Особенности представлений об архитектуре у детей среднего дошкольного возраста
Высокой активностью отличаются дети пятого года жизни. В данном
возрасте открываются новые возможности для развития самостоятельности во всех
сферах его жизни.
У детей 4 – 5 лет развиваются эстетические чувства, дети начинают
замечать и подчеркивать красоту природы, звучание музыки. Роль взрослого очень
важна на данном этапе развития, именно взрослый умеет поддержать
познавательную активность и развить самостоятельность детей, организовать
разнообразную деятельность, составить основу правильного воспитания и
полноценного развития детей в средней группе детского сада [15].
В средней группе детского сада идет процесс усвоения детьми
общепринятых сенсорных эталонов, освоение способами их использования и
совершенствование обследования предметов. В этом возрасте, как показывает
практика, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,
геометрических формах и отношениях величин.
Ребенок способен произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы
в окружающем его пространстве. В этом возрасте восприятие постепенно
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим [33].
У детей четырех – пяти лет связь мышления и действий соблюдается, но уже
не является такой непосредственной, как раньше. В большинстве случаях не
требуется практического манипулирования с предметом, но во всех ситуациях
ребенку необходимо четко воспринимать и наглядно представлять данный
предмет.
Внимание становится гораздо устойчивее, по сравнению с возрастом трех
лет. Важным показателем развития внимания является то, что появляется действие
по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. В данном
возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами. В среднем
дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В пять лет он может
запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), на картинках которые ему
представлены [31].
В возврате четырех – пяти лет самым важным является репродуктивное
воображение, которое опирается на стихотворения, рассказы взрослого, и т. д. В
игре, рисовании, конструировании начинают складываться частицы данного
воображения [39].
Детская художественная и продуктивная деятельность отражается в
произведениях изобразительного искусства, художественной литературе, с
помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей,
животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать
сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника
является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых
детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются значимые детали.
Детский рисунок может меняться по ходу изображения. В данном возрасте у детей
имеются простейшие технические умения и навыки. В свою очередь, в
конструировании дети замышляют будущую конструкцию и осуществляют поиск
способов ее исполнения [41].
Использование всех пяти образовательных областей: социально-
коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое,
физическое, речевое, позволяет сформировать у детей необходимые знания для
дальнейшего успешного обучения в школе[8].
В программе дошкольного образования отмечено, что дети среднего
дошкольного возраста начинают знакомство с архитектурой, при этом закрепляя
знания о различных зданиях с позиции его назначения. Средние дошкольники
начинают понимать, что конструкция архитектурных сооружений напрямую
зависит от их назначения, будь то жилой дом, храм или кинотеатр. У
дошкольников также закрепляется умение находить сходства и различия по высоте,
длине, оформлению зданий одного назначения. [21]
Ознакомление с архитектурой положительно влияет на развитие
познавательных процессов, обеспечивает материал для ознакомления детей с
объектами окружающего мира. Ознакомление с архитектурой способствует
развитию у ребенка отзывчивости к красоте, развивает чувство прекрасного,
воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны,
уважение к результатам деятельности человека, художественному созиданию, а
также образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои
впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к
самостоятельной творческой деятельности.
Знакомство с произведениями архитектурного искусства обеспечивает
ресурсность для развития творческих способностей. Восприятия произведений
архитектуры вызывает эмоциональный отклик, желание проявить выразить себя в
творчестве.
C.Ю. Бологова отмечает, что в работе с детьми дошкольного возраста
необходимо «поэтапное формирование начальных знаний об архитектуре как виде
искусства; создание взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского
творчества; обеспечение возможности применять знания в художественно-
творческой деятельности; использование различных форм и методов ознакомления
с архитектурой».
Вышеназванным автором проведена работа с детьми дошкольного возраста,
которая включала беседы по вопросам: «диагностические задания на определение
типа различных архитектурных сооружений, выбор адекватных определений для
характеристики содержания произведений зодчества». «Использовался метод
выбора предпочтительных сооружений; проведен анализ детских рисунков,
созданных на заданную тему и по эмоциям, полученным от восприятия
архитектурных объектов». Эти изыскания продемонстрировали, что для
дошкольников свойственны фрагментарные и поверхностные представления о
базовых свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях,
средствах художественной выразительности».
С.Ю. Бологова отмечает, что у детей при восприятии архитекутрных
сооружений появлялись трудности в выделении особенностей объемной
композиции, в основном, детей привлекало яркие элементы конструкции и
отдельные декоративные элементы.
Но основе исследования C.Ю. Бологова обозначила «уровни художественно-
творческого развития дошкольников по показателям объем знаний и
представлений об архитектуре; уровень восприятия образно-выразительных
средств данного вида искусства; качество продуктов художественно-творческой
деятельности».
В младшем дошкольном возрасте возможна работа по ознакомлению с
архитектурой в рамках расширения опыта эмоционально-эстетического
восприятия архитектурных объектов; стимулирование художественно-творческой
деятельности.