Организация обслуживания, формы и методы работы с молодежью в российских библиотеках.

Как сделать библиотеку центром притяжения молодёжи? Что необходимо для её развития? «Библиотеки должны обслуживать молодёжь не потому, что это хорошо для самих библиотек, а потому, что это хорошо, прежде всего, для молодых людей. То, что хорошо для молодёжи, полезно и для общества» – этот принцип действий американских библиотекарей. Молодые читатели - это наиболее мобильная и активная часть читателей библиотеки.

Сегодня библиотечное пространство – еще и виртуальное пространство библиотеки. Нужно вести работу на виртуальной «молодёжной площадке» – в Интернете, где можно разместить библиотечные анонсы и новости. Для удобства читателей специалисты библиотеки должны сочетать традиционные и электронные виды информационно-библиографического обслуживания. Главным информационным продуктом библиотеки является электронный каталог. То, что читатели могут теперь пользоваться электронными ресурсами библиотеки, меняет к лучшему их представления о ней.

Проведение комплексных мероприятий: Дней информации, Дней библиографии – способствует формированию у молодёжи правовой культуры, популяризации лучших произведений отечественной и зарубежной литературы.

Сейчас в библиотеке активно используются современные технологии – web-конференции, web-форумы, web-мосты, библиотечные десанты, фестивали, акции информационной поддержки, библиотерапевтические уроки, тренинги, деловые игры и др.

Библиотека не должна забывать и о своей центральной задаче –поддержке престижа чтения. Организация и проведение областных акций, конкурсов позволит лучше узнать творческий и интеллектуальный потенциал

молодёжи, раскрыть работу специалистов с молодёжью, установить долгосрочные партнёрские отношения с организациями, работающими с молодёжью, привлечь внимание общественности к проблемам молодёжи и библиотек.

Организуя мероприятия, нужно учитывать особенности молодежной аудитории. Прежде всего необходимо создать атмосферу доверия и уважения, дать возможность высказать свое мнение, отстаивать его в диалоге со сверстниками и взрослыми.

В наибольшей степени этим задачам отвечают интерактивные методы организации групповой работы: различные типы игр - деловые, имитационные, ролевые, групповая дискуссия, мозговой штурм, круглый стол. Все интерактивные методы организации групповой работы объединяет то, что они основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В результате участия в интерактивной групповой работе происходят изменения модели поведения их участников. Иными словами, к интерактивным методам групповой работы можно отнести те методы, которые строятся на психологических механизмах усиления активности каждого участника группы в процессе взаимодействия с другими.

В современной библиотеке можно предложить следующий формат мероприятий для молодежи.

Акции:

«Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Ключевое направление акции — популяризации книги среди молодежи, поиск новых форм её продвижения.

Либмоб- блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. календарик с адресом библиотеки и контактной информацией.

Флэшмоб (от англ. flash mob — «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия и так же быстро расходятся.

Буккроссинг (от англ. — «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Массовые мероприятия:Бенефис читателя. В переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей.

Библиокафе (или книжное кафе) — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору).

Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т. д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.

Библиотечный бульвар — мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Библиофреш — (от англ. fresh — «свежий») — библиографический обзор новинок. Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Дискуссионные качели. В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей».

Гурман-вечер любителей (название жанра)— вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.

Звездопад поэтический — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.

Квест (от англ. quest — «поиск, предмет поиска») - разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении.

Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Книжный дресс-код — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

Литературный суд. Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Поэтический батл — битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь.

Ток-шоу — на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Наглядные и информационные формы

Буктрейлер — это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.

Криптограмма — зашифрованное сообщение для читателей. Это может быть имя писателя, название произведения.

В заключении можно сделать вывод: интерактивные формы общения приближают библиотеку к молодым читателям, в какой-то степени делают её «своей». Потому что именно молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Выступая в роли модератора, библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями.