. Экономические аспекты зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и возможности его использования в Российской Федерации :дисс. ... канд. эконом. наук : 08.00.14 / Галайда Оксана Викторовна; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ].- Москва, 2008.

[6]Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростинтэр", 1996. - 704 с.

[7]См., например, Ruth Jonathan. Educational 'Goods': Value and Benefit. Journal of Philosophy of Education 31 (1), 1999. P. 59–82; Heyneman S.P. The growing international commercial market for educational goods and services. InternationalJournalofEducationalDevelopment, Volume 21, Number 4, July 2001.