Особенности налогового регулирования нефтедобывающих компаний
Малая предпринимательская деятельность в отрасли нефтедобычи входит в категорию малых предприятий промышленности и имеет все черты, которые присущи указанной категории малой предпринимательской деятельности. Тем не менее, малых нефтегазовых предприятий отличает и ряд особенностей, которые имеют связь с особенностями отрасли. К примеру, малые НК не до конца подпадают под критерии, которые определены для малой предпринимательской деятельности в России согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Определение понятия «малого нефтяного предприятия», данное в законодательстве, по-прежнему остается спорным вопросом. Энергетическим центром Московской школы управления СКОЛКОВО предпринимались попытки создать систему критериев для независимых НК, включив туда только 3 показателя – независимости от государства, ограничений по нефтепереработке и рознице. Тем не менее, мы полагаем, что такие параметры не полностью характеризуют особенности малых НК, ввиду чего предполагается рассмотрение некоторых дополнительных критериев, которые уточняют границы, а также масштабы деятельности малых компаний (Таблица 1).
Таблица 1 – Предложенные критерии малых нефтедобывающих предприятий Российской Федерации
Критерии Формулировки
Формы собственности Частная
Объемов добычи Меньше 500 тысяч тонн нефти в год
Формирования и структуры уставного капитала Частный индивидуальный капитал
Размеров разрабатываемого месторождения Небольшие площадки, имеющие сложные условия добычи
Численности работников Находится в зависимости от вида деятельности компании, примерно до 100 человек
Числа лиц, которые занимаются принятием основных управленческих решений 1-3 чел.
Помимо этого, характерная особенность малой нефтегазовой предпринимательской деятельности состоит в масштабе месторождений, которые они разрабатывают, а также малый промежуток времени от разведки и до начала их освоения (в ряде случаев он может быть равным четырем-пяти месяцам). При этом, на многих месторождениях нужно осуществлять добычу высоковязкой и сверхвязкой нефти, что имеет связь с определенными сложностями процесса и дополнительными расходами, которые компания самостоятельно несет, без тех или иных государственных льгот.
При рассмотрении основных направлений развития малых нефтяных компаний в нефтедобыче нашей страны требуется выделение двух основных концепций, где функционировать могут данные компании. Первое направление состоит в открытии и разработке мельчайших и малых месторождений, в освоении нераспределенного недрового фонда. Второе направление состоит в отработке месторождений в старопромысловых местностях, имеющих сложные горно-геологические условия добычи. Обе концепции обладают своими достоинствами и недостатками, их применяют в зависимости от специфики минерально-сырьевой базы, а также региона нахождения месторождения. К примеру, для того, чтобы разрабатывать малые и мельчайшие месторождения, требуется намного меньше разведочных скважин, а также меньше единиц оборудования. Зачастую подобные скважины являются менее обводненными, что оказывает положительное влияние на сокращение себестоимости нефтедобычи. В числе преимуществ указанного пути развития малых НК нужно также сказать, что за счет разработки мельчайших месторождений возможна более качественная и рациональная отработка запасов нефти и внедрение новых технологий нефтедобычи. Основной минус указанного направления состоит в расположении месторождений в основном в труднодоступных районах, а также их удаленности от объектов инфраструктуры, что ведет к существенному повышению затрат на транспортировку. Ощутимый недостаток также состоит в отсутствии собственных мощностей по переработке.
Ведя речь о концепции разработки месторождений в старопромысловых местностях, имеющих сложные горно-геологические условия, отметим ее следующие достоинства, заключающиеся в возможности использовать действующую производственную инфраструктуру, оборудования, а также существующие технологии добычи. Это позволяет выделять указанное направление по сравнению с ранее изученной нами концепцией, но нужно отметить существенные недостатки в процессе отработки «старых» скважин, которые заключаются в высоком проценте выработанности запасов, высокой обводненности, а также необходимости вкладывать средства в разработку и в доразведку.
Соответственно, оба изучаемых направления развития малой нефтегазовой предпринимательской деятельности позволяют наиболее полно извлекать нефтяные запасы, повышать поступления в бюджет, создавать дополнительные рабочие места и конкурентную среду в сфере добычи нефти, но они также требуют существенных вложений со стороны малого предприятия.
Как ранее говорилось, эффективная работа малой предпринимательской деятельности обусловлена преимущественно внедрением специальных льгот и государственной поддержкой. Малым нефтегазовым компаниям необходимо применять особые режимы налогообложения и создавать специальные программы, которые стимулируют их деятельность. Один из немногочисленных примеров государственной поддержки малых НК в России – это Республика Татарстан. В 1997 г. президент Татарстана издал Указ №УП-81 «О мерах по увеличению нефтеотдачи в Республике Татарстан», в рамках которого предусмотрено создание большого количества малых НК, а также предоставление льгот для них. Сейчас в регионе широкое распространение имеет льгота по добыче сверхвязкой нефти.
В середине 90-ых годов прошлого столетия в России наблюдался резкий спад нефтедобычи, который с 2000 года сменился на уверенное повышение. Нужно всё же отметить существенное сокращение темпов ее прироста в течение последних лет ввиду ухудшения состояния базы сырья.
Последние же годы показывают то, что доля запасов, имеющих низкую рентабельность или же являющихся трудноизвлекаемыми, существенно выросла. Помимо это, нужно сказать о том, что объемы бурения (разведка, эксплуатация) сократились, стало также меньше вводиться скважин; показатель коэффициента нефтяного извлечения показал существенное сокращение, поэтому свыше шестидесяти процентов от всех нефтяных запасов теряются в недрах. В низкодебитовых, низкорентабельных скважинах нефтяные запасы превышают 55 процентов.
Сейчас в отрасли нефтедобычи России сформировалась жесткая недифференцированная система обложения налогами нефтяных компаний. Прибыльность тех или иных проектов не влияет на то, насколько большими будут налоговые, неналоговые платежи. Влияет это именно на НК, являющиеся независимыми. В их числе – малые со сложностями в состоянии экономики.
Ни в каком из всех НПА нет четкого определения понятия малой НК. По мнению многих специалистов, здесь в объемах добычи состоит ключевой критерий. Оценки экспертов показали следующее: 500 тысяч тонн – максимальный объем нефтедобычи.
Фискальность обложения отрасли нефтедобычи налогами является одной из тех причин, по которой российские малые компании в нефтяной сфере находятся в критическом положении.
Из-за того, что ресурсная база МНК является низкокачественной, эти компании очень заинтересованы в специальных льготах на добычу из особенно сложных скважин и разработку дорогих месторождений.
Таблица 2 - Добыча сырой нефти и природного газа малыми предприятиями РФ в 2015-2018 гг.
год Количество компаний, ед. Средняя численность сотрудников,
чел. Оборот предприятий,
тыс.руб.
всего в их числе средняя численность сотрудников по списочному составу (без внешних совместителей) всего в том числе:
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами продано продукции несобственного производства 2015 357 12438 11227 43325730 34617847 8707884
2016 322 13303 12035 55882461 48762424 7120038
2017 54 1150 1000 13253015 12296861 956154
2018 29 859 780 10821239 6753867 4067372
Проведенный анализ данных в таблице 2 показывает, что на протяжении 2015-2018 гг. численность малых предприятий, добывающих в России нефть и природный газ, снизилась с 357 до 29. Оборот предприятий снизился с 43325730 тыс. руб. в 2015 году до 10821239 тыс. руб. в 2018 году. Уменьшение числа малых предприятий в секторе НГК говорит о том, что с каждым годом малые предприятия или закрываются или поглощаются более крупными конкурентами.
Если организация осуществляет добычу и реализацию полезных ископаемых (кроме общераспространенных), то у нее нет права использовать УСН (подпункт 8 п. 3 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ). Тем не менее, переход на УСН при добыче общераспространенных ПИ не ведет к освобождению от обязанностей плательщика данного налога (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).
Обязанность по уплате НДПИ возложена на российских и иностранных налогоплательщиков, которых признают недропользователями, иными словами – тех, кто получил лицензию на права недропользования либо же заключил соглашение о разделе продукции (статья 334 НК РФ, статья 9 Закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1). Уплата НДПИ должна осуществляться от момента регистрации лицензии либо же вступления соглашения о разделе продукции в силу (часть 7 ст. 9 Закона от 21.02.1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).
Если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии или соглашения о разделе продукции), платить НДПИ по данному участку недр не нужно (письмо ФНС России от 16 августа 2006 г. № ММ-6-21/816). Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А09-8557/04-13).
Возникает необходимость в том, чтобы радикально реформировать НДПИ, в том числе устранить привязку этого налога к ценам, установленных на нефть в мире, а также обеспечить необходимые льготы. Отрасль имеет дело с серьезной проблемой, которая связана с низкими в сравнении с мировыми ценами на ключевые энергоресурсы. Если бы государство использовало регуляторы в налоговой сфере согласно тем задачам, которые должны решаться в рамках развития отрасли нефтедобычи, то малый бизнес в данной сфере мог бы развиваться и улучшаться.