Основные отличия механизмов стратегических альянсов и поглощений от иных форм межфирменного взаимодействия

На международной бизнес - арене сохраняются основные принципы сотрудничества и создаются все более гибкие формы организации межфирменного сотрудничества, которые позволяли бы удовлетворять глобальные потребности в большей степени, нежели национальные.

Целесообразно выделить формы международного сотрудничества в современных экономических условиях:

- соглашение о поставках;

- аутсорсинг;

- дистрибьюторское соглашение;

- соглашение о распределении затрат на R&D;

- обмен технологиями;

- соглашение о распределении материальной ответственности;

- контрактное совместное предприятие;

- совместное предприятие с целью совместного производства;

- совместное инвестирование в новое совместное предприятие;

- поглощение.

Даже крупнейшие многонациональные корпорации не могут быть полностью независимы, так как мир слишком велик и сильна конкуренция. Интегрируются рынки и конвергируются технологии, таким образом все увеличивая затраты на разработку товаров и освоение рынков. Реагируя на эти изменения, руководство хозяйствующих субъектов стало более прагматичным в представлениях о том, как достигнуть успеха на глобальных рынках. В результате фирмы заключают стратегические альянсы с поставщиками, клиентами, конкурентами и даже компаниями в других отраслях экономики для достижения многочисленных и самых разнообразных целей.

Крупные фирмы и альянсы, пережившие экономический кризис, корректируют условия своего существования и сотрудничества, а новые компании ищут способы обеспечить стабильность на долгие годы, благодаря чему на передний план выходит необходимость формирования новых принципов взаимодействия и выбора наиболее эффективной формы экономической интеграции. Предполагаем, что такой формой может стать стратегический альянс, обеспечивающий баланс между рисками, инвестициями и ожидаемыми результатами.

Коренным отличием между простыми альянсами и стратегическими является в степень конкретизации и ограниченности целей. Если в первом случае, как правило, цели касаются достижения конкретных объемов продаж, на выбранных рынках, то во втором случае, цели являются более глобальными, здесь речь идет уже не о конкретных цифрах продаж, а касается более глобальных вопросов, например, внедрения на конкретные рынки при экономии на масштабах производства и т.д.

Национальные стратегические альянсы (НСА) как это следует из названия, означают принадлежность всех организаций-партнеров к одной и той же стране, т.е. нации. Главной причиной создания НСА является стремление организаций (в большинстве случаев конкурентов) кооперироваться для усиления своих позиций на национальном рынке.

В Международных стратегических альянсах (МСА) участвуют компании разных стран. Выделив два основных типа стратегических альянсов, для полного раскрытия поставленной исследованием темы, следует перейти к рассмотрению имеющихся разновидностей международных стратегических альянсов и определить их отличие от других форм международной межфирмовой кооперации.

Переходя к рассмотрению отличия альянсов от других форм межфирмового сотрудничества, стоит заметить, что организационные формы альянсов зависят от целей, которые ставят перед собой участники. Цели могут быть, начиная от полного слияния до создания независимых трансакций открытого типа. В организационном плане альянсы могут представлять собой контрактное соглашение и соглашение об участии в активах.

Считаем необходимым очертить отличие стратегических альянсов от СП, франчайзинга и т.д. в более узком смысле. Франчайзинг подразумевает передачу торговой марки и непрерывное вливание необходимых активов во франшизное предприятие. При заключении альянсов этого не происходит, скорее, будет возможно образование новой торговой марки. В этом случае альянс отличается и от поглощения, где менее сильная компания просто растворяется в лидере.

Множество аналитиков относят развитие феномена стратегических альянсов к последним двум десятилетиям, вкладывая в понятие черты, обозначившиеся в оформившейся в недавнем времени международной экономике и выводят на первый план перспективность данной формы интеграции. Однако основные принципы этого типа межфирменного сотрудничества были положены давно, понятие же появилось гораздо позже. Первыми стратегическими альянсами можно считать денежно-кредитные отношения между компаниями и банками, которые использовали синергетический эффект для расширения своего влияния и укрепления своего авторитета на рынке; другими примерами стратегических альянсов могут служить торговые объединения по типу гильдий (DutchGuilds), а также договорные отношения на основе общности ранних производственных цепочек- от сырья (фермеры) через посредников к конечному продукту (мануфактурщики)[1].

Основными мотивами создания стратегических альянсов остаются усиление конкурентной позиции на рынке, модернизация, расширение рынков сбыта, обмен достижениями в разработках, снижение рисков и т.д., словом, объединение ресурсов различного типа для достижения синергии.

Стратегический альянс предполагает долгосрочные отношения и ставит долговременные цели. Главными характеристиками стратегического альянса является преимущественно стремление компаний использовать свои сильные стороны и сильные стороны других участников альянса. Так как дело в стратегическом альянсе редко доходит до слияний и поглощений, компании не преследуют цель занять лидирующие позиции, а отношения принимают доверительный характер. Оборотной стороной является несовершенная система обязательств участников стратегического альянса, поскольку вопрос обязательств сегодня практически не проработан и над ним на данный момент активно работают бизнес - аналитики и менеджеры. Очевидные преимущества международных стратегических альянсов толкают уже существующие альянсы на расширение и, в зависимости от целей, «заимствуют» те или иные характерные черты других форм экономической интеграции фирм или же вовсе вбирают в себя уже сложившиеся союзы.

Международные стратегические альянсы являются гибкой формой сотрудничества, позволяющей компаниям из различных стран использовать сильные стороны партнеров, вместе достигать поставленные стратегические цели, усиливать преимущества в конкуренции каждой из сторон благодаря совместному управлению доступными ресурсами.

Стратегические альянсы, в отличие от других форм межфирменного международного сотрудничества, позволяют сочетать организационные преимущества (данный вид соглашений позволяет компаниям, входящим в альянс, сохранять юридическую и экономическую независимость, дает возможность участвовать сразу в нескольких альянсах) со своими уникальными функциями (минимизация риска при инвестировании в международные проекты; снижение риска со стороны конкурентов для достижения эффекта масштаба в условиях высокой интеграции фирм, не приводя к их слиянию; конкурентное преимущество за счет реализации единой глобальной стратегии).

В общей форме под международными стратегическими альянсами можно понимать длительное сотрудничество двух и более независимых в юридическом смысле компаний, которые находятся в различных странах, для решения проблем, основанных на общих экономических интересах, которое включает в себя взаимное разделение ресурсов или систем управления. Данное межфирменное сотрудничество может проявляться в различных формах: совместное предприятие, консорциум, межфирменное соглашение с долевым участием.

Концептуальные положения функционирования международных стратегических альянсов рассматриваются представителями различных научных школ[2]:

1. Теория трансакционных издержек. В свете данной теории стратегический альянс определяются как организации, объединенные для достижения общих для всех партнеров стратегических целей, но при этом не теряющие своей автономности. Исходя из этого можно сказать, что, хотя стратегические альянсы полностью не решают проблемы трансакционных издержек (издержки по обмену, расходы на обслуживание сделок), они позволяют компаниям вести совместную деятельность наиболее эффективно.

2. Ресурсно-ориентированная теория объясняет стремление хозяйствующих субъектов вступать в партнерские отношения стремлением увеличить стоимость совместного капитала путем обмена уникальными знаниями в рамках альянса.

3. Теория отраслевых рынков показала зависимость формирования страте-гических альянсов от внешней среды и влияние данной формы кооперации на ситуацию в отрасли.

4. Школа стратегического менеджмента рассматривала альянсы в рамках возможностей, появляющихся у менеджера при вступлении и осуществлении деятельности в альянсе для реализации своих целей.

Основным мотивом создания международных стратегических альянсов в современных условиях является возможность обмена технологиями, а не снижение затрат, как это было на начальных этапах формирования данной формы интеграции экономических систем.

Таким образом, достижение синергетического эффекта посредством сочетания возможностей экономического субъекта с возможностями его партнеров при достижении общей цели в рамках стратегического альянса - это ключ к успеху в жесткой конкурентной среде. Каждый стратегический альянс уникален и требует тонкой настройки под партнеров, адекватной стратегии, а также учета управленческой и иной культуры международных партнеров.

[1] Дагаев А.А. Международные стратегические альянсы российских предприятий в области телекоммуникаций// Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.- №4.- С.98-116.

[2] Белоусенко М.В. Теория трансакционных издержек и проблема возникновения фирмы: "формула Демсеца" // Научные труды Донецкого национального технического университета. – Серия: Экономическая. Вып.70. Донецк: ДонНТУ, 2014. – С.23-29.