Основные положения государственного управления
Традиционно управленческая деятельность определяется как воздействие управляющего субъекта на объект управления для реализации определенной цели, постановка которой выступает элементом управления. Такое управленческое воздействие всегда предполагает наличие обратной связи, взаимного воздействия субъекта и объекта друг на друга. Исходя из природы объекта, в частности определяются методы и инструменты управленческого воздействия. В случае, когда речь идет о социальном управлении, объектом является индивид, объединение людей, население определенной территории или общество в целом. В демократических государствах, где государственное управление реализуется в интересах народа, население, выступая объектом государственного управленческого воздействия, одновременно реализует демократические инструменты (выборы, референдумы, создание политических партий, общественных объединений и др.), определяющие цели, процедуру, характер и пр. управленческого воздействия. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Социальное управление имеет объективные причины: первоначально оно становится результатом разделения труда в обществе и необходимости его кооперации. Таким образом, социальное управление в широком смысле можно определить как процесс управленческого воздействия на группы людей для достижения социально полезных целей.
Замечание 1 Более конкретно, социальное управление – это область человеческой деятельности, которая опосредует целенаправленное организующее влияние государства на индивида, группы людей и общества в целом для обеспечения оптимальных социально-экономических условий жизнедеятельности. Общественная структура традиционно включает в себя экономические, политические, культурные, социальные и другие виды общественных отношений. Социальное управление осуществляется во всех социально значимых областях общественной жизни – в экономической сфере, социальной сфере и других. Государственное управление является одним из важнейших видов социального управления.
Это управление реализуется всей системой органов публичной власти на государственном и муниципальном уровне для достижения целей социально-экономического развития общества, в том числе обеспечения прав личности, формирования наилучших социально-экономических условий жизнедеятельности и др. Основные подходы к государственному управлению Современная теория государственного управления использует следующие подходы к определению сущности государственного управления: государственное управление как практическое регулирующее и упорядочивающее влияние государства на общественную жизнь и деятельность государства через систему своих органов и должностных лиц для эффективной организации общественных отношений с использованием методов принуждения; государственное правление как деятельность государственного аппарата по упорядочению общественных отношений, управлению обществом и собственно деятельностью государственного механизма; государственное управление как практическую упорядочивающую деятельность государства, реализуемую на основе закона и во исполнение закона, опосредующую непрерывное осуществление исполнительно-распорядительных функций государственным аппаратом; государственное управление как упорядочивающее распорядительное воздействие государственных органов, реализуемое на основании и во исполнение закона и выражающееся в повседневной реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами. Направление государственного управления Государственная управленческая деятельность реализуется по следующим направлениям: управление обществом – предполагает реализацию функций социального управления посредством воздействия на общественные отношения; управление государством – предполагает непосредственную реализацию государством исполнительной, законодательной, судебной функций публичной власти; конкретно государственное управление – предполагает деятельность исполнительных органов власти по реализации своих полномочий. Признаки государственного управления Разработка разных юридических подходов к исследованию понятия государственного управления позволяет выделить следующие признаки рассматриваемого явления. Непосредственным субъектом управляющего воздействия выступает государство в лице государственных органов и должностных лиц, реализующих властные полномочия.
В демократическом государстве деятельность государственного аппарата реализуется на основе волеизъявления большинства граждан. Государственные органы формируются демократическим путем – посредством выборов, действуют институты гражданского общества, инструменты общественного контроля государственного управления. Таким образом, население определенной территории, а также формируемые им институты гражданского общества опосредованно выступают субъектами управленческого воздействия. Объектом государственного управленческого воздействия выступают общество, общественные отношения, государство государственный механизм, органы публичной власти и государственные служащие.
Так, в демократическом государстве государственное управленческое воздействие реализуется на основании и во исполнение закона, принятого демократическим путем. Такие законы регулируют общественные отношения в важнейших сферах жизни общества, в том числе в сфере государственного управления, ими определяется структура государственных органов и их полномочия, требования к должностям государственной и муниципальной службы. Рассматриваемый вид социального управления характеризуется как организующее, упорядочивающее, регулирующее воздействие на общественные отношения, при этом основанием и ориентиром для такого управленческого воздействия выступают законы и принятые в соответствии с ними подзаконные нормативно-правовые акты. Цель государственного управленческого воздействия – это обеспечение законности, обеспечение прав личности и эффективного социально-экономического развития муниципалитета, региона и государства в целом.