Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации
Массовая коммуникация - это объект изучения разных отраслей социологической науки. В качестве основных направлений здесь можно выделить исследования в рамках теоретической социологии, а также в границах эмпирических направлений социологических исследований.
Уже в начале 70-х годов социология масс-медиа в западных странах стала развиваться в качестве единого исследовательского комплекса, основанного на управленческих, идеологических и культурных аспектах массового коммуникативного воздействия на человека и общество.
Все существующие теории основываются на функциональном подходе к пониманию сути массовой коммуникации, различие заключается только в обосновании доминирующей функцией и последствий ее актуализации. Несмотря на большое количество интерпретаций массовой коммуникации, все теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:
1. Функция политического конфликта человека 2. Функция опосредованного духовного контроля. 3. Культурологическая функция. Отдельно необходимо выделить теорию информационного общества, в рамках которой была изучена роль массовой коммуникации.
К первой группе теорий, среди которых массовую коммуникацию трактуют в качестве функций политического контроля, как выражение совокупности политической власти, относят две подгруппы. В первой подгруппе главным фактором является материально-экономический, а во второй - идеологический. К первой группе следует относить теорию массового общества и варианты теорий, которые основываются на классическом марксистском понимании средств массовой информации, прежде всего в качестве средства производства, которое в капиталистическом обществе являлось частной собственностью.
Теория массового общества основывается на положении о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего средства массовой информации оказывается интегрированными в эти институты и как следствие подчеркивают политико-экономический курс властных структур. Данная теория наиболее ярко выделяет роль СМИ в процессе формирования общественного мнения. При этом отмечается, что у СМИ двоякая роль: с одной стороны они манипулируют социальным мнением, а с другой стороны помогают людям выжить в трудных условиях. Характерным является высказывание одного из сторонников данной теории американского социолога и публициста Ч. Миллса: «между сознанием и существованием стоит коммуникация, которая оказывает влияние на формирование такого сознания людей, которое обусловлено их существованием».
Политико-экономическая теория, где наиболее ярко используются постулаты марксизма, на первое место ставит роль экономических факторов, которые определяют функцию средств массовой информации. Однако политические факторы здесь также присутствуют, поскольку СМИ находятся в руках частных владельцев. Основными представителями данной теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг.
Критическая теория является неомарксистским подходом к анализу социальных процессов в обществе. Данная теория была разработана во Франкфуртской школе раннего периода, основу которой составляли немецкие философы М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое критическое отношение к идеям Карла Маркса о революционных возможностях рабочего класса в процессе преобразования общества школа основывала на примере СМИ, которые сыграли значительную роль в процессе идеологизации экономического базиса в интересах господствующего класса.
Ко второй подгруппе относят теорию гегемонии и теорию массовой коммуникации, которые основываются на методологии Карла Маркса.
Теория гегемонии является всего лишь условным названием, в котором слово гегемония может быть охарактеризовано в качестве господствующей идеологии. Возникновение данной теории обусловило положение критической теории о СМИ, как о некоем мощном механизме, который способен реализовывать преобразования в обществе. Наиболее яркими представителями данной теории стали греческий социолог и политолог Н. Пулантзас, живший во Фран¬ции, и французский философ Л. Альтюссер.
В основе теории находится положение о самодостаточности биологических факторов, как социальных критериев развития общества, которые зависят не только от экономических или структурных компонентов, но и от механизмов влияния на сознание общества. Также в данной теории описаны формы выражения биологически значимых информационных механизмов, которое обеспечивают укрепление идеологических постулатов и формируют сознание масс. Кроме того подчеркивается огромная роль СМИ благодаря их регулярности и возможности оказания воздействия на людей в опосредованной и скрытой форме.
Советская социологическая школа на базе марксистско-ленинской методологии сформировала теорию массовой коммуникации в качестве отдельного вида социального общения. Одним из критериев данной теории является положение, по которому массовая коммуникация может быть реализована только тогда, когда люди обладают ярко выраженной общностью социальных чувств и единым социальным опытом. Кроме того изучению в духовной деятельности общественного сознания значительное внимание было отведено идеологической пропаганде. Существенные исследования социального аспекта массовых коммуникаций проводились под руководством Б. А. Грушина, он изучал влияние СМИ на развитие массового сознания общественного мнения. А под руководством В. М. Фирсова были проведены исследования, которые основывались на материале телевидения.
В данной группе наиболее значительными являются теории, которые разработаны на базе методологии структурного функционализма.
Структурно-функциональной теории относятся к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса, который является создателем системно-функциональный школы социологии и в значительной степени опирался на положения американского социолога Р. Мертона, по которому все действия в социуме характеризуются его потребностями. Идеологические факторы при этом являются незначительными, астме рассматривается в качестве самостоятельной сама контролируемая системы, которая функционирует в рамках установленных политических правил. К важным функциям массовых коммуникаций здесь относят информационную, интерпретирующую, обеспечивающую преемственность господствующей культуры и развлекательную функции.
Для теорий третьей группы наиболее характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ. В настоящий момент данный подход набирает силу, что объясняется новой волной интереса к личности человека и общей тенденцией к гуманитаризации наук.
Франкфуртская школа во второй период своей деятельности обратила внимание на проблемы культурологического функционирования массовой коммуникации. Представители данной школы сохранили марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, которые обусловили социальные отношения в обществе. Наиболее ярко это отражается в постановке и условиях выполнения основной задачи: прежде чем изучать реакцию разных социальных групп на информацию, которая передается в СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.
Критическая направленность данной школы, которая первоначально появилась в процессе подхода к анализу социальных процессов, была перенесена на культурологического ферму и нашла последовательное выражение в работах Т. Адорно. Он специализировался на теории социологии музыки и других видов искусства, и показал разрушительное воздействие СМИ на личность при помощи распространения стереотипов массовой культуры. Также он указывал на изменение типов личности под воздействием стереотипов телепередач, а именно то, что наблюдается утверждение внешни ориентированного типа личности.
Грань критического анализа СМИ, который уничтожает культуру, также поддерживал и немецкий социолог Г. Энценсбергер. Он рассматривал СМИ в качестве репрессивного механизма, осуществляющего централизацию и бюрократический контроль, усугубляющие пассивность аудитории.
Бирмингемская школа, функционирующая с 1970 года, имела совершенно противоположные взгляды на роль массовой коммуникации в обществе. Одним из авторитетных представителей данной школы являлся С. Холл. В его трудах и работах его последователей была сделана попытка изучить роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и разных социальных структур, которые представляют субкультура молодёжи, рабочие и этнические меньшинства. При этом он подчеркивал позитивную, интегрирующую роль массовой культуры.
Культурологическая теория массовой коммуникации, в качестве совершенно нового этапа социального общения, была представлена в исследованиях канадского социолога и публициста Х. МакЛюэна и французского социолога А. Моля. МакЛюэн сформировал типологию исторически развивающихся систем культуры, которая основывалась на разных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Необходимо уделить внимание его выводам о том, что на протяжении всей человеческой истории соотношения органов чувств изменились в пользу слуха и тактильности. Ещё одним интересным наблюдением является то, что в процессе использования электронной информации человек вынужден думать нелинейным и последовательным способом, а мозаично и интервально, посредством, так называемого резонанса. Он подчеркнул, что такая привычка укореняется и в процессе чтения не только научных публикаций, но и художественных произведений, то есть книги читаются по диагонали с тем, чтобы найти интересующую информацию. Мозаичность культуры, которая создается под воздействием СМИ, отмечал и Моль.
Теории информационного общества выделены в отдельную группу. Основой данной теории является концепция постиндустриального общества, которая была разработана американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты данных теории сводятся к следующему:
1. Информация - это главный источник и средство производства, а также его продукт.
2. СМИ является одним из мощных стимулов для потребления информации и оценки, а также оказывает стимулирующее коммуникативное воздействие на технологии.
Основы данных теорий можно найти в работах американских социологов старшего поколения. Например, основатель чикагской школы Р. Парк и его основоположник теории малых групп Ч. Кули рассматривали коммуникацию в качестве массового общения, которое возникло на волне индустриализации и урбанизации коллективной группировки, интересы которой находились за пределами локальных и малых групп. В данном случае массовые коммуникации трактуются в качестве общения индивидов в рамках большого города, страны и даже всего мира в целом. При этом индивид оказывается отрезанным от привычных условий взаимодействия, он действует независимо от своих социальных ролей, предписанных ему обществом. Отсюда следует вывод, что научно-техническая революция делает излишней социальную революцию, разные сферы деятельности общества обладает своей логикой развития и должны развиваться самостоятельно, независимо друг от друга.
Таким образом, рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариантности главным образом ориентированы на роль СМИ. В плане прогнозирования одни предсказывают усиление разделения власти СМИ, упадок культурного уровня общества, поскольку культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, так как общество привязано к своим локальным интересам. Другие же подчёркивать преимущества СМИ в рамках свободного выбора информации, поскольку в данных условиях можно избежать централизованного давление СМИ, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.