Особенности формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников аттрактивными средствами художественных произведений
Литература является особым видом искусства, так как крайне сложным процессом выступает сам акт восприятия образов, находящихся в центре произведения.
Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников с помощью художественных произведений в первую очередь зависит от уровня восприятия художественной литературы.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Прежде всего, это его целостность, активность и творческий характер.
Для любого учителя литературы важное значение приобретают знания в области организации процесса художественного восприятия, что обусловливается, с точки зрения психолого-педагогической науки, мгновенным решением важной педагогической задачей: заинтересованностью ученика предлагаемым ему произведением. Ведь именно правильно организованное художественное восприятие вызывает данную заинтересованность.
Проблемам восприятия художественного произведения посвящены работы таких авторов, как Зимняя И.А., Мелик – Пашаев А.А., Молдавская Н.Д., Никифорова О.И., Оморокова М.И.
В работе М.Р.Львова есть подробное описание психологических особенностей восприятия художественного произведения младшими школьниками.
По мнению психологов, у детей младшего школьного возраста проявляются два типа отношений к художественному произведению:
1) эмоционально – образный, отображающий собой непосредственную эмоциональную реакцию ученика на образы, стоящие в центре художественного произведения.
2) интеллектуально – оценочный, это зависит от жизненного опыта и читателя, который содержит элементы анализа.
Степень восприятия младшего школьника литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов деятельности чтения. Сложность в установлении степени восприятия произведения искусства является неповторимость и уникальность, вероятность его разных интерпретаций, сложностью процесса восприятия, потребностью учета разных сторон, и, прежде всего, эмоции, воображение и мысль.
Таким образом художественный текст дозволяет вероятность различных трактовок, в таком случае в методологии общепринято исследовать полное его понимание. Способность читателя ощущать героев и автора произведения, видеть динамику эмоций, отображать образы жизни, созданные писателем, размышлять о вопросах, обстоятельствах, последствиях операций героев, оценивать героев произведения, определять позицию автора, осваивать мыслью произведения, то есть находить реакцию на проблемы, установленные в художественном произведении, все без исключения можно охарактеризовать полным восприятием произведения, что говорит о высоком уровне литературного развития.
В своей работе «Психология восприятия художественной литературы» Никифорова О.И. выделяет следующие уровни восприятия художественного произведения:
- уровень понимания его предметной стороны;
- уровень понимания подтекста и системы художественных образов и средств;
- уровень осмысления идейно-образного содержания произведения, что в результате приводит к оценке прочитанной работы, пониманию основных значимых мыслей работы, а также раскрытию мотивов поведения героев и их отношений.
В трудах Воюшиной М.П. представлены четыре уровня восприятия детьми младшего школьного возраста художественного произведения. Как отмечалось ранее, уровень восприятия литературного произведения зависит от результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). В связи с чем, выделенные Воюшиной М.П. уровни восприятия описаны с точки зрения способности или неспособности учащихся выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.
1. Фрагментарный уровень.
Дети на этом уровне не имеют целостного представления о художественном произведении, их интерес направлен на единичные действия, они не могут обнаружить взаимосвязь между моментами. Данному уровню присуща непосредственная яркая и достаточно точная эмоциональная реакция при чтении или прослушивании текста художественного произведения, но дети все еще испытывают трудности с выражением своих чувств устно, никак не закрепляют динамику эмоций, не связывают свой опыт с точными событиями, описанными в художественном произведении. Воображение на данном уровне сформировано слабо.
Дети не могут соотносить мотивы, обстоятельства и последствия поступков персонажей произведения. Отвечая на поставленные вопросы учителем, школьники не обращаются к тексту произведения, с неохотой осуществляют задания, часто не хотят говорить. Произведение воспринимается ими как описание случая, которое происходило на самом деле, не пытаются определить позицию автора, не обобщают прочитанное.
Дети находящиеся на фрагментарном уровне восприятия художественного произведений при постановке вопросов к тексту либо вообще не справляются с заданием, либо ставят один или два вопроса к началу текста.
2. Констатирующий уровень.
Дети, которые относятся к этому уровню восприятия произведения искусства, характеризующемуся точной эмоциональной реакцией, способны видеть изменение настроения в произведении, но все же трудно выразить свои чувства. Воображение детей на этом уровне восприятия настолько мало развито, представление картины заменяется подробным перечнем отдельных частей.
Дети хорошо концентрируют свое внимание на событиях, происходящих на работе, могут спокойно восстановить их согласованность, но не всегда могут установить отношения между собой. Если вопросы учителя задаются правильно и конкретно, ребята, уделяя особое внимание не только образу персонажа автором, но и накопленному жизненному опыту, способны правильно определить мотивы персонажей. Авторская позиция, художественная идея остаются бессознательными, обобщение чтения заменяется повествованием содержания.
Дети, находящиеся на постоянном уровне восприятия, в ответах на вопросы учителя чаще всего стремятся к воспроизведению текста.
3. Уровень «героя».
Дети, находящиеся на уровне "героя", имеют точную эмоциональную реакцию, способность видеть и передавать динамику эмоций в слове, соотносить изменение своих чувств с конкретными событиями в произведении искусства. У детей развито воображение, они могут воссоздавать образы, основанные на художественных деталях. В художественном произведении детей в первую очередь интересуют персонажи. Дети правильно устанавливают мотивы, осознают последствия действия героя, дают персонажам оценку, могут оправдать свою точку зрения, ссылаясь на акт в сюжете пьесы. С помощью специальных вопросов учителя могут привести ребенка к оценке позиции автора. Синтез не выходит за рамки конкретного персонажа.
В разработке вопросов к творчеству у детей этой группы преобладают вопросы по выявлению мотивов поведения персонажей, по оценке героев и по формированию причинно-следственных взаимосвязей.
4. Уровень «идеи».
Дети, которые относятся к данному уровню восприятия чувственно обращают внимание как на события происходящие в произведении, так и на художественную форму. Им характерно развитая фантазия, присуща любовь перечитывать текст, анализировать и рассуждать над ним.
На данном уровне дети спокойно определяют назначение того или иного элемента в тексте, увидеть позицию автора. Их восприятие произведения выходит за рамки конкретного героя.
При самостоятельном изучении художественного произведения, а так же постановке вопросов, дети данного уровня восприятия могут распознать важнейший конфликт художественного произведения. Их в первую очередь интересует отношение героев, они часто концентрируют внимание на названии произведения и отдельные художественные детали.
Младшие школьники являются «наивными реалистами», так как в этом возрасте дети не знают специальных законов по построению текста произведений искусства и не замечают форм произведений. Их мышление остается активным, поэтому сложные формы произведений являются препятствием для младших школьников, чтобы понять содержание произведений искусства.
Поэтому одна из главных задач учителя-научить младших школьников "внешней" точке зрения, то есть способности понимать структуру работы и усваивать закономерности построения художественного мира текста.
Динамика восприятия литературного произведения в целом и, в частности, актеров можно интерпретировать как путь к сопереживанию определенного персонажа, сопереживание с ним до понимания позиции автора и за пределы восприятия, абстрактного мира произведения и понимание своего отношения, к пониманию воздействия произведения искусства в своем внутреннем мире и установок и принципов жизни. Сделать всё это самостоятельно младший школьник не может.
В результате учитель литературы должен разъяснить и документировать свои первичные впечатления от чтения вместе с детьми, а также помочь детям понять субъективное восприятие произведения искусства, сравнивая его объектную модель с логикой и структурой произведения.
При этом стоит учитывать, что уровень читательской зрелости учащихся 1-2 и 3-4 классов существенно различается.
В отсутствии поддержки учителя ученики 1 и 2 классов не в силах самостоятельно понять идею художественного произведения, не могут воспроизвести в своем воображении облик согласно отображению прежде незнакомого им объекта, в результате чего воспринимают его только на эмоциональном уровне. Школьник 6-8 лет никак не способен понять, то что в работе описывается никак не действительная реальность, а авторское отношение к действительному, в связи с чем дети данного возраста не испытывают позицию автора, а означает и никак не обращает внимание на форму художественного произведения. Ребенок не может предоставить оценку соотношений нахождения фигуре работы.
При этом возрасте у учеников 3-4 классов ранее имеется навык чтения, они ранее подобрали писательский и повседневный использованный материал, что возможно осознанно подытожить. Как читатель, он уже проявляется на более высоком уровне, а непосредственно:
- возможность без помощи других разобраться в идее работы, если состав не сложный и прежде дискутировался продукт подобной структуры;
- фантазия довольно сформировано, для того чтобы воспроизвести представление ранее не виденного предмета, когда он применяется с целью я освоенных языковых средств;
- имеется сострадание к создателю, в таком случае школьник растворяет свою позицию и позицию автора;
- без посторонней помощи никто не сможет понять формальных особенностей произведения, если ранее в его творчестве читатели уже видели графику и выразительные приемы;
-подобным способом, он способен ощущать удовлетворение с восприятия фигуры, видеть и производить оценку эпизодам.
В первые годы школьного возраста наблюдается новая тенденция в деятельности читателей: ребенок не только доволен чувственным, эмоциональным откликом на прочитанное; пытается разъяснить прочтенное закономерно; все без исключения, то что читается,обязано являться ему совершенно понятно.
Но у данной функции имеется и негативная область: все без исключения, то что школьник никак не осознает, попросту никак не читается в тексте. Неподготовленному читателю сложно выявить значение художественного произведения, и со временем прочитывать становится малоинтереснои скучновато, читательская динамичность пропадает, индивид взрослеет, однако присутствие данном чтецом никак не делается.