Определение условий для формирования рецептивных грамматических навыков чтения на основе поэтапного формирования умственных действий
В силу того, что целью работы является рассмотреть формирование рецептивного грамматического навыка чтения, то следует рассмотреть через какие этапы должен быть пройден формирование рецептивных грамматических навыков чтения.
Обязательными условиями для формирования РГН, по мнению Н.В. Басовой, считаются: 1) предварительное знакомство с правилами определения грамматической формы в единстве с ее значением; 2) многократное восприятие морфологических и синтаксических схем; 3) предоставить возможность учащимся ознакомление с грамматическим явлением на разных уровнях.
А.А. Леонтьев считает, что поэтапное формирование умственных действий и понятий способен привести к утверждению Л.В Щербы “ от сознательного к бессознательному’’. Для формирования РГН чтения вплоть до подсознательного уровня необходимо соблюдать несколько условий: необходимо пройти несколько этапов (ориентировочный этап, материализованный этап, громко - речевой этап, этап «внешней речи про себя», этап внутренней речи); обеспечение полноты операций; обеспечение обобщенности действия по материалу, типам и закономерностям; обеспечения освоенности материала.
Для того, чтобы ориентировочный этап был пройден успешно необходимо выполнить ряд условий еще до его исполнения, а именно выявить признаки явлений и соотнесение их со значениями. В каждом грамматическом явлении выделяют общие особенности, характерные для всех явлений данной области. Необходимо выявленные признаки или ориентиры занести на карточки, этот процесс называется материализацией. Сам процесс выделения ориентиров и занесение в карточку в виде схемы называется основы ориентировочных действий. После всех этих действий необходимо перейти на исполнительный этап. Следующий этап-громкоречевой. На этом этапе идет дальнейшее формирование языкового навыка. Громкоречевой этап осуществляется на основе ориентировочных действий. Ученик объясняет грамматическое явление и его признаки в устной или письменной форме. На следующем этапе «внешней речи про себя» действие выполняется умственно ребенком и контролируется только результат. Этот этап формируется в виде внутренней речи.
Второй параметр – это обеспечение полноты действий. Полнота действий понимается методистами как выполнение начальных этапов развернуто, а по мере продвижение, выполнение остальных этапов сокращенно. В результате этих действий признаки явлений воспринимаются как единое целое, что называется автоматизмом.
Следующий параметр формирование РГН чтения – обобщение действия по материалу, типам и его закономерностям. Этот параметр объясняется тем, что в результате многократного повторения основ ориентировочного действия на карточке ученик видит возможность переноса принципов или этапов выполнения на любой другой материал из данной области.
Последний параметр – освоенность действия или контроль. Результатом того, что грамматическое явление усвоено, и все этапы благополучно пройдены, является скорость выполнения (быстрая) и выполнение действия автоматически вместе с другими еще не автоматизированными действиями.
На этой подглаве мы выяснили, что при трансформации внешнего действия во внутреннее, основывается на непроизвольном запоминании, схема ориентировочной основы действия в виде карточки, с помощью ее учащийся выполняет все действия уже автоматически. Действие становится уже неосознанным благодаря многократному повторению и выполнению все действий последовательно. Еще одним результатом перехода на неосознанное опознавание грамматических явлений является постепенное сокращение, отступление от ориентировочных основ действия, так как признаки переходят в стереотипы, формируя образ грамматического явления.