Особенности механизма государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в Санкт-Петербурге

2.1 Механизм государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург стал одним из первых субъектов РФ, который начал применять механизмы ГЧП (государственно-частного партнерства) при реализации инвестиционных проектов и на сегодняшний день он занимает лидирующую позицию в рейтинге ГЧП по регионам. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам эффективно взаимодействовать с региональными властями, а в рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (в настоящий момент Комитет по инвестициям, далее Комитет). На Комитет возложена обязанность исполнения государственной функции проведения экспертизы материалов, необходимых для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия в ГЧП.
Санкт-Петербург является неоспоримым лидером в России по использованию такой формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство.


На сегодняшний день в Санкт-Петербурге в различных стадиях реализации находятся шесть соглашений о государственно-частном партнёрстве, два проекта проходят конкурсные процедуры, еще 15 проектов находятся в стадии подготовки.
В 2015 году Закону о концессионных соглашениях исполнилось 10 лет. По сути, это первый в современной России нормативный акт, регулирующий отношения в сфере ГЧП. Ключевой элемент его правового регулирования – это КС .
По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.
В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике.
Ключевой элемент его правового регулирования – это соглашение о государственно-частном партнерстве.
Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.
В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.
В 2006 году в Санкт-Петербурге был принят закон от 25 декабря 2006 г. №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» , существенно дифференцирующий формы участия Санкт-Петербурга в зависимости от вида предоставляемого имущества.
Правовое регулирование отношений в сфере ГЧП на региональном уровне выявило проблемы существенных различий в трактовке форм ГЧП, несоответствия мировой практике, отсутствия регламентации управленческих решений. Социальная сфера (в первую очередь, образование и здравоохранение) в России испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора.
В то время как транспортный сектор является лидером в проектах ГЧП, правительство также стремится привлечь бизнес в инфраструктуру социального сектора. Некоторые из текущих проектов в этом секторе, строительстве и эксплуатации зданий предназначены для размещения учебного заведения на территории Пушкинского района в Санкт-Петербурге, строительство Дворца искусств в Санкт-Петербурге. Опыт работы по таким проектам показывает, что при использовании механизмов ГЧП первостепенную важность приобретают вопросы структурирования сделок, идентификации и оценки возможных рисков, а также разработки плана мероприятий по минимизации рисков, в том числе по распределению рисков между участниками проекта.
Предстоит расширить не только спектр применяемых моделей ГЧП, но и сфер применения для реализации государственных задач по предоставлению объектов инфраструктуры и их обновлению, включая школы, общественный транспорт, здравоохранение, автомобильные дороги, аэропорты, тюрьмы, водоснабжение, тоннели, порты, мосты, музеи, суды, правительственные учреждения.
Назрела актуальная потребность в определении содержания правовых дефиниций (распределение рисков, компания специального назначения, финансовое закрытие и т.п.), условий участия финансовых институтов и других правовых, институциональных и финансовых вопросов, на основе изучения международного опыта и лучшей практики проектов ГЧП.
Самый первый шаг к ГЧП сделал С-Петербург в 2003 году, поддержав разработанную ГУП «Водоканал СПб» схему завершения строительства Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС). Уникальная финансовая схема объединила государственные и частные финансовые структуры Европы и российские государственные структуры. Был принят закон о специальной целевой программе, согласно которой в бюджете Санкт-Петербурга предусматривались средства в размере, не превышающем объем обязательств ГУП «Водоканал СПб» по проекту в каждом году. В общей сложности в финансировании строительства ЮЗОС приняли участие 15 организаций. Они представляли правительства Северных стран, организации-доноры (СИДА, Министерство окружающей среды Финляндии, «Северное измерение», ТАСИС), европейские финансовые институты (ЕБРР, СИБ, ЕИБ, Сведфонд, ФинФонд), а также Россию. Проект: реконструкция Северной станции на условиях ГЧП. После реконструкции станция передается инвестору на 25 лет. Вторым приближением к схеме государственно-частного партнерства стал совместный проект ПАО «Газпром» и правительства Санкт-Петербурга по полной реконструкции котельных и наружных тепловых сетей Петроградского района. При этом была применена форма т.н. псевдоконцессии, когда инвестор вкладывает деньги в государственное имущество, а город через тарифную политику и частично субсидии гарантирует их возвратность в оговоренное время (8–10 лет). Согласно договору «Газпром» выделяет в течение четырех лет 4 млрд рублей на реконструкцию 115 котельных в Петроградском районе. Для реализации проекта образовано ООО «Петербургтеплоэнерго».
С помощью механизма ГЧП была построена и введена в строй тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной, ведется строительство Юго-Западной ТЭЦ и ТЭЦ «Парнас». В этих случаях проекты реализуются полностью за счет инвесторов, участие города (государственное участие) заключается в предоставлении территорий и частично в управлении объектом (через регулирование тарифов).
Западный скоростной диаметр (ЗСД) - строительство платной скоростной автомагистрали, которая пройдет по западной части города, соединяя северные, центральные и южные районы и обеспечивая выход с улично-дорожной сети города к федеральным автомобильным дорогам. Протяженность дороги составит 46,4 км. с 15 транспортными развязками на разных уровнях. В соответствии с решением о заключении концессионного соглашения (распоряжение Правительства России от 31.10.2006 г. № 1494-р , постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2006 г. № 1344) проводится конкурс на право заключения концессионного соглашения (проектирование, строительство и эксплуатация) Западного скоростного диаметра (www.whsd.ru).
Проектирование и строительство платного транспортного Орловского тоннеля под рекой Невой в створе Пискаревского пр. - Орловской ул. - новой непрерывной транспортной связи лево- и правобережных районов Санкт-Петербурга, которая позволит увеличить время разводки невских мостов для обеспечения растущего спроса на международные перевозки по трассе Волго-Балтийского водного пути, а также даст прямой выход из районов ядра исторического центра города на КАД через Пискаревский проспект и вылетные магистрали Всеволожского и Приозерского направлений. В соответствии с решением о заключении концессионного соглашения (распоряжение правительства России от 03.05.2007 г. № 695-р и Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.09.2007 г. № 1090) проводится конкурс на право заключения концессионного соглашения (www.orlovtonnel.ru).

2.2 Анализ практики использования ГЧП в сфере реализации инфраструктурных проектов Санкт-Петербурга

Все чаще городские власти при реализации инфраструктурных проектов используют формат государственно-частного партнерства. По итогам 2017 года Петербург занял первое место в рейтинге развития ГЧП по стране с 23 текущими проектами с общим объемом инвестиций 450 млрд рублей. В апреле 2018 года Петербург занял первое место в рейтинге «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации», существенно улучшив прошлогодний результат в виде пятого места. Верхнюю строчку списка Петербург делит с Москвой, Московской областью и Самарской областью.
В городском комитете по инвестициям сообщают, что сейчас в инвестиционном портфеле города 23 проекта ГЧП, в которых общий объем инвестиций составляет 450 млрд рублей. Еще 15 проектов готовятся к реализации. На основе конкурсных процедур будут реализованы проекты создания железнодорожного сообщения с аэропортом Пулково, ряд проектов по развитию трамвайного сообщения, реконструкции под современные нужды Конюшенного ведомства, спортивно-концертного комплекса «Петербургский», создания комплексов фотовидеофиксации и, конечно, самый крупный инфраструктурный проект – Восточный скоростной диаметр.
Проекты ГЧП будут продолжать набирать популярность, ввиду того что бюджетное финансирование сокращается, в то время как спрос на инфраструктуру неуклонно растет и городу нужны новые инфраструктурные проекты. По статистике, за 4 года объем финансирования инфраструктуры из федерального бюджета снизился на 24%. В таких условиях у ГЧП фактически нет альтернативы. Кроме того, по сути, это наиболее гибкий и надежный механизм реализации капиталоемких проектов в сфере публичной инфраструктуры. Еще несколько проектов будут реализованы без конкурсов на основе частной инициативы. Так будет выполнена реконструкция 16 котельных ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», создана система автоматического весового и габаритного контроля тяжеловесных транспортных средств, осуществлены проекты строительства автомобильных путепроводов через железнодорожные пути скоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро» и построена магистраль М-49 в развивающемся районе города.
По ряду указанных проектов инициативы уже поданы и ведется их рассмотрение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, по части проектов ведутся переговоры с инвесторами.
1. В 2018 году из бюджета было перечислено 4,1 млрд рублей концессионеру Западного скоростного диаметра – самого крупного на сегодняшний день городского проекта, реализованного по схеме ГЧП. Общая стоимость ЗСД составляет более 200 млрд рублей. Соглашение было заключено с компанией «Магистраль Северной столицы»(МСС). Компания строила только центральный участок, но будет эксплуатировать магистраль на протяжении 30 лет. МСС привлекла более 70 млрд рублей инвестиций. Это вложение компания будет возмещать, получая средства за эксплуатацию ЗСД. По условиям соглашения, если годовая прибыль компании будет менее 9,6 млрд в год, разница будет компенсирована за счет бюджетных средств.
2. Есть в этом списке проекты, которые не предполагают выплат каких-либо субсидий. Например, заключенное еще в 2009 году соглашение Смольного с компанией «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС). По его условиям ВВСС получили в аренду на 30 лет имущественный комплекс Пулково, провели масштабную реконструкцию аэропорта и сейчас осуществляют эксплуатацию.
Объем инвестиций по этому проекту составил более 1,2 млрд евро. При этом по условиям концессии компания сама выплачивает городу 11,5% от своей выручки. Последний финансовый отчет датируется 2016 годом, где в графе «выручка» указана цифра 14,2 млрд рублей. За все время эксплуатации Пулково выручка ВВСС составила более 65 млрд рублей.
3. Одним из самых обсуждаемых проектов, в котором фигурирует концессионное соглашение, – создание, реконструкция и эксплуатация частной трамвайной сети в Красногвардейском районе и использование новых трамваев «Чижик», за проезд в которых пассажиры платят концессионеру. По условиям соглашения, стоимость проезда в «Чижике» не может превышать государственный тариф для общественного транспорта. Реализацией этого проекта стоимостью более 33,7 млрд рублей занимается ООО «Транспортная концессионная компания».
Не так давно стартовал второй этап реализации проекта, который предполагает проведение работ на участке проспекта Наставников от проспекта Косыгина до проспекта Энтузиастов. Сейчас там идет демонтаж контактной сети и переустройство инженерных сетей. Генподрядчику также предстоит заменить основание автодороги и трамвайных путей, а также подземные коммуникации.
4. Это не единственная трамвайная сеть в городе, которая будет создана на основе ГЧП. Городское правительство по той же схеме планирует создание и последующую эксплуатацию трамвайной линии по маршруту станция метро «Купчино» – «Славянка» – город спутник Южный стоимостью 31,3 млрд рублей. В ближайшее время правительство объявит, кто же станет победителем в конкурсе на договор концессии, предполагающий эксплуатацию новых трамвайных путей в течение 30 лет с момента заключения соглашения.
5. Одним из знаковых городских проектов, реализуемых по ГЧП, является создание и эксплуатация лечебно-реабилитационного корпуса Городской больницы №40 Курортного района Санкт-Петербурга. Соответствующее соглашение с ООО «Невская концессионная компания» было подписано в декабре 2015 года.
По его условиям объем привлекаемых концессионером инвестиций составит более 6,9 млрд рублей. На эти средства до 2019 года компания должна создать проект нового лечебно-реабилитационного корпуса площадью не менее 30 тыс. м2 и мощностью не менее 480 койко-мест. Это первый медицинский проект в России, реализуемый по схеме ГЧП.
С целью повышения эффективности деятельности Комитету в настоящий момент подчинено подведомственное учреждение Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Агентство стратегических инвестиций». В его основные задачи входит содействие реализации стратегических инвестиционных проектов, развитие информационной среды и повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга. Но анализируя работу этой специализированной структуры ГЧП можно сделать вывод, что имеющиеся у нее ресурсы недостаточны для активной деятельности в области экспертно-профессионального управления проектами государственно-частного партнерства, тем более в области проблемной сферы жилищно-коммунального хозяйства. Недостаточность кадрового ресурса выражается как в качественном, так и в количественном выражении, при этом проблема усугубляется тем фактом, что альтернативного центра развития ГЧП на базе органов государственной власти в Санкт-Петербурге пока нет. Анализируя деятельность Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию Жилищно-коммунального хозяйства», можно отметить тот факт, что в ней практически не задействованы специалисты в области ГЧП проектов, а, следовательно, такая компетенция в этой структуре отсутствует.
Решение проблемы недостаточного уровня квалификация в области прикладных знаний и практического применения инструментов ГЧП как публичного партнера, так и частного инвестора, пока имеет лишь точечное решение. Примером этого является «Северо-Западный научно-образовательный центр в сфере государственно-частного партнерства в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете». В его задачи входит проведение научных исследований в области управления ГЧП проектами, внедрение результатов исследований в проектную деятельность организаций, повышение квалификации и переподготовка кадров ОГМУ, государственных корпораций и коммерческих структур, работающих в сфере ГЧП. Этот центр создан совместно с некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства» при Комитете ТПП РФ по ГЧП город Москва (далее ЦРГЧП). Изучая отчеты ЦРГЧП невозможно не отметить, что деятельность этой структуры и позиционирование к развитию ГЧП значительно отличается по своей профессиональной компетентности, активности и широкой специфике направлений от работы Санкт-Петербургского Агентства стратегических решений .
В решении проблемы количественной недостаточности квалифицированных кадров в области ГЧП учебные заведения занимают более активную позицию.
Большую часть предложений по совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ можно осуществить путем создания института развития, ответственного за поддержку и развитие, который будет уполномоченным органом государственной власти — Санкт-Петербургского ресурсного центра государственно-частного партнерства в ЖКХ (СПбРЦ или Ресурсный центр).
По оценкам международных организаций, Российская Федерация находится в самом конце списка стран, развивающих механизмы ГЧП. Одна из причин такого положения кроется в острейшей нехватке в нашей стране в органах государственного и муниципального управления квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями для решения задачи инициирования и использования потенциала частного сектора в целях развития инфраструктуры ЖКХ, повышения качества коммунальных услуг. Государственно-частное партнерство до сих пор не рассматривается как рекомендуемое направление переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, не стало темой самостоятельных образовательных программ и курсов повышения квалификации.
В связи с этим необходимо продумать механизмы подготовки и повышения квалификации специалистов в области ГЧП, а также разработать комплекс мер по проведению образовательных семинаров с целью повышения профессионального уровня кадров, вовлеченных в процесс реализации инфраструктурных проектов. Основная цель СПбРЦ — содействие модернизации и развитию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга на основе механизмов ГЧП. На современном этапе в сфере ЖКХ существуют проблемы отсутствия системного подхода к изменению законодательства, бюрократия, коррупция и неэффективность предпринимаемых мер по поддержке и развитию отрасли. Федеральные органы власти перегружены задачами и поручениями, между ними много разногласий и недостаточно мотивации к достижению результата. Региональные органы не принимают участия в выработке решений, которые будут реализовывать на практике, не имеют площадки для обсуждения общих проблем и обмена опытом, но имеют конфликты с отраслевыми монополистами. Представители частного бизнеса, представляющие разные сегменты, разобщены и конкурируют между собой, у них разные проблемы и интересы, к тому практически не имеют опыта работы с нормативно-правовыми актами ГЧП. Ситуация усугубляется отсутствием достаточного количества специалистов в области управления проектами ГЧП и общей низкой квалификацией в этой области. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу координации деятельности профессиональных участников рынка ГЧП. Такими участниками являются представители ОГМУ и частного бизнеса, инжиниринговые консультанты, юридические и аудиторские компании, оказывающие услуги в области разработки проектов ГЧП в различных отраслях ЖКХ. Для решения кадровой проблемы важно взаимодействовать с научным сообществом и учебными заведениями .
В аспекте сотрудничества с федеральной властью Ресурсный центр должен обеспечить условия для формирования единой позиции отраслевого сообщества и разработки стратегии реформирования ЖКХ в регионе. Также актуально предоставление возможности для обмена опытом и информацией с целью организации деятельности по профессиональной экспертизе и разработке нормативно-правовых актов. В аспекте сотрудничества с региональными и местными властями в задачи центра входит изучение, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ, а также обсуждение законодательства на этапе его разработки. Наиболее значимым направлением деятельности является помощь федеральными органами исполнительной власти в подготовке региональных программ и проектов ГЧП, организации взаимодействия с бизнесом и привлечении инвесторов. В аспекте сотрудничества с частным бизнесом Ресурсный центр решает задачу объединения усилий для решения общих проблем и публичного обсуждения предложений по модернизации отрасли ЖКХ, а также представления интересов самой отрасли в органах власти.
Возвращаясь к основам ГЧП, отмечаем, что ответственность за организацию реализации проектов лежит на органах ОГМУ, поэтому главной задачей Ресурсного центра, становится оказание им всеобъемлющей помощи и поддержки в этом направлении. Законодательное, в рамках которого СПбРЦ принимает экспертное участие в подготовке и принятии региональной законодательной базы и нормативно-правовых актов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона на основе применения механизмов ГЧП;
Проектное, в рамках которого СПбРЦ совместно с внешними партнерами оказывает содействие в предпроектной подготовке и реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ;
Идеологическое, в рамках которого проводятся тематические мероприятия, выставки, круглые столы, экспертные совещания, способствующие популяризации государственно-частного партнерства в ЖКХ и расширению практики применения механизмов. А также создаются программы подготовки и переподготовки специалистов для развития инфраструктуры ЖКХ с применением механизмов ГЧП.
Для эффективной деятельности СПбРЦ принятие решений должно быть основано на коллегиальном принципе, что даст возможность координировать взаимодействие министерств и ведомств в рамках подготовки проектов ГЧП и контроля исполнения обязательств ОГМУ. Это также позволит ресурсному центру организовывать деятельность с учетом требований государственных структур. С этой целью необходимо сформировать совещательный орган — Коллегиальный совет, который будет принимать участие в совершенствовании нормативно-правовой базы страны, оперативно рассматривать и вносить конкретные предложения, касающиеся развития ГЧП в отраслях ЖКХ и участвовать в стратегическом планировании регионального развития. В рамках разработки стратегии развития региона формируется портфель стратегических инвестиционных проектов, дальнейший анализ которого позволит определить приоритетные проекты. Важно, чтобы Коллегиальный совет СПбРЦ мог принимать участие в формировании бюджетов ОГМУ, что позволит организовать предпроектную подготовку проектов ГЧП и исполнение обязательств ОГМУ по соглашениям ГЧП как в рамках бюджетного планирования, так и контроля фактических выплат частному партнеру.
Основная цель направления — создание в России качественного правового регулирования ГЧП, которое поможет избежать неопределенности толкования, правовых пробелов правовых норм в сфере ЖКХ. Наличие этой функции позволит осуществлять экспертно-рекомендательную деятельность по адаптации российского законодательства, в рамках проведения экспертизы и внесения предложений по усовершенствованию нормативно-законодательной базы о ГЧП Санкт-Петербурга.
В сферу вопросов входит сегмент законодательства, затрагивающий отношения по объединению ресурсов публичного и частного секторов на основе строгого соблюдения паритета интересов, справедливого распределения рисков в целях решения проблем модернизации и развития инфраструктуры ЖКХ. К этому же направлению нормативной деятельности Регионального центра относится разработка проектов меморандумов о сотрудничестве российских и международных корпораций в области развития ГЧП в ЖКХ. Относительно характера выполнения методических рекомендаций СПбРЦ может осуществлять разработку вопросов, решение которых необходимо для развития рынка проектов ГЧП и инвестиционной деятельности, конкретным примером которых являются рекомендации на тему подготовки, закупки и управлению исполнением проекта ГЧП в отраслях ЖКХ публичными партнерами.
Так как Региональный ресурсный центр ГЧП выступает в качестве «системного интегратора» процесса организации и подготовки проекта ГЧП, в специфику его деятельности входит не только проектное управление, но и инвестиционное консультирование, включающее в себя как консультационно-юридическое сопровождение, так и финансово-экономическое. В рамках финансово-экономического консалтинга специалисты СПбРЦ будут осуществлять анализ бизнес-плана и финансовой модели, прединвестиционный анализ существующих активов, производить расчет социально-экономическое обоснования эффективности ГЧП проекта, предлагать варианты усовершенствование структуры финансирования и оказывать помощь в выборе наиболее выгодного предложения на финансирование. В рамках консультационных услуг в области юриспруденции возможно предоставление консультаций по выбору наиболее приемлемой модели ГЧП.
Функция информационного сопровождения включает в себя мониторинг как общих факторов развития рынка ГЧП, так и отдельных его сегментов с целью оценки инвестиционного климата и конъюнктуры. Поддержка и распространение информации о готовящихся и реализуемых проектах ГЧП, а также обеспечение открытого доступ к методическим рекомендациям, а в условиях постоянного изменения, и к актуальному законодательству, должна осуществляться СПбРЦ не только с использованием сайта в сети Интернет, но и виде информационной рассылки и печатных изданий. Таким же способом актуально распространять наилучший опыт проектов ГЧП в области ЖКХ России. Немаловажной является деятельность по организации обмена профессиональным опытом, для которого Ресурсный центр проводит тематические конференции, симпозиумы, деловые встречи.
Основная задача этого направления — решать острую проблему количественного и качественного дефицита специалистов в области ГЧП. С позиции комплектования квалифицированными кадрами Ресурсный центр должен решать две задачи: профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, а также формирование и постоянное обновление базы потенциальных кандидатов, специализирующихся в области ГЧП с целью дальнейшего предоставления рекомендаций по запросу ОГМУ.
Для решения этой задачи и проблемы недостаточной квалификации специалистов ГЧП необходимо выстраивать эффективное взаимодействие с Министерством образования, соответствующими органами ОГМУ и учебными заведениями, которые будут участвовать в программе повышения компетентности. Для активизации процесса набора слушателей необходимо осуществлять информационную и организационную поддержку учебных заведений с целью усиления привлечения к обучающим программам. Не менее важным является участие СПбРЦ в формировании и отборе программ повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектов ГЧП и участие в аттестационных мероприятиях учебных заведений с целью отбора потенциальных кандидатов.
Для повышения качества и стандартизации процесса обучения Ресурсным центром должны быть разработаны принципиальные требования к составу курсов переподготовки кадров по актуальным вопросам. В дальнейшем необходимо поддерживать обновление этих программ.
Резюмируя сказанное, создание Санкт-Петербургского регионального центра государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ имеет ряд весомых преимуществ. Во-первых, создание СПбРЦ решает ряд проблем, существующих у всех профессиональных участников рынка ГЧП. Во-вторых, создание центра не предполагает выделения региональными властями в обязательном порядке специального бюджета на финансирование его деятельности. В-третьих, создание СПбРЦ возможно осуществить путем реорганизации Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Агентство стратегических инвестиций». В настоящий момент оно является подведомственным учреждением Комитета по инвестициям, созданным в 2004 году с целью оптимизации системы привлечения инвестиций в стратегические проекты Санкт-Петербурга. Важно отметить, что работа СПбРЦ по такой концептуальной модели не требует дополнительных затрат за исключением случаев, предполагающих компенсацию привлечения независимых специалистов для работы в составе Ресурсного центра.
Кроме того, с позиции правового регулирования, основой для создания СПбРЦ является статья 73 Конституции РФ, устанавливающая полноту государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами РФ . А также пункт 1 статьи 21 закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», устанавливающий полномочия региональных органов власти по разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона.