Особенности развития малого бизнеса в сфере производства и реализации товаров народного потребления

Понятие и сущность малого бизнеса перспективы роста и факторы определяющие динамику

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.

«Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Сущность малого бизнеса трактуется таким образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону, объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, то есть бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. [2]

Основной причиной роста малого бизнеса в развитых странах является структурная перестройка и неудовлетворенный спрос на рабочую силу в ряде отраслей. Наиболее квалифицированная часть безработных, не найдя работу, создает свои собственные мини-предприятия, которые обеспечивают им занятость и приемлемый доход. В 90 гг. в эти процессы начали активно включаться женщины и молодежь, для которых создание собственного бизнеса являлось единственной альтернативой безработице.

Большую роль в росте числа малых предприятий играет стремление молодых преуспевающих менеджеров среднего звена попробовать реализовать полученные в рамках большой компании навыки и попробовать себя в качестве предпринимателя. Ряд квалифицированных работников создают небольшие предприятия, стремясь застраховаться на случай снижения заработной платы или увольнения.

Еще одна причина роста числа малых предприятий - это неудовлетворенный спрос на товары в ряде отраслей.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность данного понятия.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доли малого бизнеса в экспорте продукции;

• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах Европейского союза - 67%,в Японии-55%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.[2]

Виды малого бизнеса особенности движения, и потенциал развития

На сегодняшний день, существуют самые разные виды малого бизнеса в России. Каждый из приведенных далее вариантов ориентирован на небольшие первоначальные вложения. Однако при некоторых усилиях подобные проекты позволяют получить существенный доход.

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий:

1. Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

2. Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

3. Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

И производственные кооперативы, и акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью и др. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми “малыми предприятиями”.

Встречаются случаи, когда осуществляется несколько видов деятельности. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Современные проблемы предприятий малого бизнеса в Иркутской области

Город Иркутск – один из важнейших экономических центров Восточной Сибири. Экономика города базируется в основном на торговле и промышленности.

В Иркутской области 177 средних предприятий и более 38 тыс. малых из них 91% микропредприятия. Город Иркутск занимает одно из ведущих мест в развитии экономики региона. По состоянию на 1 января 2021 г. в статистическом регистре хозяйствующих субъектов г. Иркутска учтено 28 000 организаций, их филиалов и других обособленных подразделений.

Иркутская область обладает неплохим потенциалом для его развития. Проведя анализ, можно смело сказать, что у регионального предпринимателя существует множество возможностей для того, чтобы найти и занять свое место на рынке. Во-первых, Иркутская область является промышленным регионом. На ее территории располагается множество крупных предприятий — Иркутскэнерго, Саянскхимпласт, Ангарская нефтехимическая компания, Иркутский авиазавод и др. Данная специфика области позволяет активно развивать аутсорсинг и субконтрактацию как перспективные формы сотрудничества между крупными и малыми предприятиями. Аутсорсинг — выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами [6]. Субконтрактация представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями, которая позволяет достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ресурсов [7]. Во-вторых, известно, что территория Иркутской области богата природными ресурсами. Закономерными следствием данного факта является сырьевая направленность экспорта в регионе — основная часть экспортируемых товаров представлена топливно-энергетическими товарами, металлами, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями, минеральными продуктами. В Иркутской области добывается около 10 % всего российского золота, осваиваются месторождения огнеупорных глин, магнезита, формовочных и стекольных песков, каменной соли, талька, гипса, облицовочных камней, слюды-мусковита, полудрагоценных и поделочных камней и минеральных строительных материалов [8]. Стоит уделить особое внимание мощнейшим гидроэнергетическим и водным ресурсам, благодаря которым электроэнергия и пресная вода в регионе распространяется по очень низким ценам. Это делает привлекательным открытие в области энергоемких производств. Также отметить стоит туристический потенциал региона. Озеро Байкал, в совокупности с близлежащими заповедниками и парками является настоящей местной жемчужиной. Здесь обитает более тысячи животных и растений эндемиков. Все это делает возможным развитие в области экотуризма. Предпринимателям, желающим открыть свой туристический бизнес, привлечь путешественников из-за границы поможет снизившийся вдвое курс национальной валюты. Если взглянуть на статистику Федерального Таможенного Управления, можно определить, какими товарами в настоящее время регион не обеспечивает себя самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая роль малого бизнеса, на протяжении всего времени, мы можем сказать, что его значение и доля в целом, в общей экономике, очень велика. Если рассмотреть, регистрируемых по всему миру фирм, значение и доля малого бизнеса в общей экономики очень велика. В развитых странах доля малого бизнеса составляет до семидесяти процентов валового национального продукта (ВНП).