Организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов к продуктивному взаимодействию со школьниками

Развитие системы образование, ее реорганизация и внедрение новых технологий диктуют возрастающие требования к студенту и выпускнику. Будущий специалист обязан уметь подстраиваться под социальные изменения и отражать их в своей профессиональной деятельности. Развитие инновационных процессов во всех сферах знания обусловливает реформирование образовательных технологий, методик и техник, что влечет за собой проблему необходимости обновления содержания педагогического образования, переосмысления существующих форм и методов подготовки будущих специалистов с учетом современных требований. Основная тенденция изменения содержания образования будущих педагогов связана с актуализацией развивающего и продуктивного обучения, однако, несмотря на введение в образовательные программы новых подходов, демократичных технологий, результатов исследовательских работ и обновленной методической литературы, на выходе из вуза юный педагог остается не готов к решению задачи личностно-ориентированного взаимоотношения к школьникам.

Основной ориентир переосмысления целей взаимодействия педагогов (а также психологов, логопедов, социальных педагогов и администрации образовательной организации) и учеников в настоящее время определяется как развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, коллектива и реализация его воспитательных возможностей [8]. Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся на единстве и взаимном влиянии структурных компонентов личности (мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий).

Готовность к формированию системы продуктивного взаимодействия учителя и ученика закладывается в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров, что делает необходимым организовывать сочетание теоретической и методической работы по постановке приоритетных задач перед будущим педагогом: «педагогическому сопровождению и формированию субъектной позиции растущего человека, к развитию потребности взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и сотворчества» [3].

Таким образом, актуальность данного исследования складывается из ряда объективных тенденций изменения системы образования под влиянием социального запроса и несоответствия качества подготовки будущих специалистов параметрам инновационных изменений, личностно-ориентированного педагогического воздействия и практического воплощения вариантов построения взаимодействия с детьми.

Теоретическую изученность данной проблемы можно разделить на несколько аспектов:

— Понятие подготовки будущих учителей трактуется как «целостный, непрерывный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, направленный на присвоение профессиональных знаний, умений и навыков, освоения профессионального опыта, совершенствование профессионально-важных личностных характеристик» [5], необходимых для эффективной профессиональной деятельности по созданию модели продуктивного взаимодействия со школьниками.

— Структура характеристики готовности педагога представляет единство целевого (постановка целей и задач), когнитивного (объем теоретических и практических знаний), деятельностного (совокупность применяемых педагогических компетенций) и рефлексивного (способность к анализу и рефлексии собственной деятельности) компонентов [9].

— Существует ряд противоречий между транслируемой моделью взаимодействия со школьниками и ее практическим осуществлением молодыми педагогами: во-первых, молодые специалисты не обладают достаточной квалификацией для построения продуктивных взаимоотношений с учащимися; во-вторых, система образования не дает будущим педагогам нужного инструментария в процессе подготовки; затем, практическая деятельность дает наглядный стереотипный и утвердившийся в старой парадигме школьного образования опыт использования учителем репродуктивных методов работы [7].

Результатом анализа научных публикаций и их теоретического и практического обзора проблемы недостаточности профессиональной подготовки будущих педагогов по формированию продуктивного взаимодействия с воспитанниками стало выявление необходимости разработки комплексного подхода к реализации обучения в вузе конкретным методам и техникам решения задач по полномерному применению образовательного и воспитательного потенциала школьного взаимодействия. Из этого можно сформулировать цель исследования как определение конкретного образа осуществления подготовки учителя к продуктивному взаимодействию с учениками. Основными методами являлись теоретический анализ литературы и документов по теме, психологическое моделирование и поиск медиа-информации.

Современное вузовское образование подчиняется ряду стандартов, в которых закреплены положения о необходимости дать будущему специалисту не только объем профессиональных знаний, умений и навыков, но и стимулировать формирование личности педагога. Подобная работа требует задействования различных структур вуза, включающих студента в научную, спортивную, общественную, культурную и другие сферы жизни [2]. Такой комплексный подход обусловливается высоким уровнем сензитивности студенческого возраста к формированию интеллектуального видения собственной профессии и последующего развития [1].

Кроме этого, готовность будущего специалиста как личностное новообразование педагога имеет социальную природу и может рассматриваться как характеристика компетентности профессионала. «Профессиональная компетенция характеризует готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты» [4], в том числе — в ситуациях изменения социальных условий преподавания и внешних факторов влияния на общение с детьми.

В качестве примера реализации проекта по построению гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса рассмотрим модульную программу расширения профессиональных компетенций и консолидации усилий участников образовательного процесса в направлении формирования и развития личностных результатов школьников авторства И.В. Серафимович, О.А. Беляевой [10]. Проект представляет собой ряд отдельных модулей, направленных на совокупное достижение продуктивной модели взаимодействия участников педагогического процесса:

— внеурочная деятельность [12];

— психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;

— информационная поддержка педагогического состава [6];

— меры по формированию и поддержке социально-психологического здоровья участников [11];

— освоение психолого-педагогических основ проектной деятельности;

— профориентация учащихся;

— обеспечение личностных ресурсов к адаптации в изменяющейся системе образовательного процесса.

Необходимым условием для изменения уровня продуктивности взаимодействия участников педагогического процесса является соблюдение принципа обратной связи, проявляющегося в сочетании контроля, анализа и коррекции со стороны педагога и самоуправляемым учением со стороны учеников. Построение такой триады «преподавание - обучение - оценивание» [13, 14] позволяет переориентировать образовательный процесс от традиционного к студентоцентрированному.

При этом особой организации требует самая современная форма взаимодействия образовательных субъектов — виртуальная. Игнорирование научно-технического процесса не может оставаться частью современного педагогического воздействия, так как ученики сегодняшнего дня имеют особый тип мышления, делающий необходимым повышением качества образования через новую триаду «виртуальное преподавание - виртуальное учение - виртуальное взаимодействие педагога и обучающихся» [15].

Таким образом, выявленная необходимость методического обеспечения комплекса организационно-педагогических условий подготовки будущих педагогов, учитывающих необходимость научения молодых специалистов практическим методам решения задач по формированию продуктивного стиля взаимоотношений со школьниками, предполагает переход к новому видению профессионального саморазвития студента, которое должно охватывать различные направления продвижения в собственной специальности.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2014. — С. 139.

2. Васюков И. Л., Волков А. Н. Качество воспитательного процесса вуза как объект управления. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2008. — 348 с.

3. Елькина О.Ю. Подготовка будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08. — Кемерово, 2007. — 43 с.

4. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08. М., 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-invariantov-professionalnoi-kompetentnosti-studenta-situatsionno-kontekstnyi-po/read (дата обращения: 07.12.2020).

5. Кочерова М. В. Сущность, цель и задачи подготовки студентов к развитию социальной активности младших школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-2. С. 147-152.

6. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование: издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС начального общего образования второго поколения. Методические рекомендации / Авт. сост. Ансимова Н.П., Большакова О.В., Кащеева О.Н., Кузнецова И.В., Рукавишникова Н.Г., Серафимович И.В., Хахунова М.Н.; под общ. ред. Ансимовой Н.П., Кузнецовой И.В. Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 107 с.

7. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст] : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.и.], 2011. – 233 с.

8. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. пособие/ Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Левшунова Ж.А., Свиридова А.Н. Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2015. 127с.

9. Рябова Е. В. Формирование готовности студентов к организации педагогико-эргономических условий обучения младших школьников // Вестник евразийской науки. 2012. №2 (11). 13 с.

10. Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников. Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС / под ред. Серафимович И.В., Беляевой О.А. Ярославль: ИД «Канцлер», 2017. 261 с.

11. Содержание деятельности педагога-психолога. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Ансимова Н.П., Большакова О.В., Кузнецова И.В., Рукавишникова Н.Г., Серафимович И.В., Хахунова М.Н.; под общ. ред. Ансимовой Н.П., Кузнецовой И.В., Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 226 с.

12. Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы) // Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС /авт.-сост. Серафимович И.В., Вишневская С.Ю., Баранова Ю.Г., Куликова С.Ю., Крутикова Е.Н.; под общ. ред. Серафимович И.В. Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 128 с.

13. Чернышева М.В. Оценка развития готовности бакалавров профессионального обучения к педагогическому взаимодействию // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молодых ученых Урал-ГУФК. — Вып. 12. — Челябинск: Урал-ГУФК, 2013. С. 233-237.

14. Чернышева М.В. Формы проведения занятий, способствующие развитию готовности обучающихся к педагогическому взаимодействию // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. — Челябинск, 2013. — Т. 13. — С. 226-234.

15. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. №2 (36). С. 54-63.