Организация логистики на торговом предприятии
Логистика торгового предприятия есть организованный процесс управления потоками материалов и информации от поставщика — посредством распределительной системы компании — складов и транспорта — до продажи покупателю и доставки. Перемещение товаров осуществляется от поставщика к РЦ, а после этого в магазины либо же напрямую поступают в магазины. При поступлении товаров в распределительный центр (РЦ) на временное хранение осуществляется их подготовка к отправке в отдельные магазины. В рамках такой подготовки крупные партии могут дробиться на более мелкие, товары снабжают этикетками, где указывают цену и наименование торговой точки.
Доля товаров, которые поставщики направляют напрямую в магазины, минуя РЦ, растет непрерывно, невзирая на то, что у многих торговых компаний есть сложные системы распределения, а также мощные РЦ. В процессе выбора метода распределения субъект хозяйствования стремится к достижению компромисса затрат на доставку и уровня обслуживания покупателей (продукт должен в наличии быть в магазине именно в тот момент, когда покупатель хочет его купить).
За счет доставки в РЦ возможно достижение сокращения дефицита, сведения запасов к минимуму, передачи дорогостоящих складских площадей под помещения на торговлю.
Если субъект хозяйствования осуществляет управление всего несколькими торговыми точками, то, вероятно, не будет окупаемости расходов на содержание РЦ. При расположении магазинов в крупных городах возможно объединение поставок от разных поставщиков и направление их в торговые точки одного города. Иногда доставка в сам магазин просто осуществляется более быстро.
Сейчас менеджер по логистике организации в сфере торговли имеет намного больше выбора управленческих функций, если сравнивать с тем, как было ранее. Баллу Р. Х. (Ballou R.H.) впервые показал, что субъекту хозяйствования нужно сосредоточить собственные усилия в логистической сфере на 4-х вопросах: обслуживания потребителей, размещения компонентов инфраструктуры, политики запасов, а также транспорта. Процесс данного непрерывного выбора должен обязательно входить в русло общей стратегии организации.
Оптовой торговлей охватывается широкое рыночное пространство, она выступает в виде проводника в реализации крупных партий продукции. Цель оптовой торговой – удовлетворить спрос на продукции в удобное для промежуточного покупателями времени и в требуемом количестве.
Задачи оптовой торговли: поддерживать каналы распределения с учётом потребительского спроса и предложения товаров; формировать товарные запасы и маневрировать ими, ориентируясь на рыночную ситуацию; маркетинговое обеспечение и обслуживание; качественно оказывать услуги, сопутствующих продаже товаров.
Своевременное обеспечение товарами розничных торговых предприятий находится в зависимости от качественной работы оптового звена области товарного обращения. Оптовые торговые предприятия исполняют роль коммерческих посредников между производителями и розничными торговыми предприятиями, потому они выполняют некоторые функции, которые способствуют удовлетворению потребностей конечных покупателей продукции.
Оптовая торговля – часть системы распределения готовой продукции в области товарного обращения. При управлении логистическими процессами в оптовой торговле проводят рационализацию товародвижения на этапе перемещения материального потока от производственных предприятий до розничных торговых предприятий. Вместе с тем, каждый участник логистического процесса обязан брать в учет интересы конечных покупателей.
В области товарного обращения субъекты логистического процесса представляют собой сбытовые подразделения производственных предприятий; крупные и мелкие оптовые посредники; розничные торговые предприятия; логистические посредники и провайдеры. При помощи данных участников перемещают совокупный материальный поток от производителей к домашним хозяйствам либо организациям.
Объектом исследования логистики оптовой торговли является материальный поток и сопутствующие финансовые, информационные и сервисные потоки на этапах товародвижения от производственных предприятий до розничной торговой сети.
Предметом исследования является рационализация движения материальных потоков на макро- и микроуровне в области оптовой торговли.
Движение совокупного материального потока в области товарного обращения разделяют на такие фазы.
Фаза 1. Движение материальных потоков от производственных предприятий до крупных оптовых торговых предприятий, а также передача сопутствующих информационных и финансовых потоков.
Фаза 2. Получение материального потока крупными оптовыми торговыми предприятиями, его обработка и промежуточное хранение, получение заказов от клиентов и передача товаров к мелким оптовым посредникам в обмен на финансовые потоки.
Фаза 3. Получение материального потока мелкооптовыми торговыми предприятиями, его обработка и промежуточное хранение, получение заказов из розничной торговой сети, доставка или выдача скомплектованных партий товаров розничным торговцам.
Фаза 4. Обработка товарных партий розничным торговым предприятием, продажа и в некоторых случаях доставка товаров конечным потребителям.
Представленная классификация обладает теоретическим характером, поскольку в реальных условиях «размываются» границы между данными фазами за счет того, что производитель может отгружать товары непосредственно розничным торговым предприятиям либо осуществлять продажу конечным покупателям при помощи своей розничной сети.
В общем, сфера товарного обращения представлена торговыми и сервисными предприятиями, которые связаны между собой материальными, информационными и финансовыми потоками. Особое внимание в оптовой торговле требуется уделять возвратным материальным потокам, необходимости сокращения их размеров на каждом этапе товародвижения.
Функции логистики оптовой торговли состоят в следующем:
? планировать, организовывать и управлять транспортными процессами в области товарного обращения;
? управлять товарными запасами на каждом этапе товародвижения;
? получать заказы на поставку и результативную обработку коммерческими посредниками;
? укомплектовывать, упаковывать и исполнять иные логистические операции при подготовке товарных партий к отправке;
? организовывать рациональную отгрузку;
? управлять доставкой товарных партий на участке от поставщика до промежуточного потребителя;
? планировать, организовывать и управлять логистическим сервисом.
Для работы по грузообработке на предприятиях оптовой торговли требуются значительные затраты на их исполнение. Главная часть таких затрат сопряжена с исполнением таких логистических функций и операций, как: складирование; транспортировка и экспедирование; сбор, хранение, обработка, выдача информации о заказах, запасах, поставках.
Принципиальное отличие логистики оптовой торговли от традиционных методов закупки и продажи товаров состоит в системной взаимосвязи всех функций в организации и в цепи поставок.
Задачи логистики оптовой торговли решают на уровне отдельных организаций и на макроуровне (область товарного обращения).
На данный момент торговля – одна из наиболее динамично развивающихся областей коммерческой деятельности в нашей стране. Возникновение новых форматов розничной торговли, изменение роли оптовиков, приток зарубежного капитала, улучшение коммуникаций — все это вместе ведет к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о использовании самых современных концепций управления, включая логистику.
Большое разнообразие магазинов дает клиенту возможность выбирать нужные товары по стоимости, ассортименту и качеству. На данный момент распространены гипермаркеты, где можно купить почти все. Однако, самые массовые – небольшие магазины, которые максимально приближены к домашним хозяйствам (удобные магазины). Помимо этого, благодаря применению современных технологий, происходит развитие внемагазинной формы торговли (электронная коммерция, сетевой маркетинг, продажа через автоматы).
Развитие розничной торговли со стороны логистики требуется рассматривать как улучшение звена системы товародвижения. В розничных торговых предприятиях на данный момент используются разные методы прогнозирования спроса, контроля продаж и уровня запасов. Для увеличения результативность контроля запасов, применяют сканирующие устройства, которые позволяют сократить время клиенту на оплату товаров и увеличить пропускную способность торговых предприятий.
Решения логистического характера формируют уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых обязаны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов.
С учетом организации сквозных технологических процессов проектируют: удобство передвижения клиентов по магазину; оптимальные размеры торговых, складских, служебных помещений и технологических зон; ширина дверных проемов; высота и площадь разгрузочных рамп; современная планировка торговых залов.
Все компоненты производственных мощностей магазина (помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и оборотная тара) обязаны увязываться в одну систему, которая встраивается в общую систему товародвижения на макроуровне.
Следовательно, применение логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной и согласованной схемы, которая дает возможность своевременного реагирования на изменения запросов клиентов и в максимальной степени реализации сильных сторон торгового предприятия. Задачи логистики состоят из анализа движения покупательских потоков в магазине, проведения мониторинга спроса и конкуренции.
По мере насыщения товарных рынков и нарастания конкуренции многим торговым предприятиям для того, чтобы повысить конкурентоспособность, требуется обратить свое внимание на методики сокращения логистических затрат.
Актуальность логистики в области розничной торговли обуславливается такими факторами: конкуренция среди торговых операторов возрастает, в некоторых городах уже говорят о физическом насыщении рынка крупными магазинами и торговыми центрами; возникают новые форматы розничной торговли - вплоть до попыток создания надформатных структур, которые совмещают в себе преимущества некоторых форматов розничной торговли. Это ведет к тому, что все розничные операторы, вне зависимости от сегмента рынка уделяют внимание логистике в широком ее понимании, а именно, управлению запасами, складированию, транспортировке, вопросам аутсорсинга, управлению логистическими рисками.
Одна из главных тенденций современных взаимоотношений в цепи поставок, которая связывает производителей, оптовых и розничных торговцев, – возрастет контроль розничных операторов над всей цепью поставок.
Розничные торговцы увеличивают собственное воздействие, пропуская крупную часть своих поставок при помощи распределительных центров. Помимо этого, внедрение частных торговых марок дает возможность ритейлерам воздействовать на поставщиков сырья.
Процесс нарастания контроля розничных торговцев над цепями поставок возник из-за того, что объем продаж ритейлеров и применение современных информационных технологий для сбора, хранения и обработки данных дают возможность им знать потребности клиентов и воздействуют на них намного лучше маркетологов предприятий-производителей.
В результате, это ведет к тому, что розничные торговцы преобладают над производителями в борьбе за долю общей прибыли, которая создается в полной цепи поставок. Возникновение новых информационных технологий увеличивает внедрение в розничную торговлю систем быстрого реагирования.
Суть данной системы заключается в следующем. После продажи некоторого количества единиц товара, а данные об этом введены через сканирующее устройство и поступают в информационную систему розничной точки или сети, их направляют в систему пополнения запасов и переоформления заказов предприятий-поставщиков. После происходит быстрая реакция на возникший спрос. Передача данных о спросе на товары главным поставщикам ведет к последующей интеграции производства и область товарного обращения.
Достоинства системы быстрого реагирования для розничного торговца: сокращается уровень логистических затрат; сокращается уровень запасов; повышается движение материальных потоков; удовлетворяются потребности клиентов; увеличивается объем продаж; усиливаются конкурентные преимущества.
Достоинства системы быстрого реагирования для поставщика: сокращается уровень логистических затрат; более предсказуемые производственные циклы; повышается частота заказов; более тесная связь с розничными торговцами; можно отслеживать объем продаж в розничной торговле по каждой товарной позиции, соответственно, улучшается прогнозирование; усиливаются конкурентные преимущества.
Этапы внедрения системы быстрого реагирования.
Этап 1. Внедрение базовых технологий системы быстрого реагирования: применяются сканеры для сбора информации по всем единицам складского учета; применяются штрих-коды или радиочастотные метки; используются устройства электронного обмена информацией.
Этап 2. Реорганизация внутренних процессов поставщика и предприятия-потребителя: используются электронные коммуникации для пополнения запасов; есть малые объемы запасов в системе; обрабатываются заказы на малые партии товара; внедряются программы автоматического пополнения запасов; организовывают поставку по технологии «точно в срок»; маркируются контейнеры или поддоны при погрузке; уведомляют магазины о предстоящей доставке отгруженной товарной продукции.
Этап 3. Управление цепью поставок на основании сотрудничества участников товародвижения, т.е. совместное применение сведений об объемах продаж в режиме реального времени.
Соответственно, для того, чтобы увеличить экономическую эффективность выполнения логистических операций, многие розничные торговцы приходят к необходимости более тесного сотрудничества с собственными поставщиками. Внедрение концепции управления цепями поставок и системы быстрого реагирования производителями и розничными торговыми предприятиями дают возможность управления цепью поставок как одним целым и результативно координировать совместную логистическую работу.
На уровне оптового торгового предприятия (микроуровень) логисты решают такие задачи:
? планирование процесса реализации товаров;
? организация получения и обработки заказов;
? выбор места расположения склада на обслуживаемой территории;
? выбор вида тары;
? принятие решения о консолидации товарных партий, а также выполнения ряда операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
? организация отгрузки товаров;
? контроль за транспортировкой;
? организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам логистики в оптовой торговле относят: выбор схемы распределения материального потока между участниками товародвижения; определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.
Основной показатель успешной работы оптового торгового предприятия – полученная прибыль. Главные направления деятельности для повышения прибыли за счет снижения затрат в оптовой торговле: создать единую транспортно-складскую систему (быстрая доставка до потребителя); экономически объединить закупки и продажи товаров; выработать оптимальные схемы складирования и пополнения запасов.
При решении конкретной задачи организация может столкнуться с проблемой сокращения прибыли, которая появляется из-за отсутствия учета всех факторов, оказывающих влияние на доход торгового предприятия. Потому для успешной коммерческой деятельности специалисты предприятия обязаны ответить на три вопроса.
Вопрос 1. В какой мере затраты, которые связаны с уменьшением времени товародвижения компенсируются повышением выручки от возросшего объема продаж за счет улучшения качества обслуживания клиентов.
Вопрос 2. Может ли организация допустить сокращение уровня обслуживания клиентов при одновременном увеличении объема поставок.
Вопрос 3. Насколько целесообразно складировать товар у оптовика, который располагается рядом с производственным предприятием или непосредственно на рынке сбыта.
Соответственно, при выборе оптимальной схемы товародвижения, оптовику нужно рассматривать всю логистическую цепь до конечного потребителя. То есть брать в учет минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, получение максимальной прибыли и обеспечение минимальных затрат на товародвижение.
Мировой и отечественный опыт говорит, что использование концепции логистики дает возможность значительного увеличения эффективности торговли. Эффективность использования логистики в торговле проявляется в таких составляющих.
Составляющая 1. Уменьшение запасов в цепях товародвижения за счет: перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене; использованием современных технологий контроля состояния запасов; высокой степени согласованности участников товародвижения в вопросах своевременного пополнения запасов.
Уменьшаются как текущие, так и страховые запасы. Текущие — за счет применения технологии «точно в срок», а также формирования оптимальных размеров партий. Страховые запасы — за счет их концентрации в едином распределительном центре.
Составляющая 2. Максимальное применение площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. К примеру, рационализация цепи товародвижения позволяет значительно поменять структуру площадей магазинов в пользу повышения доли торговых площадей.
Этого можно достичь за счет резкого уменьшения общего количества запасов, а также перемещения части подготовительных операций, таких как фасовка, маркировка, проставление цен на более ранние стадии товародвижения (к примеру, в оптовую торговлю).
Составляющая 3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени выполнения сквозных процессов размещения и выполнения заказов.
Составляющая 4. Сокращение транспортных расходов за счет высокой согласованности участников товародвижения при доставке грузов.
Составляющая 5. Сокращение логистических затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда. Выбор методов снижения логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как: сложность логистической системы розничной торговой сети; дифференциация продукции (ассортимент, упаковка, требования к режиму транспортировки); объемы перевозок; период планирования; количество видов используемого транспорта; режим работы транспортных компаний.
Общий эффект от применения концепции логистики в розничной торговле, зачастую, превышает сумму эффектов от совершенствования перечисленных составляющих. Это можно объяснить появлением у логистически организованных систем способности обеспечения поставки необходимого груза, в необходимом количестве и качестве, в необходимое время и место с минимальными затратами и нужному потребителю.