Особенности представлений об архитектуре у детей среднего дошкольного возраста

Высокой активностью отличаются дети пятого года жизни. В данном

возрасте открываются новые возможности для развития самостоятельности во всех

сферах его жизни.

У детей 4 – 5 лет развиваются эстетические чувства, дети начинают

замечать и подчеркивать красоту природы, звучание музыки. Роль взрослого очень

важна на данном этапе развития, именно взрослый умеет поддержать

познавательную активность и развить самостоятельность детей, организовать

разнообразную деятельность, составить основу правильного воспитания и

полноценного развития детей в средней группе детского сада [15].

В средней группе детского сада идет процесс усвоения детьми

общепринятых сенсорных эталонов, освоение способами их использования и

совершенствование обследования предметов. В этом возрасте, как показывает

практика, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,

геометрических формах и отношениях величин.

Ребенок способен произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы

в окружающем его пространстве. В этом возрасте восприятие постепенно

становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим [33].

У детей четырех – пяти лет связь мышления и действий соблюдается, но уже

не является такой непосредственной, как раньше. В большинстве случаях не

требуется практического манипулирования с предметом, но во всех ситуациях

ребенку необходимо четко воспринимать и наглядно представлять данный

предмет.

Внимание становится гораздо устойчивее, по сравнению с возрастом трех

лет. Важным показателем развития внимания является то, что появляется действие

по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. В данном

возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами. В среднем

дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В пять лет он может

запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), на картинках которые ему

представлены [31].

В возврате четырех – пяти лет самым важным является репродуктивное

воображение, которое опирается на стихотворения, рассказы взрослого, и т. д. В

игре, рисовании, конструировании начинают складываться частицы данного

воображения [39].

Детская художественная и продуктивная деятельность отражается в

произведениях изобразительного искусства, художественной литературе, с

помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей,

животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать

сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника

является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых

детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются значимые детали.

Детский рисунок может меняться по ходу изображения. В данном возрасте у детей

имеются простейшие технические умения и навыки. В свою очередь, в

конструировании дети замышляют будущую конструкцию и осуществляют поиск

способов ее исполнения [41].

Использование всех пяти образовательных областей: социально-

коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое,

физическое, речевое, позволяет сформировать у детей необходимые знания для

дальнейшего успешного обучения в школе[8].

В программе дошкольного образования отмечено, что дети среднего

дошкольного возраста начинают знакомство с архитектурой, при этом закрепляя

знания о различных зданиях с позиции его назначения. Средние дошкольники

начинают понимать, что конструкция архитектурных сооружений напрямую

зависит от их назначения, будь то жилой дом, храм или кинотеатр. У

дошкольников также закрепляется умение находить сходства и различия по высоте,

длине, оформлению зданий одного назначения. [21]

Ознакомление с архитектурой положительно влияет на развитие

познавательных процессов, обеспечивает материал для ознакомления детей с

объектами окружающего мира. Ознакомление с архитектурой способствует

развитию у ребенка отзывчивости к красоте, развивает чувство прекрасного,

воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны,

уважение к результатам деятельности человека, художественному созиданию, а

также образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои

впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к

самостоятельной творческой деятельности.

Знакомство с произведениями архитектурного искусства обеспечивает

ресурсность для развития творческих способностей. Восприятия произведений

архитектуры вызывает эмоциональный отклик, желание проявить выразить себя в

творчестве.

C.Ю. Бологова отмечает, что в работе с детьми дошкольного возраста

необходимо «поэтапное формирование начальных знаний об архитектуре как виде

искусства; создание взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского

творчества; обеспечение возможности применять знания в художественно-

творческой деятельности; использование различных форм и методов ознакомления

с архитектурой».

Вышеназванным автором проведена работа с детьми дошкольного возраста,

которая включала беседы по вопросам: «диагностические задания на определение

типа различных архитектурных сооружений, выбор адекватных определений для

характеристики содержания произведений зодчества». «Использовался метод

выбора предпочтительных сооружений; проведен анализ детских рисунков,

созданных на заданную тему и по эмоциям, полученным от восприятия

архитектурных объектов». Эти изыскания продемонстрировали, что для

дошкольников свойственны фрагментарные и поверхностные представления о

базовых свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях,

средствах художественной выразительности».

С.Ю. Бологова отмечает, что у детей при восприятии архитекутрных

сооружений появлялись трудности в выделении особенностей объемной

композиции, в основном, детей привлекало яркие элементы конструкции и

отдельные декоративные элементы.

Но основе исследования C.Ю. Бологова обозначила «уровни художественно-

творческого развития дошкольников по показателям объем знаний и

представлений об архитектуре; уровень восприятия образно-выразительных

средств данного вида искусства; качество продуктов художественно-творческой

деятельности».

В младшем дошкольном возрасте возможна работа по ознакомлению с

архитектурой в рамках расширения опыта эмоционально-эстетического

восприятия архитектурных объектов; стимулирование художественно-творческой

деятельности.