Организация педагогической работы по формированию знаний о культуре здорового образа жизни у младших школьников

Организация педагогического процесса представляет собой совокупность действий, которые приводят к формированию и улучшению взаимоотношений компонентов педагогических процессов.

Одной из основных задач учителей начальных классов является формирование знаний о культуре здорового образа жизни у младших школьников, которые:

- отношение к вашему здоровью как к высшей ценности;

- освоить навыки управления своим здоровьем;

- необходимость вести здоровый образ жизни;

- первая помощь;

- безопасное поведение в разных жизненных ситуациях;

- культура межличностных отношений.

Рассмотрим условия для урока с точки зрения здоровой педагогики (Таблица 5).

Требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

Таблица 5.

Требования.

1.

Соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения урока.

2.

Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьясбережения.

3.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

4.

Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

5.

Активизация развития эмоционально-чувственной всех сфер личности учащихся. Привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся (слуха, зрения, осязания)

6.

Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умения.

7.

Логичность и эмоциональность всех учебно-воспитательной деятельности.

8.

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий, регламентация деятельности основных видов учебной деятельности, смены видов деятельности на уроке (физкультминуток, подвижных игр, смены поз, профилактика нарушений осанки и зрения).

9.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

10.

Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

11.

Создания условий для творчества.

12.

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся (учитывая особенности нервной системы).

13.

Создание на уроках ситуации, стимулирующие поисковую активность.

14.

Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя, поддержание позитивной психологической атмосферы, выбор деиократического стиля общения.

Сегодня современная школа предъявляет высокие требования к учебному процессу: учителя должны помогать каждому ученику самостоятельно понимать и развиваться как личности, способствовать самообразованию в соответствии с моральными и духовными потребностями общества и создавать семейную образовательную среду.

Поскольку занятия занимают основное время в школе, они играют ключевую роль в занятиях физкультурой.

Наибольшее значение в формировании знаний о культуре здорового образа жизни и развитии школьников имеют физические упражнения в режиме школьного дня, а также санитарно-гигиенические мероприятия. Школа должна быть выдающейся и чистой. Согласно правилам, влажная уборка в аудиториях должна проводиться два раза в день - перед занятиями, а также на отличном перерыве. Школьную мебель, цветы и подоконники следует ежедневно протирать влажной тряпкой.

Особое внимание следует уделить классу освещения. Доска должна быть расположена так, чтобы свет падал на них слева. Декоративные кусты и деревья должны быть в трех или четырех метрах от школьных окон.

Учителя должны быть осторожны со свежим воздухом в классе. В теплое время года занятия обычно проводятся с открытыми окнами или окнами. В зимних условиях, во время перерыва, класс должен быть хорошо сведущим. Учителям рекомендуется организовывать пребывание студентов на свежем воздухе, в то же время расслабляясь, одновременно занимаясь легкими физическими упражнениями или подвижными играми. За три минуты до конца перерыва игра должна быть закончена, чтобы дети могли успокоиться.

Правильная посадка ученика на стол имеет особое значение. Обеспечение условий для ухудшения зрения и искривления позвоночника не происходит. Требуется, по крайней мере, два раза в год, чтобы обучить пересадку студентов, сидящих справа и слева от рядов стола, чтобы изменить их положение относительно доски.

Во время урока следует предотвращать умственную перегрузку и застой в их телах. Это необходимо для физических упражнений. Они включают в себя легкие физические упражнения, которые занимают одну минуту под руководством учителя класса. Особенно важно выполнять физические упражнения в начальных и средних школах, где ученики характеризуются повышенной физической и умственной усталостью.

Гигиеническая гимнастика с учениками является неотъемлемым элементом физического воспитания. Лучше всего то, что студенты делают это дома утром. В некоторых школах такая гимнастика организуется в классе перед началом занятий под руководством классного учителя или специально отобранных курсов обмена между учащимися.

Наиболее эффективным способом физического воспитания являются часы физического воспитания. Во время урока вы должны понимать и помнить, что физическая нагрузка на тело ученика должна постепенно увеличиваться, достигать максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижаться до уровня, который был в начале урока.

Введение (4 минуты). Цели этой части урока - настроение учеников на бодрое настроение и повышение их внимания к уроку. Есть строительный и студенческий бюджет. Учитель также объясняет содержание урока и его задачи. Он проводит легкие упражнения: ходьба, бег и упражнения.

Подготовительная часть (8-15 минут). Для этой части урока задача состоит в том, чтобы подготовить учащихся к базовым упражнениям, усиливая их воздействие на мышцы и связки тела. Упражнения по координации и ловкости выполняются.

Основная часть (20-30 минут). Выполняются основные физические упражнения - бег, прыжки, скалолазание, гиревой спорт, игры и т. д. Преподаватель должен обратить внимание на развитие силы, умения, выносливости, умения действовать в команде. Чтобы поддерживать интерес и внимание учащихся в классе, вы должны разнообразить упражнения.

Заключительная часть Необходимо привести учащихся в спокойное состояние с помощью походных и тренировочных элементов.

При обучении физическому воспитанию девочки должны испытывать меньшее давление, чем мальчики, и, если возможно, делить класс на две подгруппы. При обучении физическому воспитанию должен учитываться возраст ученика, и ребенку нельзя разрешать перезапуск.

Другие академические предметы также широко используются для формирования знаний о культуре здорового образа жизни, хотя их роль в этом отношении специфична. Полезная информация о проблемах физического развития, которую студенты получают при изучении биологических предметов, начиная с младших классов. Однако ценный материал, связанный с гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в организме, преподается при изучении анатомии и физиологии человека в девятом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы изучаемые проблемы создавали культуру здорового образа жизни, не только обучая, но и научившись использовать их в своей жизни.

Возможности подготовки к физическому воспитанию учеников заключаются в основном в поддержании соответствующего режима.

Следует отметить, что влияние обучения на физическое развитие и воспитание студентов зависит от эффективного использования целого ряда ресурсов и методов, которые способствуют выполнению этой задачи.

Кроме того, внешкольные упражнения по физическому воспитанию важны. Система внеклассных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников должна быть тесно связана с работой, выполняемой в процессе обучения.

Одним из таких направлений является расширение и углубление санитарно-гигиенического образования учащихся и формирование соответствующих навыков. Необходимо, чтобы учителя и медицинские работники проводили собеседования со студентами в плановом порядке (рисунок 9).

Предметы санитарно-гигиенического воспитания включают вопросы популяризации физической культуры и спорта, а также организации встреч со спортсменами, проведения собеседований, лекций и докладов о развитии спортивной жизни. Также - рассмотрение вопросов о влиянии физической культуры и спорта на повышение работоспособности человека, улучшение его эстетического и нравственного развития.

Важным направлением внеклассной работы по формированию культуры здорового образа жизни является использование природных сил природы, таких как: солнце, воздух и вода, для укрепления здоровья младших школьников. Чтобы воспроизвести эту цель, школы проводят прогулки и экскурсии на природу, организуют походы по родному краю и соревнования по спортивному ориентированию. Такие мероприятия часто сочетаются с решением образовательных задач. Например, поездки на родину используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по ботанике, зоологии и географии. То же самое относится и к другим внеклассным мероприятиям.

Спортивное оздоровление студентов, развитие их способностей в различных видах спорта имеет большое значение в системе внешкольной работы. Это можно решить путем организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике.

Одним из основных направлений внеклассной деятельности является организация и проведение спортивных мероприятий в школе. К ним относятся спортивные соревнования, спортивные мероприятия. Все эти мероприятия вовлекают студентов в занятия спортом и массовую работу и вызывают больший интерес к физическому воспитанию и спорту.

Основное значение в физическом развитии младших школьников имеет организация их систематической трудовой деятельности, что связано с расходом мышечной энергии, физической подготовкой и пребыванием на свежем воздухе.

Правильно реализованная система внеклассных занятий по физическому воспитанию включает как массовое вовлечение младших школьников в различные формы физического воспитания и спорта, так и индивидуальную работу с ними.

Профилактика и сохранение здоровья детей, мотивация учащихся к здоровому образу жизни являются второстепенными, что не может не сказаться на успеваемости школы в этом направлении. Как известно, наиболее перспективными являются оздоровительные программы, ориентированные на возраст детей. Программы, включающие профилактические меры по предотвращению негативного влияния факторов на здоровье детей, а также состояние до заболевания, гораздо эффективнее программ реабилитации, направленных на исправление очевидных проблем со здоровьем. В то же время профессиональная медицинская помощь исключается из школы и предоставляется только в поликлиниках и больницах.

У младших школьников есть элементарные представления о здоровом образе жизни, они называют некоторые составляющие здорового образа жизни: «вам нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов:

- ориентация педагогической деятельности на количественные показатели;

- отсутствие традиций семейного физического воспитания;

- неразвитая материально-техническая база;

- ограниченное количество учебного времени, отводимого на обязательные уроки физкультуры;

- затраты на профессиональную подготовку педагогических кадров, на содержание и формы физической культуры и оздоровительные работы, особенно среди дошкольников (Барашева Н.В., Виноградов П.А., Жолдак В.И. «Физическая культура и здоровый образ жизни»).

Большинство студентов склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но они не всегда последовательно и последовательно реализуются. В наше время школьники очень редко делают зарядку по утрам каждый день. Это говорит о том, что самосовершенствование составляет лишь меньшинство студентов. Но, с другой стороны, ученики положительно относятся к занятиям на уроках физкультуры, а дети занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, ученики ходят в разные кружки и спортивные кружки. Занятия спортом только на уроках физкультуры - это лишь малая часть того, что ученик должен выполнять, чтобы поддерживать свое тело в хорошей форме.

Чтобы сформировать правильное понимание культуры здоровья у детей, необходимо учитывать не только физиологический, но и психологический и моральный аспект здоровья.

Ниже приведены критерии формирования культуры здорового образа жизни (рисунок 10).

Рис.9. Беседы с учениками

Рис.10. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни.

Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.

А.Я. Иванюшкин (Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека , с.29-33) предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья (рисунок 11):

Уровни для описания ценности здоровья:

социaльный

биологический

личностный, психологический


изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации

здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру

здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как стратегия жизни человека

Рис.11. Уровни для описания ценности здоровья.

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большего напряжения физической силы. Боль человека, отсутствие физической подготовленности значительно снижает эффективность умственной деятельности. Именно поэтому многие ученые (Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др.) Пытались сочетать умственные упражнения с физическими упражнениями, а некоторые из них активно занимались спортом.

Физически здоровый человек может лучше проявить себя в продуктивной работе, иметь лишний вес, меньше уставать.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивных мероприятиях способствует формированию дружеских отношений, коллективизма, самообеспеченности и укрепления вашей воли.

Качественные изменения, возникающие при укреплении и повышении физической силы человека и его здоровья под влиянием благоприятной природной среды и особенно организованного воспитания, - все это предполагает физическое развитие как один из элементов физического воспитания.

Та же физическая культура охватывает более широкую область педагогического влияния на младших школьников. Помимо физического развития, цель состоит в том, чтобы стимулировать их потребность и интерес к физическому воспитанию и спорту, способствовать глубокому пониманию психофизических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственного, морального и эстетического развития. В этом смысле культура здорового образа жизни служит комплексным процессом организации активных занятий физкультурой и здоровьем учащихся с целью удовлетворения потребностей в физическом воспитании и спорте, понимания их психофизиологических основ, развития физической силы и здоровья, а также развития гигиенических навыков и привычек. и здоровый образ жизни.

Понимание сути концепций культуры здорового образа жизни позволяет более точно представить ее внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения формирование потребности в физическом воспитании и спорте среди младших школьников и укрепление их физической силы и здоровья имеет важное значение для поддержания физического воспитания. Нужно в этом случае не только мыслить как внутренний мотивационный стимул, но и как особую привычку человека заниматься различными физическими упражнениями для повышения его физической силы и общей работоспособности, а также для усиления его воли.

Существенным компонентом содержания здоровой культуры жизни является обогащение учащихся системой знаний о природе и социальной значимости физической культуры и спорта и их влиянии на общее развитие личности. Такие знания расширяют психическое и нравственное восприятие школьников, улучшают их общую культуру. В то же время значение психофизиологических механизмов влияния физической культуры и спорта на формирование личности, укрепление здоровья и развитие физических способностей и способностей имеют большое значение.

Видное место в физическом воспитании занимает формирование в школе санитарно-гигиенических навыков по организации труда и разумного отдыха, правильного обмена умственными упражнениями с физическими упражнениями и различными практическими занятиями.

Очень важной неотъемлемой частью физического воспитания является развитие двигательных навыков и способностей учащихся, развитие и совершенствование внешней культуры поведения: удержания, ходьбы, навыков, быстроты двигательных реакций и т. д.

Наконец, физическое воспитание предполагает развитие физических способностей учащихся и желание заниматься различными видами спорта.

Все эти составляющие физического воспитания находят свою специфику в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах физического воспитания, а также в организации спортивной и массовой работы со школьниками вне класса. Содержание и общая работа по физическому воспитанию в школе в конечном итоге должны быть направлены на «гармоничное развитие форм и функций человеческого организма, всестороннее улучшение физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей, воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств личности, содействие развитию интеллекта ».

Формирование физической культуры среди учащихся и решение основных задач физического воспитания требуют использования различных средств и методов физического развития.

Одной из причин роста патологического состояния студентов является их переоценка здоровья и, как следствие, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на важность валеологического воспитания школьников, в котором важное место должны занимать методы валеологического самоанализа и коррекции собственного образа жизни.

Культура здоровья младших школьников - это осознанное, ежедневное выполнение учениками норм и правил здоровья, умение прогнозировать влияние результатов своих действий.

Педагогическая работа и педагогические условия приведут к сформированности знаний о культуре здорового образа жизни младшего школьника, что, в свою очередь, поможет его сформировать, и применять эти знания в повседневной жизни.