Организационно-правовая специфика валютного контроля осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

Валютный контроль в таможенном деле - деятельность специально созданных учреждений, которые направлены на соблюдение валютного законодательства при совершении валютных операций и сделок [27, С.624].

Посредством выполнения функций агента валютного контроля таможенные органы России участвуют в обеспечении экономической безопасности государства. Валютный контроль, реализуемый должностными лицами в пределах их компетенции, направлен на решение задач по предотвращению оттока валютных средств из государства во время осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений [59, С.105].

Главными субъектами валютного контроля в сфере таможенного дела выступают таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление подобной деятельности государством [27, С.625].

Главный принцип валютного контроля - соподчинение нормативных актов, которое является обязательным обязательством эффективности нормативной базы валютного регулирования [52, С.80]. Ее наивысший уровень принадлежит Конституции РФ. Средний уровень – законодательный, который составляют федеральные законы, содержащие положения об основных направлениях действия механизма валютного регулирования (Таможенный кодекс ЕАЭС, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ, ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и т.д.). Отдельное место в нормативно-правовой базе валютного контроля принадлежит Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Нижний уровень представлен совокупностью различных подзаконных актов [31, С.198].

Одним из главных направлений работы таможенных органов выступает осуществление в рамках своей компетенции контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Россию и их вывозом из России, а также принятие определённых мер, нацеленных на противодействие отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным способом, и финансовому обеспечению терроризма во время осуществления контроля за переходом через таможенную границу ЕАЭС валюты, ценных бумаг либо валютных ценностей [56, С.11].

Наряду с этим при осуществлении государственного контроля должностные лица таможенных органов обязаны осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами разных актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также сохранять банковскую коммерческую, служебную и налоговую тайну, которая стала им известной во время осуществления их полномочий [34, С.57].

Данные функции непосредственно направлены на поддержание и укрепление финансовой, а также валютной безопасности и, в целом, экономической безопасности страны [41, С.49].

В 2016 г. система органов и агентов валютного контроля претерпела значительные изменения. Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [9] приняли решение по поводу упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, её функции в виде органа валютного контроля возложили на Федеральную налоговую службу и на Федеральную таможенную службу. Таким образом, отдел валютного контроля в таможенных органах, будучи агентом, стал органом, имеющим право самостоятельно возбуждать дела об административных правонарушениях и уголовных преступлениях в отношении недобросовестных участников ВЭД, нарушающих валютные правила. В связи с этим полномочия таможенных органов значительно расширись (рисунок 4.). Помимо роста полномочий, расширилась и доступная таможенным органам инфор­мационная база, содержащая сведения о признаках нарушении валютного законода­тельства. Это позволило им более эффективно реализовывать риск-ориентированный подход при осуществлении валютного контроля внешней торговли.


Рисунок 4 - Обязанности таможенных органов как агента и как органа валютного контроля [24, С.61]

Вступивший в законную силу 1 января 2018 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [2] ввел новые требования к осуществлению валютного регулирования и валютного контроля таможенными органами Рос­сии. Согласно ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат наличные денежные сред­ства и дорожные чеки, ввозимые на территорию ЕАЭС или единовременно вы­возимые из нее, если они превышают сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США по курсу валют национальных банков, действовавшему на момент подачи пассажирской таможенной декларации таможенному ор­гану в зоне перемещения валюты; а также учитываются денежные инструмен­ты, за исключением дорожных чеков [39, С.261].

В настоящее время распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими звеньями таможенных органов и структурными подразделениями таможни (рисунок 5).

Рисунок 5 – Валютный контроль таможенными органами [37, С.109]

На уровне Центрального аппарата ФТС России осуществляет валютный контроль Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. На него возложено формирование и улучшение ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представление интересов ФТС России в государственных и других органах во время рассмотрения вопросов валютного контроля, включённых в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое управление и координацию работы таможенных органов, связанной с валютным контролем, проверяет выполнение нижестоящими таможенными органами собственных функций, организует информационный обмен, включая межведомственный.

Региональное таможенное управление занимается организацией проверок выполнения участниками ВЭД деятельности валютного законодательства и проводит анализ итогов осуществления проверок; взаимодействует с разными агентами и органами валютного контроля; обобщает и проводит анализ статистических данных об итогах валютного контроля и т.п. [14, С.1679].

В осуществлении валютного контроля значительный объём работы возлагается на таможню. Отделы валютного контроля и отделы контроля таможенной стоимости имеют широкий перечень полномочий. Они принимают определённые решения по разным вопросам валютного контроля и контроля внешнеторговых бартерных сделок, появляющихся во время совершения таможенных операций; проверяют соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности действующего валютного законодательства и подводят итоги проверок; формируют и проводят анализ электронных баз данных, обеспечивающих работу отдела, и занимаются учётом его итогов; проводят учёт, обобщение и анализ сведений о перемещении через таможенную границу юридическими и физическими лицами российской валюты, зарубежной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг; подготавливают мероприятия, нацеленные на предотвращение и ликвидацию нарушений валютного законодательства [29, С.65].

Таможенные посты являются низшим уровнем организации таможенной системы РФ – принимают участие в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами собственных главных функций по совершению таможенных операций и таможенному контролю товаров и транспортных средств во время пересечения ими таможенной границы.

Итак, таможенные органы занимаются валютным контролем на системной основе, с помощью чёткого распределения компетенции по уровням своей организации, обеспечивая полноценно собственные функции [60, С.65].

Во время осуществления валютного регулирования и валютного контроля соблюдения предусмотренных правил совершения операций и сделок с валютой и валютными ценностями таможенные органы используют такие формы, как проверка данных и документов, нужных для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр транспортных средств и товаров, личный досмотр в виде исключительной формы контроля); учёт транспортных средств и товаров; устный опрос физических и должностных лиц; организация проверки системы отчётности и учёта; осмотр территорий и помещений складов для временного хранения, свободных складов, таможенных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и иных мест, где могут быть транспортные средства и товары, подлежащие таможенному контролю, или вестись деятельность, контроль за которой возлагается на разные таможенные органы [47, С. 295].

Нарушения валютного законодательства предполагают уголовную или административную ответственность. Во время осуществления проверок при нарушениях в области валютного законодательства производится оформление протоколов об административных правонарушениях. Во время выполнения проверок проводится анализ фактов исполнения (неисполнения) резидентами разных требований актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования во время выполнения обязательств по внешнеэкономическим сделкам независимо от времени и места осуществления таможенных операций, даты выпуска (условного выпуска) товаров или в отсутствие выпуска (условного выпуска), а также сроков выполнения таможенного контроля (в том числе таможенного контроля после производства товаров) [50, С. 305]. Рассмотрим основные этапы проведения валютного контроля таможенными органами (рисунок 6).   

Рисунок 6 - Основные этапы проведения валютного контроля таможенными органами [14, С.1682]

Первый этап – оформление участником ВЭД в уполномоченном банке для осуществления валютных операций паспорта сделки. Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки. Этот документ свидетельствует о прохождении валютной операции между резидентом и нерезидентом, а также необходим для целей учета и отчетности. Он оформляется на контракты, сумма которых равна или превышает 50 000 долл. США в уполномоченном банке, где открыт валютный счет. Паспорт сделки не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком резиденту – участнику ВЭД для таможенного оформления [48, С.93].

Второй этап – передача уполномоченным банком электронной копии паспорта сделки в ФТС. Уполномоченный банк в день подписания оформленного паспорта сделки формирует сообщение в электронном зашифрованном виде, содержащее информацию по данному паспорту и отправляет в ФТС. Срок передачи оформленного паспорта не может превышать трех рабочих дней с даты его оформления в уполномоченном банке.

Третий этап – валютный контроль, осуществляемый до выпуска товаров. Таможенные органы осуществляют валютный контроль с применением автоматизированных технологий, которые основываются на использовании электронных документов (паспортов сделок, деклараций на товары и ведомостей банковского контроля) [32, С.90].

Валютный контроль как часть таможенного контроля производится путем проверки сведений, заявленных в графах декларации на товары (ДТ) для целей валютного контроля и проверки представленных при декларировании товаров документов [20, С.6]. Для целей валютного контроля, сотрудниками таможенных органов анализируются следующие графы ДТ: графа 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование», графа 22 «Валюта и общая стоимость по счету», графа 24 «Характер сделки», графа 44 «Дополнительная информация / Представляемые документы». Декларации, где ошибочно заполнены графы, применяемые для задач валютного контроля, не могут выступать документами, подтверждающими совершение каких-либо валютных операций, и не добавляются в массив электронных сообщений, отправляемых в уполномоченные банки, до внесения нужных изменений [54, С.164].

Проверка достоверности данных о паспорте сделки в ДТ производится с помощью проверки его наличия по соответствующему номеру в базе данных валютного контроля, а потом осуществляется проверка его на соответствие представленному договору (по данным о лице – российском резиденте, подписавшем договор, и номеру договора). Сведения о зарегистрированных таможенными органами ДТ отправляются в Банк России и уполномоченные банки в электронной форме и добавляются уполномоченным банком в ведомость банковского контроля по контракту в автоматизированном режиме не позже трёх рабочих дней со дня, идущего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.

Четвертый этап – валютный контроль, выполняемый после выпуска товаров. Во время выявления уполномоченным банком факта нарушения валютного законодательства и непоступления валютной выручки в предусмотренные контрактом сроки банк направляет сведения об этом нарушении органу валютного контроля – Банку России с использованием электронных носителей. Банк по окончании 180 календарных дней после завершения выполнения обязательств по контракту закрывает и архивирует паспорт сделки, даже в случае наличия нарушений валютного законодательства [19, С.63].

Банк России отправляет сведения о правонарушении, полученные от уполномоченного банка, органам валютного контроля – таможенным и налоговым. В ходе осуществления таможенной проверки отделы таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ) собирают данные о предпринимаемых проверяемым субъектом действиях, нацеленных на сокрытие выявленных правонарушений, связанных с нарушением действующего валютного законодательства. В рамках ТК ПВТ таможенными органами осуществляется межведомственное взаимодействие, прежде всего, с финансовыми, правоохранительными и налоговыми органами [22, С.34].

По результатам таможенной проверки, если выявляется правонарушение в сфере валютного законодательства, таможенные органы принимают решение о возбуждении дела об административном правонарушении в форме определения, а после завершения административного расследования таможенный орган выносит постановление о привлечении лица к определённой административной ответственности. Выявив признаки преступления, таможенные органы возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия, а после этого отдают его в прокуратуру для последующего его расследования и направления в суд [14, С.1688].

Таким образом, валютный контроль, который осуществляется таможенными органами, выполняет свои функции в части финансовой безопасности страны, а также играет важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы контролируют разные валютные операции с денежными средствами и финансовыми инструментами, которые перемещаются через границу, тем самым обеспечив безопасность государственной валюты, национальной экономики, отечественного рынка и экономической безопасности государства в целом.