Особенности библиотечного обслуживания молодежи в России

Современная российская молодёжь- это примерно 27 % от общей численности населения страны. Молодёжь, в силу своих социально-психологических, возрастных особенностей, выполняет социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. С одной стороны, она отличается определёнными собственными ценностными ориентациями и недостатком жизненного опыта, с другой – является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания со стороны взрослых. Молодёжи присуща социальная мобильность и экономическая инициатива, вместе с тем, налицо её неполная включённость в социально-политические отношения и некоторая индифферентность. Этим в значительной степени объясняется всё возрастающее внимание к молодёжи, которое активно демонстрируют разные страны, в том числе Россия(с4)1

«Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоёв и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов.»(2.ст.14)

«Закреплено право данных групп населения на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами».(2,ст.8)

«Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несёт особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодёжи».(3)

«Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества, состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития» (4)

Задача привлечения молодых людей в стены библиотеки напрямую связана с проблемой её выживания как социального института: если сегодня молодёжь не пойдет в библиотеку, завтра она не приведёт туда своих детей.

Библиотека должна добиться того, чтобы её образ ассоциировался в сознании молодёжи:

1. с «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации;

2. с помощью в социальной и профессиональной адаптации;

3. со средой для реализации способностей, талантов;

4. с местом проведения интеллектуального досуга и общения.