Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика выявления уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего эксперимента: подобрать диагностическую методику для изучения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста и выявить уровни экологических знаний.
РЕКЛАМА
Хотите майнить по 1,50 долл. в день?
?Переходим по ссылке (https://hi.com/phil74)
?Выбираем Телеграмм, проходим регистрацию (логин и тп, ничего сложного)
❗️На одном из шагов потребуется ввести имя реферера ?? phil74
?1,5 доллара сервис выплачивает в день за ответ на вопросы
✅ Для вывода нужно будет пройти верификацию
Задачи изучения:
1. Разработать критерии и показатели знаний о мире животных, растительном мире, неживой и живой природе; временах года, правила поведения в природе, навыки бережного отношения к природе .
2. Подобрать методику для выявления экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
3. Определить параметры оценивания уровней знаний о мире животных, растительном мире, неживой и живой природе; временах года, правила поведения в природе, навыки бережного отношения к природе.
3. Выявить уровни экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать полученные результаты у детей старшего дошкольного возраста
Методы изучения: эмпирический- беседа, игровые задания по выявлению уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. Статистические- количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование проводилось нами на базе детского сада ГБДОУ «Детский сад №20». Наша экспериментальная работа длилась с ноября 2020г.- апрель 2021г.). В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек (две группы, в каждой из которых по 20 дошкольников).
Проведенный в процессе теоретического исследования анализ программ дошкольного образования в области формировании экологических знаний старших дошкольников показал, что в целом, формирование экологических знаний можно разделить на несколько групп:
-знания о взаимосвязи живой и неживой природы
-знания экологического поведения, взаимодействия с природой (отношение к миру природы)
-знания характерных особенностей растительного мира
-знания времен года
-знания характерных особенностей животного мира
На основании данных выводов нами были определены критерии, показатели и уровневые характеристики сформированности экологических знаний у старших дошкольников. Критериальная характеристика изучения уровней экологических знаний представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Критерии и показатели и уровневые характеристики экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В констатирующем эксперименте, для определения выделенных критериев и показателей нам применялась методика с диагностическими заданиями, предложенной С.Н.Николаевой [15].
Опишем предложенные для проведения диагностики задания:
Задание 1: «Засели лес».
Цель: выявить уровень знаний дошкольников о живой природе, о диких животных, их повадках, особенностях питания, выявить различие и особенности между домашними и дикими животными (белка, волк, заяц, медведь). Для диагностики используются цветные картинки, на которых изображены дикие животные. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, а затем задает вопросы: 1. Как называются звери, живущие в лесу? Посмотри, лес пустой. Давай поселим животных в лесу. Что ты знаешь о каждом из животных? 3. Ребенок помещает карточку с животным на изображение леса и попутно отвечает на вопросы воспитателя. Чем питается белка? Что помогает белке ловко перемещаться по деревьям? Чем питается заяц? Что помогает ему не замерзнуть зимой в лесу? Чем питается медведь? Чем занимаются медведи зимой? Что помогает медведю не есть всю зиму? Почему волка называют хищником? Как волки себя ведут во время охоты? Чем дикие животные отличаются от домашних?
Задание 2: «Собери растение»( игровое задание) .
Цель: выявить наличие знаний у детей о названиях растений, их основных частях, условиях роста и развития. Вопросы к ребенку: 1. Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки? 2. Что нужно для того, чтобы растение росло? 3. Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)? 4. Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение. 5. Где растут растения
Задание3: «Природа – наш друг». Живая и неживая природа.
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой и живой природы. Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой). Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь? - Где и для чего человек использует воду? - Где и для чего человек использует камни? - Какие свойства воды ты знаешь? - Где и для чего человек использует песок? - Какие свойства камней ты знаешь?
Затем педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
-Что относится к живой природе? Какие различия?
Задание.4: «Четыре времени года»
Цель. Определить уровень знания времен года. Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Инструкция к проведению.
Ход выполнения :
Педагог спрашивает :
- Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года.
- Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д. Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.-
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Задание 5: Беседа о правилах и нормах поведения в лесу.
Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на три вопроса:
За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя? Как нужно себя вести в лесу?
Параметры оценивания экологических знаний у старших дошкольников:
Согласно каждому направлению, предоставляются диагностические задания, которые представлены в виде вопросов, игр. За ответы на диагностические задания выставляются баллы.
Баллы по каждому направлению суммируются, и определяется уровень освоенности программы по экологическому воспитанию:
Оценка результатов: за каждый пункт ребенку начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от того, насколько проявляется то или иное умение.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о видах растений и повадках животных, временах года, отношения к природе.
2 балла – ребенок имеет представление о повадках животных и видах растений, времен года, отношения к природе но не на все вопросы взрослого может ответить.
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание взрослого, правильно отвечает на все вопросы, связанные с особенностями растений и животных, времен года, отношения к природе.
В зависимости от суммы баллов делается вывод:
Высокий уровень (13-15баллов)
• Ребенок отвечает на вопросы целыми осмысленными предложениями.
• Знает, как заботиться о домашних животных и диких животных в дошкольном учреждении.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, их воздействием друг на друга.
• Легко выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8-12баллов)
• Ребенок отвечает на заданные вопросы. Ведь он умеет заботиться о домашних животных и обитателях так называемого природного уголка.
• Иногда не осознает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Имеет собственное отношение к экологической проблеме.
Низкий уровень (5-7баллов)
• Ребенку сложно отвечать на заданные вопросы.
• Не знает, как заботиться о домашних и диких животных.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Сложно выразить свое отношение к проблеме
Итоговый уровень изучаемых умений делался исходя из результатов по всем предложенным заданиям. Результаты диагностики уровня экологических знаний дошкольников в группе№1 и №2 представлены в Приложении А ,Б
Результаты диагностики по критерию «знание характерных особенностей животного мира» ,с показателями знания о мире животных: представления о домашних животных, знания о диких животных; знания о навыках ухода за животными, представлены в приложении В .
Итоговые результаты мы отобразили в таблице 2.2 и на рисунке 1.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний характерных особенностей животного мира :
-в первой группе высокие результаты мы определили у 10% детей, на среднем уровне продемонстрировали знания 25% воспитанников, остальные 60% детей показали низкие уровни;
-во второй группе 10% показали высокие уровни, 40% средние, 55% детей на низком уровне.
Рисунок 1.Результаты изучения по уровню знаний характерных особенностей животного мира.
Анализ результатов показал ,что: Паша А., Настя А. в первой группе, во второй группе – Олег В., Серёжа Л. без труда правильно выполняли задания ,без особого труда распределили представителей животного мира. Многие дети при ответах проявляли творчество и фантазию. Этих детей мы отнесли к детям с высоким уровнем сформированности экологических знаний.
Средний уровень экологических знаний нами определен у большинства детей ,среди которых в первой группе : Настя А., Оля В., Диана Г., Максим К., Вика Н., Дима Н., в первой группе .Во второй группе Лиза А., Марина В., Диана Г. ,Света К., Саша К., Вика Н., Дима Н., Никита П., продемонстрировали средний уровень знаний. В ходе выполнения заданий допускали незначительные ошибки при распределении животных (кролик-дикое, голубь-домашнее) не всегда аргументировали свой выбор. Знают все характерные признаки, но иногда допускают неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечают последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Дети с низким уровнем в первой группе :Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л .,Карина М., Аня Н., Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С., Лера Т. Во второй группе Алина Б. ,Настя Б., Ульяна У., Лариса Л., Карина М., София Н., Артем П ., допускали значительные ошибки в заданиях. Дети так же часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялись, а если отвечали в основном не верно.
По результатам наблюдения мы можем говорить о том, что в обеих группах экологические знания недостаточны. Большинство детей испытывают сложности при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечают последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Результаты диагностики по критерию «знания характерных особенностей растительного мира» ,с показателями :знания о растительном мире: знания деревьев и кустарников, знания об овощах и фруктах; навыки ухода за растениями представлены в приложении Г. Итоговые результаты мы отобразили таблице 2.3 и на рисунке 2.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний характерных особенностей растительного мира :
-в первой группе высокие результаты мы определили у 0% детей, на среднем уровне продемонстрировали знания 35% воспитанников, остальные 66% детей показали низкие уровни;
-во второй группе 10% показали высокие уровни, 40% средние, 50% детей на низком уровне.
Рисунок 2.Результаты изучения по уровню знаний характерных особенностей растительного мира.
Анализ результатов показал, что высокий уровень знаний показали только двое детей во второй группе :Олег Б., Сережа Л., без труда правильно выполняли задания ,без особого труда распределили представителей растительного мира. Многие дети при ответах проявляли творчество и фантазию .
Настя А., Оля В. ,Диана Г., Максим К., Вика Н., Дима Н., в первой группе .Во второй группе Лиза А., Марина В., Диана Г. ,Света К .,Саша К., Вика Н, Дима Н., Никита П., продемонстрировали средний уровень знаний. В ходе выполнения заданий допускали незначительные ошибки при названии видов растений: деревья, цветов, не всегда аргументировали свой выбор, умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
Дети с низким уровнем Герман В., Ульяна Г., Иван К. ,Кристина Л, .Миша Л .,Карина М., Полина П., Артем Р., Даниель С. ,Люда С., Лера Т., в первой группе . Во второй группе Алина Б. ,Настя Б., Ульяна У., Лариса Л., Карина М., София Н., Артем П., Руслан С.. Допускали значительные ошибки в заданиях. Затруднялись при ответе на вопрос, для чего они используются. Дети так же часто допускали ошибки при распределении представителей растительного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялись, а если отвечали в основном не верно.
Таким образом, по результатам диагностического задания мы определили, что в обеих группах преобладают дети с низкими уровнями умений. Дети часто допускали ошибки при распределении представителей растительного мира по видам. Затрудняются рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
Результаты диагностики по критерию «Экологические знания о единстве природы», с показателями знания о живой и не живой природе представлены в приложении Д . Итоговые результаты мы отобразили таблице 2.4 и на рисунке 3.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню экологические знания о единстве природы :-в первой группе высокие результаты мы определили у 0% детей, на среднем уровне продемонстрировали знания 35% воспитанников, остальные 65% детей показали низкие уровни;
-во второй группе 10% показали высокие уровни, 35% средние, 55% детей на низком уровне
Рисунок 3.Результаты изучения по уровню экологических знаний о единстве природы
Анализ результатов показал ,что :
Высокий уровень развития показал только двое детей во второй группе, Олег Б., Сережа Л., без труда правильно называли отличительные характеристики объектов неживой и живой природы, правильно выполняли задания . Без труда определяли содержимое баночек. Правильно называли отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывали о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляли творчество и фантазию.
Настя А.., Оля В ,Диана Г.., Максим К, Вика Н.., Дима Н., в первой группе .Во второй группе Лиза А, Марина В., Диана Г. ,Света К.., Саша К, Вика Н., Дима Н., Никита П., продемонстрировали средний уровень знаний. Дети называли отличительные характеристики живой и не живой природы. В основном правильно определяют содержимое баночек.. После дополнительных вопросов взрослого приводят примеры того, как люди используют объекты неживой ,живой природы.
Дети с низким уровнем Паша А., Доминика Б., Герман В, Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л .,Карина М.., Аня Н, Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С., Лера Т., в первой группе . Во второй группе Алина Б .,Настя Б., Ульяна У., Лариса Л., Карина М., София Н., Артем П., Русла С., Тимур С., Сева Т. Они допускали значительные ошибки в заданиях. Дети допускают значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называли отличительные характеристики объектов живой и не живой природы. Затруднялись при ответе на вопрос, для чего они используются. На поставленные вопросы отвечать затруднялись, а если отвечали в основном не верно.
Таким образом, мы констатировали низкие уровни развития у большинства детей. Дети не всегда правильно называли отличительные характеристики объектов живой и не живой природы. Имелись затруднения при ответе на вопрос, для чего они используются.
Результаты диагностики по критерию «знания времен года », с показателями знания о временах года и о сезонных изменениях представлены в приложении Е. Итоговые показатели мы отобразили в таблице 2.5 и на рисунке 4.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний времен года :
-в первой группе высокие результаты мы определили у 0% детей, на среднем уровне продемонстрировали знания 35% воспитанников, остальные 65% детей показали низкие уровни;
-во второй группе 10% показали высокие уровни, 50% средние, 40% детей на низком уровне
Рисунок 4. Результаты изучения уровней знаний времен года у детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов показал ,что высокий уровень развития только у двоих детей во второй группе, Олег Б., Сережа Л . Дети правильно называют времена года. Перечисляют их в нужной последовательности. Знают характерные признаки каждого времени года. Проявляют творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводят сезонные особенности того или иного времени года. Комментируют свой рисунок. Выражают эстетическое отношение к природе.
Диана Г, Максим К., Вика Н., Дима Н, в первой группе .Во второй группе Лиза А., Марина В., Диана Г. ,Света К., Саша К., Вика Н., Дима Н., Никита П., продемонстрировали средний уровень знаний . Дети правильно называют времена года. Иногда затрудняются назвать их в нужной последовательности. В основном знают характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечают односложно.
Дети с низким уровнем Герман В., Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л .,Карина М., Аня Н., Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С., Лера Т .,в первой группе . Во второй группе Алина Б ., Лариса Л., Карина М, София Н., Артем П., Руслан С., Тимур С., Сева Т. Не всегда правильно называют времена года. Затрудняются назвать их в нужной последовательности. Не знают характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называют только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
Таким образом, мы констатировали низкие уровни развития у большинства детей. Дети не всегда правильно называет времена года. Затрудняются назвать их в нужной последовательности.
Результаты диагностики по критерию «отношение к миру природы», с показателями знания о правилах поведения в природе, навыки бережного отношения к природе представлены в приложении Ж, Итоговые показатели мы отобразили в таблице 2.6 и на рисунке 5.Таблица 2.6 -Результаты изучения знаний отношению к миру природы
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний отношение к миру природы :
-в первой группе высокие результаты мы определили у 0% детей, на среднем уровне продемонстрировали знания 35% воспитанников, остальные 65% детей показали низкие уровни;
-во второй группе 10% показали высокие уровни, 50% средние, 40% детей на низком уровне
Рисунок 5.Результаты изучения по уровню знаний отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов показал ,что высокий уровень развития только у двоих детей во второй группе, Олег Б,. Сережа Л. Дети полными предложениями отвечали на поставленные вопросы. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Могут выразить свое отношение к проблеме.
Настя А., Оля В. ,Диана Г., Максим К., Вика Н., Дима Н., в первой группе .Во второй группе Лиза А., Марина В., Диана Г .,Света К., Саша К., Вика Н., Дима Н., Никита П., показали средний уровень знаний . Дети затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представлений о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Могут выразить свое отношение к проблеме.
Дети с низким уровнем Паш А., Доминика Б., Герман В., Ульян Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л. ,Карина М., Аня Н., Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С., Лера Т., в первой группе . Во второй группе Алина Б.,Настя Б, Ульяна У., Лариса Л., Карина М., София Н, Артем П., Руслан С., Тиму С., Сева Т. Дети затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными. Не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Таким образом, мы констатировали низкие уровни развития у большинства детей. Дети затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представлений о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Заключительным этапом констатирующего эксперимента выступил анализ уровней сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в группах ,который осуществлялся посредством анализа результатов диагностики дошкольников по всем предложенным критериям. Итоговые результаты констатирующего этапа эксперимента мы отобразили в приложении З ,таблице 2.7 и на рисунке 6.
Таблица 2.7-Итоговые показатели уровней сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
По результатам проведенного диагностического исследования и анализа полученных результатов мы определили следующие уровни экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста:
-в первой группе высокие результаты мы не определили, на среднем уровне продемонстрировали знания 34% воспитанников, 66% детей показали низкий уровень;
-во второй группе 10% детей показали высокие уровни, 37% средние, 53% находятся на низком уровне.
Рисунок 6. Итоговые показатели уровней сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Проведенное диагностическое исследование показало недостаточный уровень развития экологических знаний у старших дошкольников. Таким образом. Можно констатировать, что у детей преобладает низкий уровень знаний в распределении представителей растительного мира и животного по их видам. Дети затрудняются рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. Большинство детей не всегда правильно называют времена года. Затрудняются назвать их в нужной последовательности. Не знают характерных признаков разных времен года.
Дети не всегда правильно называли отличительные характеристики объектов живой и неживой природы. Имелись затруднения при ответе на вопрос, для чего они используются. Многие дети не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Анализ результатов констатирующего эксперимента дает возможность говорить о недостаточном уровне развития у старших дошкольников экологических знаний. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию данных знаний. В связи с этим нами было решено разработать и внедрить в образовательный процесс план занятий с использованием моделирования .В качестве экспериментальной группы было решено выбрать первую группу, так как ее воспитанники показали несколько более низкие результаты, чем дети второй группы.
2.2Апробация цикла занятий с использованием моделирования для детей старшего дошкольного возраста по формированию экологических знаний.
Целью формирующего этапа эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологических знаний старших дошкольников.
Задачи изучения:
1)разработать перспективный план занятий по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников посредством моделирования.
2)апробировать разработанный план занятий с использованием моделирования для формирования экологических знаний у старших дошкольников
3) подобрать и изготовить модели для формирования экологических знаний старших дошкольников.
Для реализации намеченных задач и достижения цели, нами разработан и внедрен перспективный план реализации моделирования. Приступая к работе, мы опирались на необходимость: создания условий в группе для организации моделирования; планирования проведения занятий с использованием моделирования в соответствии с программными требованиями и интересами детей; -организовать руководство по использованию моделей, в самостоятельной деятельности направленное на формирование у детей экологических знаний , поощрение ,проявления инициативы.
Прежде всего, мы обратились к необходимости создания в группе условий для организации моделирования. В соответствии с этим в группе был создан уголок, в соответствии с возрастом и интересами детей разнообразными моделей экологического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. В уголке природы выделен микроблок моделированию. Этот микроблок решает задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Содержание среды: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), графические модели – календарь природы, календарь наблюдения за птицами и т.п.
Непосредственная организация моделирования должна осуществляться в следующей последовательности:
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с ней, осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности. Дошкольники могут пользоваться ими в познавательной, художественно-эстетической, трудовой деятельности.
Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о животном и растительном мире, отношению к миру природы .Проводились циклы занятий, направленные на формирование экологических знаний (знание животного мира; знание растительного мира; знание неживой и живой природы; знание времен года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В соответствии с выделенными этапами нами осуществлен подбор моделей для совместного проведения с детьми и постепенно усложняющимся заданием. Предлагаемый план работы по формированию экологических знаний старших дошкольников посредством моделирования экологических знаний представлен в таблице 2.8.
Работа проводилась на протяжении 5 месяцев с ноября 2020 г-март 2021 г. на базе детского сада ГБДОУ «Детский сад №20». При составлении плана занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 критериев констатирующего эксперимента. Моделирование было нами организованно в процессе проведения экологических занятий (4 занятия в месяц,1 раз в неделю).
Перспективный план содержит в себе 20 занятий и 25 моделей, которые будут использоваться для формирования :
-знаний о животном мире(модель «Описание животного », макет «Скотный двор» , модель «Сравнение диких и домашних животных» ,модель «Что помогает хищникам охотиться» )
- знания о растительном мире (модель «Описание растения » ,модель «Условия для жизни растений» ,модель по знакомству с новым растением ,«Муляжи овощей, фруктов»)
- знания о неживой и живой природе(модель срез почвы ,модель «Признаки живого», модель «Круговорот воды в природе».
-знания о временах года (мнемотаблицы по временам года ,календарь природы, модель «Дерево по временам года»)
-знания об отношении к природе ( модель «Как человек вредит природе»
, модель «Земли» ,модель «Как мы помогаем птицам» )
Таблица 2.8-План работы по формированию экологических знаний старших дошкольников посредством моделирования (формирующий этап)
Первоначально было проведено занятие на 1 неделе (Ноябрь) с детьми на тему «Овощи и фрукты» .Цель: закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Знакомя детей с фруктами и овощами мы совместно с ними изготовили их муляжи. Для лучшей наглядности и формирования интереса к совместной деятельности. Дети могли их потрогать и рассмотреть . Также использовалась мнемотаблица «описание Овощей и фруктов». Для того чтобы у детей лучше сформировались представление о росте и развитии фруктов и овощей. Из наблюдений и занятий дети получили знания о характерных свойствах овощей и фруктов, о труде фермеров и садоводах .
На 2 неделе было проведено занятие на тему «Деревья ». Цель: уточнить и расширить знания детей о деревьях осенью .В ходе занятия задавались вопросы к детям , как изменились деревья, трава, цветы; почему? Если дети не могли сделать вывод, тогда мы им помогали. На занятии использовалась модель «строение дерева» для закрепления представления детей о стволе, кроне дерева , об изменениях в их окраске в связи с временами года . На прогулке мы рассматривая деревья, обращая внимание детей на ствол дерева отмечали, что стволы у деревьев различные по структуре, предлагали потрогать . Из наблюдений и занятий дети получили знания о строении деревьев , их структуре.
На 3 неделе было проведено занятие на тему «Осень». Цель его расширить представления об изменениях в природе осенью, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Осенью развивали у детей умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливали связи между изменениями в живой и неживой природе, воспитывали способность эмоционально воспринимать красоту природы. Отмечали вместе с детьми по температуру воздуха утром и днем, а разницу температур записывали в альбом наблюдений. Проводилась беседа: «Какие изменения происходят в природе осенью?». Дети охотно отвечали на вопросы: Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? Ответы детей были следующими: листопад, увядание травянистых растений, отлёт перелётных птиц, исчезновение насекомых — это осенние изменения в природе. Использовали модель «Дерево по временам года», чтобы наглядно увидеть и рассмотреть изменения природы. Из наблюдений и занятий дети получили знания о характерных признаках изменения природы осенью.
На 4 неделе проведено занятие «Земля наш общий дом» Цель. Дать детям представление о том , что природа – это наш общий дом. Мы познакомили детей с тем, что наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Для демонстрации использовалась предметная модель Глобус. Дети могли ее потрогать ,по крутить ,рассмотреть. И узнать много интересного ,что земля имеет круглую форму , что воды больше, чем суши, каждый цвет обозначает что- то ,зеленый -леса, темно -желтый степи и пустыни и.т.д. Совместно с детьми создали объемную модель земли из пластилина. Для того чтобы расширить представления о планете ,и воспитать бережное отношения к Земле-своему дому. В конце мы провели викторину "Сохрани природу» на усвоение материала. На занятии дети получили знания о том ,что нужно ответственно и бережное относится к окружающему миру, родной земле.
В следующем месяце (декабре) на 1 неделе проведено занятие «Деревья зимой» Цель: учить детей определять и правильно называть части растений. Во время зимних наблюдений мы формировали у детей представления об изменениях в начале зимы (ночь растет, а день убывает), учили различать характерные признаки зимы .Для закрепления знаний детей использовали модель «Строение дерева и кустарника» сравнивая их .Дети научились определять и правильно называть части растений, находили у них у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист) и различия – у дерева один стебель (ствол), а у кустарника много.
На 2 неделе проведено занятие «Берегите лес» Цель: формировать у детей бережное отношение к лесу – как природному богатству. Говорили на занятиях и о правилах поведения в лесу: "В лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных жителей", "Ходить в лесу можно только по тропинкам", "Нельзя разжигать костер" и т.д. Занятия проводили как в группе, так и на участке детского сада. Для наглядности использовали модель : «Как человек вредит природе». Дети могли ее рассмотреть и сделать выводы ,что природу нужно беречь. На занятии дети получили знания о том ,что нужно ответственно и бережное относится к лесу-как природному богатсву.
На 3 недели проведено занятие «Животный мир». Цель: сформировать представления о связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения. Занятие проводилось в форме путешествия в лес. Данная форма занятия помогла заинтересовать детей и сконцентрировать их внимание на получение новых представлений о животных и уточнение уже имеющихся.
На занятии широко использовались иллюстрации животных и экологические модели» «Описание животного», как наглядный метод, позволивший длительно сосредоточить внимание детей на внешнем виде животных, что часто бывает сложно сделать при непосредственном наблюдении, в силу динамичности и изменчивости живого объекта. На занятии дети получили знания о животном мире и особенностями их строения.
На 4 неделе проведено занятие с детьми на тему « Птицы» Цель: формировать представления о приспособленности птиц к жизни в зимний период. Наблюдения за птицами проводили как из окна группы, так и на прогулке с использованием сравнения, чем одна птица отличается от другой. Например, воробей маленький, а голубь большой, воробей прыгает, а голубь важно ходит. Совместно с детьми делали кормушку для птиц. Перед тем как повесить кормушку на дерево, мы объясняли детям, что в этой кормушке всегда должен находиться корм. Лучше вообще не начинать подкормку, чем бросить через месяц - другой. Ведь через некоторое время группа птиц, зная, что ежедневно найдет в определенном месте корм, будет держаться на территории рядом с кормушками. Корм для птиц мы вместе с детьми заготавливали осенью. Наблюдая за птицами, использовали художественное слово (загадки, стихи, приметы).Совместно заполняли странички календаря погоды ,календарь наблюдения за зимующими птицами. Рассматривали модель «Классификация птиц» с целью научить детей классифицировать птиц на перелётных, зимующих, кочующих и оседлых. На занятии дети получили знания о птицах и особенностях приспособления зимой.
В (январе) 1 неделе проводилось следующие занятие на тему « Времена года» Цель: Составление рассказов о времени года с использованием моделей. На занятии детям задавались вопросы : Что происходит зимой с природой? А какие изменения происходят в жизни птиц? Животных? Вместе составляли рассказ по мнемотаблицы «Зима». На занятии дети получили знания о характерных признаках изменения природы зимой.
На 2 неделе приводилось занятие на тему «Свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. С детьми проводилась беседа : «Правила бережного отношения к воде» ,проводились опыты. Опыт № 1. «Окрашивание воды».Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Детям объяснили, что чем больше вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.Вместе рассмотрели в воде 2-3 предмета, выясняли, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняли, как можно окрасить воду (добавить краску). Предложили детям окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). Задали вопросы :в каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт №2«Ходит капелька по кругу». Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.Мы использовали две мисочки с водой – большую и маленькую, поставили на подоконник наблюдали, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.) Совместно с детьми изготовили модель круговорот воды в природе, для закрепления знаний . На занятии дети получили знания о свойствах воды и правилах сбережения.
На 3 неделе проводилось занятие на тему «Дикие животные» Цель: расширять и закреплять представления детей об образе жизни диких животных, особенностях питания и повадках . Использовали модель «Что помогает хищникам охотиться» .Рассмотрели ее и выявили характерные признаки ,что помогает хищника охотиться . На занятии дети получили знания о диких животных и их особенностях.
На 4 неделе проводилось занятие «Живая не живая природа» Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе. На занятии была проведена беседа «Живая и неживая природа» Детям задавались вопросы : что такое «природа»? Что оно означает? А что нельзя назвать природой? (Ответы детей были следующие : Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» – это все то, что сделано руками человека.)Для закрепления материала дети могли рассмотреть модель «Не живая природа и живая». На занятии дети получили знания о живой и не живой природе.
В (Феврале) на 1 неделе проводилось занятие на тему «Враг природы — мусор»Цель: расширять и закреплять знания о правилах поведения на природе. На занятии мы рассматривание иллюстрации экологического содержания, провели беседу с детьми «Вредный мусор» О мусоре, Рассказали о том ,что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки, нужно соблюдать правила, очищать природу. Наглядно продемонстрировали модель Разложение мусора в природе» На занятии дети получили знания о правилах поведения в природе.
На 2 недели проводилось занятие на тему «Домашние животные» с целью формирования представлений у детей дошкольного возраста о домашних животных, особенностях их внешнего вида, питания, передвижении, приносимой пользе людям .
Дети старшего дошкольного возраста подробно познакомились с такими домашними животными, как кошка, собака, корова, лошадь, кролик, овца, баран и др. через широкое применение в рамках занятия экологического моделирования, в частности схематической модели «Домашние животные».
С целью введения и закрепления в словаре старших дошкольников таких понятий, как овчарня, конюшня, коровник, конура, сарай применены приемы словесного метода, что поспособствовало успешному и качественному восприятию детьми новых понятий. С целью закрепления у детей названий детенышей домашних животных детям было предложено рассмотреть макет «Скотный двор»
На 3 неделе проводилось занятие «Растительный мир» Цель: Формировать обобщенное понятие «растения». Уточнить различные способы ухода за комнатными растениями, знания особенностей ухода. В процессе дежурств и занятия дети учились наблюдать за растениями, замечать какие изменения происходят с ними от сезона к сезону. Учили детей правильно называть и отличать растения по характерным признакам с помощью модели «Отличительные признаки растений»
Также дети узнали, что в зимнее время растения отдыхают, их надо поливать реже, а с наступлением весны и летом многим требуется не только частый полив, но и опрыскивание. Ежедневно, приходя утром в детский сад, мы вместе с детьми шли в наш уголок природы, учили детей общаться с ними, и ухаживать. Через общение с природой мы развивали у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивали нравственные и эстетические чувства. На занятии дети получили знания о особенностях растений и их уходе.
На 4 неделе проводилось занятие на тему «Прошла зима холодная» Цели: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, развивать познавательный интерес и навыки к исследовательской деятельности. Проводилась опытно-экспериментальная деятельность. Показ макета со слоями состава почвы. Опыт № 1Цель:определение состава почвы. Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки. Ход опыта: В стакан с водой мы добавляли почву и размешивали стеклянной палочкой. Вода становилась мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывал мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор. На занятии дети получили знания о почве как компоненте природы.
В марте в 1 неделю проводилось занятие на тему «Перелетные птицы» Цели: формировать представление детей об изменениях в жизни птиц весной. Наблюдения за птицами проводили как из окна группы, так и на прогулке с использованием сравнения, чем одна птица отличается от другой. Совместно заполняли странички календаря погоды ,календарь наблюдения за зимующими птицами .Использовали на занятии модель описание птицы, для закрепления знаний характерных особенностей птиц весной.
Во 2 неделю проводилось занятие на тему: «Комнатные растения» Цель: формировать обобщенное понятие «растения». Уточнить различные способы ухода за комнатными растениями, знания особенностей ухода в зависимости от потребностей. Знакомя детей с растениями на занятии "Как помочь растению" мы использовали карточки - модели: из чего состоит цветок (корень, стебель, лист, цветок), также знакомили для чего они нужны. Для закрепления данного материала детьми, эти карточки выставляли в уголке природы. Из наблюдений и занятий дети научились уметь замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети замечали и эмоционально реагировали на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно участвовали в расстановке растений, ваз с цветами, ветками; свои впечатления изображали в рисунках, аппликациях. В уголке природы поместили календарь погоды, где ежедневно отмечали состояние погоды, делали зарисовки растений, за которыми вели наблюдения. Календарь погоды использовали для бесед о временах года.
Использование схемы ухода за растениями.
В 3 неделю проводилось занятие на тему «Насекомые» Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». В весенний период наблюдали за насекомыми, учили сравнивать их по способу передвижения, по издаваемым звукам правильно называть насекомых. Для этого мы использовали модель «Насекомое» Объясняли детям, что с помощью насекомых можно предсказать погоду. Для этого нужно быть особенно внимательными и понимать природу. Например, наблюдая за пауками - крестовиками на участке детского сада, мы определяли каким будет предстоящий день: если паук - крестовик сидит утром в центре своей паутины - жди хорошей погоды; если вечером он плетет большую сеть - дождя не ожидается. Весной дети устанавливают связь между наступлением теплого периода, появлением насекомых (питание) и прилетом птиц.
Последние занятие в цикле на 4 неделе было посвящено «Бережному отношению к природе». Цель занятия: формирование уважительного отношения к природе. Была проведена беседа на формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о взаимосвязях в природе, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности, расширение кругозора экологических знаний у детей. Использование модели «Как человек вредит природе».
Таким образом ,с целью развития экологических знаний у дошкольников нами был запланирован и осуществлен план работы по формированию экологических знаний старших дошкольников. В группе был создан уголок, в соответствии с возрастом и интересами детей разнообразными моделей экологического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. В уголке природы выделен микроблок моделированию. Этот микроблок решал следующие задачи : развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Содержание среды: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), графические модели – календарь природы, календарь наблюдения за птицами и т.п.
Проведенная нами работа в полной мере способствовала развитию экологических знаний посредством моделирования. Мы отметили, что специально подобранные модели создали максимально благоприятные условия для формирования у детей экологических знаний.
Завершающим этапом педагогического эксперимента стал контрольный этап.
Цель: выявить влияние моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести повторно диагностику для выявления сформированности экологических знаний старших дошкольников.
2.Сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного
этапов.
3. Выявить эффективность использования моделирования в формировании экологических знаний старших дошкольников
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию моделирования для формирования экологических знаний старших дошкольников.
Для решение данной цели нами был организован повторный мониторинг сформированности экологических знаний старших дошкольников в группах №1(ЭГ) И №2(КГ) с целью эффективности проведенной работы .Диагностика осуществлялась по выделенным нами критериями и с помощью методики, использованных нами на констатирующем этапе. Итоговые результаты мы отобразили в приложении К.
Результаты диагностики по критерию «знание характерных особенностей животного мира», с показателями знания о мире животных: представления о домашних животных, представления о диких животных; навыки ухода за животными представлены в приложении Л .Итоговые результаты по данному критерию мы отобразили в таблице 2.9 и на рисунке 7.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний характерных особенностей животного мира :
-в экспериментальной группе высокие результаты мы определили у 45% детей, на среднем уровне продемонстрировали умения 55% воспитанников;
-в контрольной группе 15% показали высокие уровни, 35% средние, 50% детей низкий уровень.
Результаты наблюдения показали, что в контрольной группе лишь Серёжа Л ., Диана Г., справились с заданием несколько успешнее, что дало возможность говорить о благоприятной динамике изучаемых умений у данных детей.
В экспериментальной группе изменения более значимые. Опишем их.
Высокий уровень знаний имеют Паша А., Настя А., а также у детей, которые ранее имели средние уровни: Настя А., Оля В. ,Диана Г, Макси К., Вика Н., Дима Н .Дети без особого труда распределяли представителей животного мира. Многие дети при ответах проявляли творчество и фантазию Средний уровень у следующих детей :Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л .,Карина М .,Аня Н., Полина П. , Артем .Р, Даниель С., Люда С., Лера Т .Повторное наблюдение показало улучшение экологических знаний детей по данному критерию. В ходе выполнения заданий дети допускали незначительные ошибки при распределении животных не всегда аргументировали свой выбор. Знали все характерные признаки, но иногда допускали неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечали последовательно, но иногда ответы были слишком краткими, интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным, птицам и насекомым.
По результатам наблюдения мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе значительно улучшились знания детей о животном мире. Дети без особого труда распределяли представителей животного мира по видам, аргументировали свой выбор. Соотносили представителей фауны со средой обитания. Знали характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечали на поставленные вопросы. Проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Результаты диагностики по критерию «знания характерных особенностей растительного мира» ,с показателями знания о растительном мире: знания деревьев и кустарников» представлены в приложении М, Итоговые результаты по данному критерию мы отобразили в таблице 2.10 и на рисунке 8.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний характерных особенностей растительного мира :
-в экспериментальной группе высокие результаты мы определили у 40%, на среднем уровне продемонстрировали умения 55% воспитанников, 5% детей показали низкие уровни;
-в контрольной группе 10% детей показали высокие уровни, 40% средние, 50% находятся на низком уровне.
Результаты наблюдения показали, что в контрольной группе лишь Сережа Л .,Диана Г., справились с заданием несколько успешнее, что дало возможность говорить о благоприятной динамике изучаемых умений у данных детей. В экспериментальной группе изменения более значимые. Опишем их.
Высокий уровень знаний имеют Паша А., Настя А .,а также у детей, которые ранее имели средние уровни: Настя А., Оля В ., Максим К., Вика Н., Дима Н . Без труда правильно выполняли задания ,без особого труда распределили представителей растительного мира. Многие дети при ответах проявляли творчество и фантазию
Средний уровень у следующих детей :Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л., Карина М., Аня Н., Полин П.., Артем Р, Даниель С., Люда С .,Лера Т. Повторное наблюдение показало улучшение экологических знаний детей по данному критерию. Дети иногда допускают незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяют группы предлагаемых растений, иногда затрудняются аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально
Низкий уровень развития знаний в экспериментальной группе показал один ребенок – Доминик Б. Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
По результатам наблюдения мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе значительно улучшились знания детей о растительном мире. Без труда правильно выполняли задания ,без особого труда распределили представителей растительного мира. Многие дети при ответах проявляли творчество и фантазию
Результаты диагностики по критерию «Знания о живой и не живой природе» представлены в приложении Н .Итоговые результаты по данному критерию мы отобразили в таблице 2. 11 и на рисунке 9.
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню экологических знаний о единстве природы :
-в экспериментальной группе высокие результаты мы определили у 40%, на среднем уровне продемонстрировали умения 55% воспитанников, 5% детей показали низкие уровни;
-в контрольной группе 10% детей показали высокие уровни, 35% средние, 55% находятся на низком уровне
Результаты наблюдения показали, что в контрольной группе лишь Оля В., Диана Г., справились с заданием несколько успешнее, что дало возможность говорить о благоприятной динамике изучаемых умений у данных детей.
В экспериментальной группе изменения более значимые. Опишем их.
Высокий уровень знаний имеют Паша А., Настя А., а также у детей, которые ранее имели средние уровни: Настя А., Оля В., Максим К., Вика Н., Дима Н .Без труда правильно называли отличительные характеристики объектов неживой и живой природы, правильно выполняли задания . Без труда определяли содержимое баночек. Правильно называли отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывали о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляли творчество и фантазию.
Средний уровень у следующих детей :Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л. ,Карина М., Аня Н., Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С. ,Лера Т. Дети называли отличительные характеристики живой и не живой природы. В основном правильно определяют содержимое баночек.. После дополнительных вопросов взрослого приводят примеры того, как люди используют объекты неживой ,живой природы.
Низкий уровень развития знаний в экспериментальной группе показал один ребенок – Доминика Б. Она допускала значительные ошибки в заданиях. Не всегда правильно называла отличительные характеристики объектов живой и не живой природы. Затруднялась при ответе на вопрос, для чего они используются.
По результатам наблюдения мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе значительно улучшились знания детей о живой и не живой природе. Дети без труда правильно называли отличительные характеристики объектов неживой и живой природы, правильно выполняли задания . Самостоятельно рассказывали о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляли творчество и фантазию.
Результаты диагностики по критерию «знания времен года », с показателями знания о временах года и о сезонных изменениях представлены в приложении П .Итоговые результаты по данному критерию мы отобразили в таблице 2.12 и на рисунке10 .
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний времен года :
-в экспериментальной группе высокие результаты мы определили у 45%, на среднем уровне продемонстрировали умения 55% воспитанников, 5% детей показали низкие уровни;
-в контрольной группе 10% детей показали высокие уровни, 40% средние, 50% находятся на низком уровне. Результаты наблюдения показали, что в контрольной группе. Лишь. Серёжа Л. , Оля В ., справились с заданием несколько успешнее, что дало возможность говорить о благоприятной динамике изучаемых умений у данных детей.
В экспериментальной группе изменения более значимые. Опишем их.
Высокий уровень знаний имеют Паша А., Настя А., а также у детей, которые ранее имели средние уровни: Настя А., Диана Г., Максим К., Вика Н.., Дима Н .Дети правильно называли времена года. Перечисляли их в нужной последовательности. По памяти воспроизводили сезонные особенности того или иного времени года. Комментировали свой рисунок. Выражали эстетическое отношение к природе.
Средний уровень у следующих детей :Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л .,Карина М., Аня Н., Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С., Лера Т. Дети правильно называли времена года. Иногда затруднялись назвать их в нужной последовательности. В основном знали характерные признаки каждого времени года, но допускали незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечали односложно.
Низкий уровень развития знаний в экспериментальной группе показал один ребенок – Доминика Б .Не всегда правильно называла времена года. Затруднялась назвать их в нужной последовательности. Не знала характерных признаков разных времен года.
По результатам наблюдения мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе значительно улучшились знания детей о временах года. Дети правильно называют времена года. Перечисляют их в нужной последовательности. Выражают эстетическое отношение к природе.
Результаты диагностики по критерию «отношение к миру природы», с показателями знания о правилах поведения в природе, навыки бережного отношения к природе представлены в приложении Р .Итоговые результаты по данному критерию мы отобразили в таблице 2.13 и на рисунке .11
Результаты наблюдения и их анализ показали следующее распределение дошкольников в группах по уровню знаний отношение к миру природы :
-в экспериментальной группе высокие результаты мы определили у 40%, на среднем уровне продемонстрировали умения 55% воспитанников, 5% детей показали низкие уровни;
-в контрольной группе 10% детей показали высокие уровни, 35% средние, 55% находятся на низком уровне .
Результаты наблюдения показали, что в контрольной группе. Лишь Диана Г . ,Серёжа Л ., справились с заданием несколько успешнее, что дало возможность говорить о благоприятной динамике изучаемых умений у данных детей.
В экспериментальной группе изменения более значимые. Опишем их.
Высокий уровень знаний имеют Паша А., Настя А., а также у детей, которые ранее имели средние уровни: Настя А., Максим К., Вика Н.., Дима Н .Дети полными предложениями отвечали на поставленные вопросы. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Могут выразить свое отношение к проблеме.
Средний уровень у следующих детей :Ульяна Г., Иван К., Кристина Л., Миша Л .,Карина М., Аня Н., Полина П., Артем Р., Даниель С., Люда С., Лера Т. Дети затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представлений о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Могут выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень развития знаний в экспериментальной группе показал один ребенок – Доминик Б .Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
По результатам наблюдения мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе значительно улучшились знания детей о отношении к природе. Дети полными предложениями отвечали на поставленные вопросы. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Могут выразить свое отношение к проблеме.
В приложении С мы привели результаты диагностики экологических знаний детей, определенные с помощью анализа результатов по всем проведенным диагностическим заданиям. Итоговые результаты констатирующего этапа эксперимента мы отобразили в таблице 2. 14 на рисунке 12.
По результатам проведенного диагностического исследования и анализа полученных результатов мы определили следующие уровни экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста:
-в экспериментальной группе высокие результаты мы определили у 45% детей, на среднем уровне продемонстрировали умения 50% воспитанников, 5% детей показали низкие уровни;
-в контрольной группе 10% детей показали высокие уровни, 37% средние, 52% находятся на низком уровне.
Полученные в процессе эксперимента результаты позволяют говорить о том, что у детей контрольной группы произошли некоторые улучшения в знаниях. Снизилось количество детей с низким уровнем: с 53% до 50%.Повысился средний с 37 %до 40%
Результаты изучения уровней сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе мы отобразили в таблице 2.15 и на рисунке 13.
В экспериментальной группе, с которой была организована работа на формирующем этапе эксперимента, результаты значительно улучшились. Мы отмечаем значительное снижение количества детей с низким уровнем: с 66% до 5%, значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем: с 0% до 45%,значительно увеличилось детей с средним уровнем: с 34% до 50%
Результаты показывают, что в контрольной группе большинство детей имеют средний и низкий уровень экологических знаний , в а экспериментальной группе дети показала высокие и средние результаты.
Качественный анализ выполнения детьми экспериментальной группы заданий показал:
-значительно улучшились знания животного и растительного мира детей .Дети без особого труда распределили представителей животного мира. Многие дети при ответах проявляли творчество и фантазию.
-значительно улучшились уровни знания детей живой и не живой природы и знания времен года . Дети правильно называют времена года. Перечисляют их в нужной последовательности. Знают характерные признаки каждого времени года.
-значительно улучшились знания отношения к миру природы. Дошкольники полными предложениями отвечали на поставленные вопросы. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Могут выразить свое отношение к проблеме.
Таким образом, мы видим, что организованная нами на формирующем этапе работа оказалась эффективной.
Проведенное исследование позволило разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций по организации моделирования с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологических знаний детей.
Работа по развитию экологических знаний детей посредством моделирования должна основываться на результатах мониторинга, в процессе которого стоит опираться на изучение знаний детей по следующим критериям:
-знания о мире животных
-знания о растительном мире
-знания о не живой и живой природе
-знания о временах года
-знания о отношении к миру природы
Для изучения знаний детей могут быть использованы: наблюдение, проведение диагностических заданий, беседы и т.д.
Для организации работы по развитию экологических знаний у старших дошкольников необходимо подобрать модели , способствующие: развитию знаний о животном мире, растительном мире , времен года, живой и не живой природы, отношение к миру природы.
Основными задачами работы по развитию экологических знаний у старших дошкольников должны состоять в том, чтобы вызвать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к наглядным моделям, развить у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, через наглядное моделирование, способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, формировать умение вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, воспитывать бережное отношение к природе.
Эффективность использования моделирования детьми достигается путем: создания условий в группе для совместной организации с детьми моделей; планирования проведения занятий с использованием моделирования в соответствии с программными требованиями и интересами детей.
Для проведения работы с детьми необходимо создать условия для организации моделирования: оборудовать уголок природы в соответствии с возрастом и интересами детей разнообразными моделей экологического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. Содержание среды: растения в соответствии с рекомендациями, оборудование для труда в природе, графические модели – календарь природы, календарь наблюдения за птицами и т.п. В уголке природы выделен микроблок моделированию. Этот микроблок решает задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Содержание среды: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям ( алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), изобразительные средства.
Непосредственная организация моделирования должна осуществляться в следующей последовательности:
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с ней, осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности. Дошкольники могут пользоваться ими в познавательной, художественно-эстетической, трудовой деятельности.
Различные модели должны соответствовать изучаемой теме. Они должны быть доступны детям, понятны. Работу планировать в соответствии с последовательностью освоения детьми предлагаемого материала.
Занятия организовываться 1 раз в неделю процессе проведения экологических занятий.
Подводя итоги педагогического эксперимента, можно отметить, что проведенная нами на формирующем этапе работа, направленная на развитие экологических знаний старших дошкольников посредством моделирования , оказалась эффективной. По результатам работы предложены методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций по организации моделирования с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологических знаний детей.