Организация работы с одаренными детьми, подготовка их к олимпиаде и конкурсам по физике

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.

Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов между собой и с родителями. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди специалистов сферы общего и дополнительного образования, а также родителей для формирования у них научно-адекватных, современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Для всех учащихся главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей, дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на них общество в первую очередь возлагает надежды, связанные с решением актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – важная задача обучения одаренных детей.

Важно учитывать, что выявлению таланта в предметной области служат конкурсы и олимпиады на всех ступенях развития.

На школьном этапе всероссийской олимпиады очень важно выявить мотивированного школьника и своевременно вовлечь его в работу в группе одаренных школьников в своей школе, либо в кружке или факультативе в школе, где такие занятия проводятся. От такого внимательного отношения к одаренному ребенку именно в 5 классе во многом зависит возможность развить талант ребенка полно с высокими достижениями в дальнейшем. Считаю, что знания по математике и окружающему миру за 4 класс позволяют организовать школьный этап по физике уже в 5 классе и тем более в 6 классе, когда дети обладают более развитым математическим аппаратом.

Для учеников 7-9 классов доминирует зона ближайшего развития – факультатив для малых групп школьников, дополняет его школьный предметный курс, а горизонтом развития является индивидуальная подготовка по задачам муниципального и регионального этапов олимпиады (силами регионального тренера из курирующего университета).

Достижением горизонта развития является диплом победителя муниципального и регионального этапов олимпиады.

Для учеников 9-11 классов доминирует горизонт развития, а дополняет его зона ближайшего развития: элективный курс и профильный школьный курс. Горизонтом развития является индивидуальная самоподготовка по задачам заключительного и международного этапов олимпиады при поддержке регионального тренера из курирующего вуза, а также обязательное регулярное участие в специализированных тренировочных сборах (силами всероссийских тренеров).

Достижением горизонта развития является диплом победителя заключительного этапа ВСОШ и высокая мотивация на право участия в международной олимпиаде.

В состав ресурсов системы развития одаренных школьников включены учебные пособия по предметному курсу, дополнительные пособия по отдельным темам олимпиадной подготовки, электронные образовательные ресурсы, в том числе дистанционные среды работы с талантливыми школьниками в партнерстве с вузами, программа олимпиадной подготовки, средства индивидуальной подготовки одаренных школьников, региональные и международные интернет-олимпиады, а также сетевые сообщества олимпиадников и тренеров.

Так как в нашем регионе нет ВУЗов, поэтому нет региональных тренеров из курирующего университета для подготовки к олимпиадам. И вся работа ложится на педагогов школ. Педагогам округа необходимо выбрать дистанционные среды для работы с одаренными детьми.

Теоретический анализ литературных источников, электронных ресурсов, дистанционных образовательных программ и обобщение имеющегося опыта по данной теме являются основными методами исследования по подготовке к выступлению.

Так, например, использование интернет ресурсов и образовательных программ образовательного центра «Сириус», созданного Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры 24 декабря 2014 г., по моей оценке, являются хорошими помощниками в организации работы с одаренными детьми.

Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также детей, добившихся успеха в техническом творчестве.

Для школьников, демонстрирующих успехи в точных, цифровых и естественных науках, в Центре «Сириус» организованы образовательные программы по математике, информатике, физике, химии, биологии, лингвистике и проектной деятельности. В программах участвуют ребята, успешно прошедшие дистанционное обучение, победители и призеры олимпиад и конкурсов, выполнившие задания, предложенные руководителем программы. Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатные.

Каждая программа длится 24 дня и включает в себя занятия с преподавателями ведущих вузов страны. Руководителями программ выступают выдающиеся российские ученые, тренеры национальных и региональных сборных по предметам, самые яркие и опытные педагоги.

После обучения в центре дети зачисляются на курсы сопровождения и далее проходят обучение дистанционно.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Этот процесс требует постоянного роста, мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.