Основные методы государственной поддержки развития малого предпринимательства в РФ
Малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач выполняет данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней. Из-за того, что малый бизнес в России развит не на столько эффективно, как, например, в США, где от малого предпринимательства рыночная экономика получает в целом около 35 %, государство вводит дополнительные льготы и финансирование.
Таблица 3
Роль малого бизнеса Значение Причина
Важный сектор экономики Малые предприятия без труда переносят изменения внешней среды, проявляя гибкость и мобильность малого бизнеса. Вместе с тем когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно малые предприятия помогли в укреплении и становлении рыночной экономики. Один из источников налоговых поступлений В зависимости от формы организации, малые предприятия так же как и остальные выплачивают налоги государству. Принимает большое участие в формировании бюджета Бизнесмены осуществляют отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных предприятий, в свою очередь предпринимательство играет большую роль в формировании рабочих мест, иными словами являются источников доходов для населения. Социально-экономическая роль Оказывает очень большое влияние в сфере создания рабочих мест для населения, таким образом увеличивая уровень занятости населения, снижая уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает небольшое количество человек, что оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе.
Мероприятия государства по поддержке малого бизнеса в России закреплены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в РФ».
Политика государства в сфере развития малого бизнеса в РФ представляет собой часть социально-экономической политики государства и является совокупностью образовательных, информационных, консультационных, социальных, экономических, политических, правовых, организационных и других мер, которые осуществляются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами самоуправления местного уровня и направлены на обеспечение реализации принципов и целей, которые установлены законом .
Основные цели политики государства в сфере развития малого бизнеса в РФ это:
1) развивать субъекты малого бизнеса для образования конкурентной среды в экономике РФ;
2) обеспечивать благоприятные условия к развитию субъектов малого бизнеса;
3) обеспечивать конкурентоспособность субъектов малого бизнеса;
4) оказание помощи субъектам малого бизнеса в продвижении выпускаемых ими товаров (услуг, работ), результатов деятельности интеллектуального типа на рынок РФ и рынки других государств;
5) увеличение числа субъектов малого бизнеса;
6) развитие самозанятости и обеспечение занятости населения;
7) увеличение удельного веса выпускаемых субъектами малого бизнеса товаров (услуг, работ) в объеме ВВП;
8) увеличение удельного веса налогов, которые уплачены субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах бюджета федерального уровня, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного уровня .
Основные принципы политики государства в сфере развития малого бизнеса в РФ это:
1) разграничение полномочий, связанных с поддержкой субъектов малого бизнеса между органами государственной власти федерального уровня, субъектного уровня и органами самоуправления местного уровня;
2) ответственность органов государственной власти федерального уровня, субъектного уровня, органов самоуправления местного уровня за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого бизнеса;
3) участие представителей субъектов малого бизнеса, организаций некоммерческого типа, которые выражают интересы субъектов малого бизнеса, в реализации и формировании политики государства в сфере развития малого бизнеса, экспертизе проектов нормативно-правовых актов РФ, нормативно-правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов самоуправления местного уровня, которые регулируют развитие малого бизнеса;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого бизнеса к получению поддержки согласно условиям ее предоставления, которые установлены программами развития малого бизнеса федерального уровня, программами развития малого бизнеса регионального уровня и программами развития малого бизнеса муниципального уровня.
Поддержка субъектов малого бизнеса и организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, в себя включает информационную, имущественную, финансовую, консультационную поддержку этих организаций и субъектов, поддержку в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки их сотрудников, поддержку в сфере ремесленничества, промышленного производства и инноваций, поддержку субъектов малого бизнеса, которые осуществляют деятельность внешнеэкономического характера, поддержку субъектов малого бизнеса, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность .
Охарактеризуем главные формы поддержки малых фирм государством в РФ:
1) Финансовая поддержка субъектов малого бизнеса. Оказание поддержки финансового характера субъектам малого бизнеса и организациям, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, осуществляться может согласно законодательству РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств бюджетов местного уровня посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, муниципальных и государственных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса и организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса. 2) Имущественная поддержка субъектов малого бизнеса. Оказание поддержки имущественного характера субъектам малого бизнеса и организациям, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, осуществляют органы государственной власти и органы самоуправления местного уровня в виде передачи в пользование и (или) владение муниципального или государственного имущества, включая земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты, на льготных условиях, безвозмездной основе или на возмездной основе. Это имущество должно использоваться по целевому назначению.
3) Информационная поддержка субъектов малого бизнеса. Оказание поддержки информационного характера субъектам малого бизнеса и организациям, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, осуществляют органы государственной власти и органы самоуправления местного уровня в виде создания муниципальных, региональных и федеральных информационно-телекоммуникационных сетей и информационных систем и обеспечения их функционирования для поддержки субъектов малого бизнеса.
4) Консультационная поддержка субъектов малого бизнеса. Оказание поддержки консультационного характера субъектам малого бизнеса органами самоуправления местного уровня и органами государственной власти осуществляться может в виде:
? формирования организаций, создающих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства и оказывают услуги консультационного характера субъектам малого бизнеса, и обеспечения деятельности этих организаций;
? компенсации затрат, которые произведены и документально подтверждены субъектами малого бизнеса, на оплату консультационных услуг.
Происходит укрепление инфраструктуры поддержки субъектов МСП как системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных и муниципальных программ РФ, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и для оказания им поддержки. Инфраструктуру системы данной поддержки можно представить в виде таблицы 4.
Таблица 4
Инфраструктура поддержки субъектов МСП Элементы инфраструктуры поддержки субъектов МСП
центры и агентства, а также различные фонды на государственном и муниципальном уровнях по развитию предпринимательства фонды содействия кредитованию, а также акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды
технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры бизнес-инкубаторы
палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого предпринимательства и соответствующие критериям, установленным нормативным актом Банка России
маркетинговые и учебно-деловые центры агентства по поддержке экспорта товаров
лизинговые компании консультационные центры
промышленные парки индустриальные парки
агропромышленные парки центры коммерциализации технологий
центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию инжиниринговые центры
центры прототипирования и промышленного дизайна центры трансфера технологий
центры кластерного развития государственные фонды поддержки научной, научнотехнической, инновационной деятельности
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при реализации программ и подпрограмм, принятых на соответствующем уровне.
Выделены четыре основные формы поддержки субъектов малого предпринимательства:
1) финансовая;
2) имущественная;
3) информационная;
4) консультационная.
В текущих экономических условиях возможность доступа к заемным ресурсам серьезно ограничивается, так как кредитные организации ужесточают требования к заемщикам и существенно повышают ставки по кредитам по сравнению, например, с аналогичными процентами по кредитам для МСП в экономически развитых странах Запада . Вполне понятно, что и кредитные организации ограничены в своих возможностях, в том числе из-за установленных требований по рискам со стороны Банка России и увеличения ключевой ставки. И, как следствие, объем предоставляемых кредитов субъектам МСП из года в год снижается. А это, как верно отметил С.Ю. Глазьев, блокирует возможности роста, отрезая тем самым дорогу к модернизации и развитию российской экономики на основе нового технологического уклада и замыкая ее в ловушке технологического отставания.