Особенности восприятии социальной рекламы детьми разного возраста

Теория восприятия за последнее время претерпела значительные изменения. Переосмысление психологии в целом позволило расширить ее границы, проводя новые и новые исследования. Сам термин «восприятие» также разрастается и увеличивается за счет новой информации. Направления науки психологии разнятся, их взгляды на то, что представляет собой восприятие, тоже довольно сильно различаются. Взгляды эти могут быть как классическими, так и современными.

Одним из самых значимых и доступных способом восприятия является вербальный. Все многообразие человеческих смыслов являют собой литературные произведения. Какие-то быстро забываются, другие становятся мировым достоянием. Восприятие литературы – процесс очень личный, индивидуальный.

Проблема понимания художественного произведения не редка. Ее глубина напрямую зависит от умения полно и точно воспринимать основную идею, которую хотел донести до читателя автор. Зачастую, учащиеся не умеют находить основную идею в тексте. А.А. Леонтьев считал, что технике понимания и восприятия необходимо учить подрастающее поколение. Он описывает это в своей работе «Основы психолингвистики». Поэтому, поиск методов обучения данной технике является актуальной проблемой.

Мозг человека устроен так, что фильтровать информацию начинает лишь с возрастом. Поначалу он, словно губка, впитывает в себя все, что узнает. С возрастом человек начинает подключать логическое мышление и анализировать сведения, которые его окружают.

Обратите внимание, как маленькие дети смотрят рекламу. Она не вызывает у них чувство раздражения, они могут смотреть один и тот же рекламный ролик снова и снова, их интерес не ослабевает.

Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривает 44,8 % детей, то к 19 годам - только 15,9 %.Также установлено, что дети до 12 лет видят в среднем до 25 000 телереклам в год. Дети в возрасте от 2 до 7 лет ежедневно проводят у телевизора в среднем около 2 часов, что делает их легкой мишенью для рекламодателей [Волкова].

Ребенок начинает социализацию в обществе в период, когда учится в школе. Этот процесс идет одновременно с физическим развитием. Отмечается доверчивость ко взрослым людям, критическое мышление еще не появилось.

Именно поэтому, чрезвычайно важно правильно организовать поступающую индивиду информацию на данном этапе. Воздействие информации настолько сильное, что в дальнейшем не всегда представляется возможность изменить то впечатление, которое сложилось в детстве. Неспроста считается, что детские впечатления являются самыми сильными и прочными. Транснациональные корпорации не упускают возможность использовать это. Под влияние «вы этого достойны» должны попадать самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления. Залог успеха - массированность и всеохватность рекламы соответствующего бренда, тотальность подачи «формирующей» информации» [Зимбардо].

В период младшего подросткового возраста (10-12 лет) существенно изменяются условия взаимодействия ребенка с обществом. Происходят физические, психические и интеллектуальные изменения. Немаловажную роль играет половое созревание.

Этот переходный возраст характеризуется также тем, что с 5-го класса уровень обучения повышается, становится более сложным и детальным. Это требует более глубокой вовлеченности в процесс, более качественного эмоционального и умственного развития. Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно- организационной, трудовой и др.). Формируется самооценка, критическое мышление. Умение взаимодействовать с коллективом. Подросток стремится к самостоятельности, взрослой жизни. Семья, школа и взрослые выдвигают к нему более серьезные требования. Школьник стремится проверить знания, суждения, интеллектуальная деятельность активна. Наблюдается стремление к высокой оценке со стороны взрослых, желание проявить себя с самой лучшей стороны.

Данный период уникален, присущие ему черты в дальнейшем не повторяются. Он характеризуется глобальной перестройкой организма на всех уровнях. На первый план выходит потребность в общении с друзьями. Эта потребность также претерпевает возрастные изменения, появляются новые роли, мысли, переживания.

Подросток по-новому начинает смотреть на привычные ему вещи. По-другому воспринимаются музыка, кино и книги. Появляются первые влюбленности, переживания, связанные с этим чувством. Все это ново и неизведанно для ребенка, он еще только учится реагировать на эти эмоции. Эмоция – это субъективное переживание человеком, вызванное воздействием окружающего мира. Главным отличием эмоции от другого познавательного процесса является то, что эмоция выражает собой взаимодействие потребности и вероятности ее удовлетворения. [Торшилова].

У эмоций можно выделить несколько функций. Все они сводятся к одной главной – субъективной оценке окружающего мира в целом, объекта или явления. Мотивационная сфера субъекта определяет значимость каждого. Иначе говоря, эмоция – это результат появления у человека какой-либо потребности и оценки вероятности ее осуществления в настоящий момент или в будущем. Благодаря эмоциям, человек переживает различные ситуации, его существование приобретает жизненный смысл. У эмоций есть и более узко направленные функции:

  • Стимулирование к каким-либо действиям;
  • Подкрепление;
  • Ожидание, предвкушение;
  • Разделение и создание образов;
  • Побуждение к действию;
  • Экстренное реагирование на критическую ситуацию и т.д.

Эмоциональная составляющая является неотъемлемой частью жизни человека.

На основе высказываний К.К. Платонова и Г.К. Шингарова о существовании так называемого «эмоционального познания», об эмоциях как специфической форме отражения реальности, А.В. Запорожец и Я.З. Неверович выдвигают теорию об эмоциональных образах, с помощью которых действительность представляется человеку. Авторы утверждают, что абсолютно все элементы действительности, будь то предметы, явления или те эмоциональные колебания, вызванные этими предметами у субъекта выражаются, воспринимаются и осознаются индивидуально, в зависимости от заинтересованности в них. [Запорожец, с. 39].

Образы, создающие внешнюю картину мира, доносят до человека ценность того, что его окружает. Это касается людей, предметов, явлений, событий. Внутренние компоненты побуждают субъект к разного рода деятельности, активизирует и регулирует реакцию. Это является главным отличием эмоциональных и логических образов. [Зимняя].

Восприятие реальности никогда не бывает абсолютно точным, считают Л.Б. Иттельсон и У. Килпатрик. Человек, воспринимая то, что его окружает, видит лишь собственные взгляды и смысловые конструкции, которые представляются ему более выгодными.

Более того, К.Э. Изард, основываясь на работы Р. Синшеймер, заявляет, что образы восприятия есть плоды взаимодействия человеческих сознания и эмоций[Изард]. Сознание подвержено эмоциям, они влияют на информацию, полученную извне, таким образом происходит ее преобразование, изменяются ощущения. Поэтому разные люди могут иметь разный взгляд на одно и то же.

Б.И. Додонов поддерживает эту позицию. Информация имеет смысл для человека только в том случае, когда она затрагивает его потребности. С помощью особенностей ощущения и восприятия она кодируется в уникальный продукт. Это касается информации как о внешнем мире, так и о внутреннем. [Додонов].

Авторы уровневых теорий эмоций (М. Джонсон, Т.Д. Далглейш, К. Малт-хауиа, М. Пауэр) называют эмоциональную реакцию на что-либо высшей степенью обработки сведений. Познавательный процесс, в частности его качество, прямо пропорционально степени личной заинтересованности субъекта в этом.

А.Н. Леонтьев, рассматривая соотношение понятий личностного смысла и эмоций, говорит, что эмоции напрямую зависит от вкладываемого смысла, который проявляются через личные переживания [Леонтьев]. Развивая эту мысль, В.В. Столин указывает на то, что личностный смысл может быть понят только относительно к выражаемому в значениях содержанию и чувственной основе (образам, эмоциональной окраске) [Столин].

Подростку сложно воспринимать скучную, монотонную информацию. Подробные объяснения, не вызывающие интереса, не усваиваются, провоцируя равнодушие. Усугубляет положение подростковый максимализм. Связь с окружающей средой упрочивается, меняются интересы, тяга к учебе сильно ослабевает.

Подростковый период характерен качественным изменением образного восприятия действительности. Понятие образа является базисным для психологии, его синонимом становится понятие сознания. Эти две категории связываются такими понятиями как взаимоотношения, действие, мотив. Образ в этом случае является центром сознания. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский описывают сознание как совокупный образ реальности, который дополняется внутренними переживаниями, мироощущениями, тот образ, в котором присутствует личное «Я» субъекта. [Петровский, с. 59].

По словам С.Л. Рубинштейна, образ «конституируется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, находящейся вне его и не исчерпывающейся его содержанием» [Рубенштейн, с. 84].

Согласно исследованиям Э. Шпрангера. культурно-психологической концепции подросткового возраста, психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

  • первый тип является своего рода новым рождением субъекта. Он характерен эмоциональностью, нестабильностью, становлением личности.
  • второй тип развития более размеренный и спокойный, подросток учится существовать во взрослой жизни медленно и постепенно, не ломая свою сущность.
  • третий тип является активным самостоятельным развитием подростка, внутренней работой над шероховатостями характера.

В связи с этим, главными новообразованиями этого возраста выступает осознание собственной сущности, индивидуальности. Это крайне критический процесс, в котором очень легко заблудиться и запутаться. Подростку непросто осознать свою уникальность, не подчиняясь принятым социальным нормам, избежать конформизма. Маленькому взрослому сложно адекватно воспринимать критику, разночтения во мнениях с окружающими. Страшно быть обманутым, сложно доверять, при этом страшно выглядеть слабым и беззащитным. [Обухова].

Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования.

Л.И. Божович отмечает нравственные убеждения, которые характерны для подростка, но база для них складывается намного раньше. Эти убеждения создают систему, которая качественно меняет мышление подростка, меняет его системы стимулов и потребностей. [Обухова].

Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

В связи с изменением системы отношений «Я - общество» в подростковом возрасте личность попадает в ситуацию смещенности осуществленной ранее «физической разметки окружающего мира» (по физическим свойствам объектов, их пространственным характеристикам и т.д.) и первичной «психологической разметки мира» (первичные нравственные инстанции и т.п.). С одной стороны, смещение смысловых акцентов делает образ мира подростка нестабильным, поскольку сами его основы утрачивают характер абсолютности, а новые основы необходимо вырабатывать. С другой стороны, ситуация отсутствия жестких смысловых диспозиций открывает креативный потенциал для личностно своеобразного осмысления мира.

Подросток на качественно новом уровне производит «психологическую разметку» открывшегося ему пространства человеческого общения, социальных ролей, норм, поведенческих стереотипов, ценностей. Также личность в подростковом периоде «осваивает» открывшийся ей мир собственных мыслей и переживаний. Процесс интенсивного личностного означивания предполагает рост у подростка степени осознанности, самоконтроля, специфической активности. Присвоение культурного опыта подрастающим поколением требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Известные другим знания человек не может просто «взять» - он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними.

Отметим, что подростки 10-16-летнего школьного возраста, отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств».

Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни» [Эльконин].

В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. «Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников» [Эльконин].

Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении.

Безусловно, возрастные психофизиологические изменения, происходящие с подростками, влияют на восприятие ими окружающего мира. Образ мира у подростков строится на основе нравственных представлений, которые становятся фундаментом субъективного мировосприятия личности. Существует возможность в зависимости от образа мира, мирного взаимодействия личности с окружающей действительностью. Спецификой морали является, прежде всего, действие изнутри самого человеческого сознания под влиянием того образа мира, который сложился у воспитанника.

Все типы культуры и морали имеют «свою модель» добродетельной личности и определенные способы, направленные на то, чтобы производить как можно больше таких личностей в каждом новом поколении. Так, подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут в предложенных им социальных условиях идеалы, которые складываются в тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными и действенными для того, чтобы играть роль своеобразного «морального эталона», на который подростки равняют свое поведение. Факт избрания ими своего нравственного идеала и стремления к его достижению способствует положительному формированию образа мира личности.

Особенности восприятии социальной рекламы детьми разного возраста

Теория восприятия за последнее время претерпела значительные изменения. Переосмысление психологии в целом позволило расширить ее границы, проводя новые и новые исследования. Сам термин «восприятие» также разрастается и увеличивается за счет новой информации. Направления науки психологии разнятся, их взгляды на то, что представляет собой восприятие, тоже довольно сильно различаются. Взгляды эти могут быть как классическими, так и современными. Одним из самых значимых и доступных способом восприятия является вербальный. Все многообразие человеческих смыслов являют собой литературные произведения. Какие-то быстро забываются, другие становятся мировым достоянием. Восприятие литературы – процесс очень личный, индивидуальный. Проблема понимания художественного произведения не редка. Ее глубина напрямую зависит от умения полно и точно воспринимать основную идею, которую хотел донести до читателя автор. Зачастую, учащиеся не умеют находить основную идею в тексте. А.А. Леонтьев считал, что технике понимания и восприятия необходимо учить подрастающее поколение. Он описывает это в своей работе «Основы психолингвистики». Поэтому, поиск методов обучения данной технике является актуальной проблемой.
Мозг человека устроен так, что фильтровать информацию начинает лишь с возрастом. Поначалу он, словно губка, впитывает в себя все, что узнает. С возрастом человек начинает подключать логическое мышление и анализировать сведения, которые его окружают. Обратите внимание, как маленькие дети смотрят рекламу. Она не вызывает у них чувство раздражения, они могут смотреть один и тот же рекламный ролик снова и снова, их интерес не ослабевает. Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривает 44,8 % детей, то к 19 годам - только 15,9 %.Также установлено, что дети до 12 лет видят в среднем до 25 000 телереклам в год. Дети в возрасте от 2 до 7 лет ежедневно проводят у телевизора в среднем около 2 часов, что делает их легкой мишенью для рекламодателей [Волкова]. Ребенок начинает социализацию в обществе в период, когда учится в школе. Этот процесс идет одновременно с физическим развитием. Отмечается доверчивость ко взрослым людям, критическое мышление еще не появилось. Именно поэтому, чрезвычайно важно правильно организовать поступающую индивиду информацию на данном этапе. Воздействие информации настолько сильное, что в дальнейшем не всегда представляется возможность изменить то впечатление, которое сложилось в детстве. Неспроста считается, что детские впечатления являются самыми сильными и прочными. Транснациональные корпорации не упускают возможность использовать это. Под влияние «вы этого достойны» должны попадать самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления. Залог успеха - массированность и всеохватность рекламы соответствующего бренда, тотальность подачи «формирующей» информации» [Зимбардо]. В период младшего подросткового возраста (10-12 лет) существенно изменяются условия взаимодействия ребенка с обществом. Происходят физические, психические и интеллектуальные изменения. Немаловажную роль играет половое созревание. Этот переходный возраст характеризуется также тем, что с 5-го класса уровень обучения повышается, становится более сложным и детальным. Это требует более глубокой вовлеченности в процесс, более качественного эмоционального и умственного развития. Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно- организационной, трудовой и др.). Формируется самооценка, критическое мышление. Умение взаимодействовать с коллективом. Подросток стремится к самостоятельности, взрослой жизни. Семья, школа и взрослые выдвигают к нему более серьезные требования. Школьник стремится проверить знания, суждения, интеллектуальная деятельность активна. Наблюдается стремление к высокой оценке со стороны взрослых, желание проявить себя с самой лучшей стороны. Данный период уникален, присущие ему черты в дальнейшем не повторяются. Он характеризуется глобальной перестройкой организма на всех уровнях. На первый план выходит потребность в общении с друзьями. Эта потребность также претерпевает возрастные изменения, появляются новые роли, мысли, переживания. Подросток по-новому начинает смотреть на привычные ему вещи. По-другому воспринимаются музыка, кино и книги. Появляются первые влюбленности, переживания, связанные с этим чувством. Все это ново и неизведанно для ребенка, он еще только учится реагировать на эти эмоции. Эмоция – это субъективное переживание человеком, вызванное воздействием окружающего мира. Главным отличием эмоции от другого познавательного процесса является то, что эмоция выражает собой взаимодействие потребности и вероятности ее удовлетворения. [Торшилова]. У эмоций можно выделить несколько функций. Все они сводятся к одной главной – субъективной оценке окружающего мира в целом, объекта или явления. Мотивационная сфера субъекта определяет значимость каждого. Иначе говоря, эмоция – это результат появления у человека какой-либо потребности и оценки вероятности ее осуществления в настоящий момент или в будущем. Благодаря эмоциям, человек переживает различные ситуации, его существование приобретает жизненный смысл. У эмоций есть и более узко направленные функции:
• Стимулирование к каким-либо действиям;
• Подкрепление;
• Ожидание, предвкушение;
• Разделение и создание образов;
• Побуждение к действию;
• Экстренное реагирование на критическую ситуацию и т.д.
Эмоциональная составляющая является неотъемлемой частью жизни человека. На основе высказываний К.К. Платонова и Г.К. Шингарова о существовании так называемого «эмоционального познания», об эмоциях как специфической форме отражения реальности, А.В. Запорожец и Я.З. Неверович выдвигают теорию об эмоциональных образах, с помощью которых действительность представляется человеку. Авторы утверждают, что абсолютно все элементы действительности, будь то предметы, явления или те эмоциональные колебания, вызванные этими предметами у субъекта выражаются, воспринимаются и осознаются индивидуально, в зависимости от заинтересованности в них. [Запорожец, с. 39]. Образы, создающие внешнюю картину мира, доносят до человека ценность того, что его окружает. Это касается людей, предметов, явлений, событий. Внутренние компоненты побуждают субъект к разного рода деятельности, активизирует и регулирует реакцию. Это является главным отличием эмоциональных и логических образов. [Зимняя]. Восприятие реальности никогда не бывает абсолютно точным, считают Л.Б. Иттельсон и У. Килпатрик. Человек, воспринимая то, что его окружает, видит лишь собственные взгляды и смысловые конструкции, которые представляются ему более выгодными. Более того, К.Э. Изард, основываясь на работы Р. Синшеймер, заявляет, что образы восприятия есть плоды взаимодействия человеческих сознания и эмоций[Изард]. Сознание подвержено эмоциям, они влияют на информацию, полученную извне, таким образом происходит ее преобразование, изменяются ощущения. Поэтому разные люди могут иметь разный взгляд на одно и то же. Б.И. Додонов поддерживает эту позицию. Информация имеет смысл для человека только в том случае, когда она затрагивает его потребности. С помощью особенностей ощущения и восприятия она кодируется в уникальный продукт. Это касается информации как о внешнем мире, так и о внутреннем. [Додонов]. Авторы уровневых теорий эмоций (М. Джонсон, Т.Д. Далглейш, К. Малт-хауиа, М. Пауэр) называют эмоциональную реакцию на что-либо высшей степенью обработки сведений. Познавательный процесс, в частности его качество, прямо пропорционально степени личной заинтересованности субъекта в этом. А.Н. Леонтьев, рассматривая соотношение понятий личностного смысла и эмоций, говорит, что эмоции напрямую зависит от вкладываемого смысла, который проявляются через личные переживания [Леонтьев]. Развивая эту мысль, В.В. Столин указывает на то, что личностный смысл может быть понят только относительно к выражаемому в значениях содержанию и чувственной основе (образам, эмоциональной окраске) [Столин]. Подростку сложно воспринимать скучную, монотонную информацию. Подробные объяснения, не вызывающие интереса, не усваиваются, провоцируя равнодушие. Усугубляет положение подростковый максимализм. Связь с окружающей средой упрочивается, меняются интересы, тяга к учебе сильно ослабевает. Подростковый период характерен качественным изменением образного восприятия действительности. Понятие образа является базисным для психологии, его синонимом становится понятие сознания. Эти две категории связываются такими понятиями как взаимоотношения, действие, мотив. Образ в этом случае является центром сознания. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский описывают сознание как совокупный образ реальности, который дополняется внутренними переживаниями, мироощущениями, тот образ, в котором присутствует личное «Я» субъекта. [Петровский, с. 59]. По словам С.Л. Рубинштейна, образ «конституируется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, находящейся вне его и не исчерпывающейся его содержанием» [Рубенштейн, с. 84]. Согласно исследованиям Э. Шпрангера. культурно-психологической концепции подросткового возраста, психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:  первый тип является своего рода новым рождением субъекта. Он характерен эмоциональностью, нестабильностью, становлением личности.  второй тип развития более размеренный и спокойный, подросток учится существовать во взрослой жизни медленно и постепенно, не ломая свою сущность.  третий тип является активным самостоятельным развитием подростка, внутренней работой над шероховатостями характера. В связи с этим, главными новообразованиями этого возраста выступает осознание собственной сущности, индивидуальности. Это крайне критический процесс, в котором очень легко заблудиться и запутаться. Подростку непросто осознать свою уникальность, не подчиняясь принятым социальным нормам, избежать конформизма. Маленькому взрослому сложно адекватно воспринимать критику, разночтения во мнениях с окружающими. Страшно быть обманутым, сложно доверять, при этом страшно выглядеть слабым и беззащитным. [Обухова]. Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования. Л.И. Божович отмечает нравственные убеждения, которые характерны для подростка, но база для них складывается намного раньше. Эти убеждения создают систему, которая качественно меняет мышление подростка, меняет его системы стимулов и потребностей. [Обухова]. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. В связи с изменением системы отношений «Я - общество» в подростковом возрасте личность попадает в ситуацию смещенности осуществленной ранее «физической разметки окружающего мира» (по физическим свойствам объектов, их пространственным характеристикам и т.д.) и первичной «психологической разметки мира» (первичные нравственные инстанции и т.п.). С одной стороны, смещение смысловых акцентов делает образ мира подростка нестабильным, поскольку сами его основы утрачивают характер абсолютности, а новые основы необходимо вырабатывать. С другой стороны, ситуация отсутствия жестких смысловых диспозиций открывает креативный потенциал для личностно своеобразного осмысления мира. Подросток на качественно новом уровне производит «психологическую разметку» открывшегося ему пространства человеческого общения, социальных ролей, норм, поведенческих стереотипов, ценностей. Также личность в подростковом периоде «осваивает» открывшийся ей мир собственных мыслей и переживаний. Процесс интенсивного личностного означивания предполагает рост у подростка степени осознанности, самоконтроля, специфической активности. Присвоение культурного опыта подрастающим поколением требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Известные другим знания человек не может просто «взять» - он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Отметим, что подростки 10-16-летнего школьного возраста, отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств». Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни» [Эльконин]. В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. «Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников» [Эльконин]. Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Безусловно, возрастные психофизиологические изменения, происходящие с подростками, влияют на восприятие ими окружающего мира. Образ мира у подростков строится на основе нравственных представлений, которые становятся фундаментом субъективного мировосприятия личности. Существует возможность в зависимости от образа мира, мирного взаимодействия личности с окружающей действительностью. Спецификой морали является, прежде всего, действие изнутри самого человеческого сознания под влиянием того образа мира, который сложился у воспитанника. Все типы культуры и морали имеют «свою модель» добродетельной личности и определенные способы, направленные на то, чтобы производить как можно больше таких личностей в каждом новом поколении. Так, подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут в предложенных им социальных условиях идеалы, которые складываются в тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными и действенными для того, чтобы играть роль своеобразного «морального эталона», на который подростки равняют свое поведение. Факт избрания ими своего нравственного идеала и стремления к его достижению способствует положительному формированию образа мира личности.