Освобождение несовершеннолетних от наказания

Проявлением гуманизма можно объяснить факт возникновения в уголовном праве мер, направленных на правонарушителя, которые в полной мере могли б исключить уголовное преследование либо освободить от наказания. В ранее действовавшем уголовном законодательстве не были разделены понятия освобождения от уголовной ответственности либо от наказания .
Освобождение от уголовной ответственности - более широкое понятие, сравнивая с освобождением от наказания, так как в данном случае лицо освобождается от привлечения к уголовной ответственности, осуждения, назначения и отбывания наказания. Освобождение от наказания является только формой реализации освобождения от уголовной ответственности.
Всего существует два основания освобождения от уголовной ответственности: реабилитирующие основания в отношении лица, которого необоснованно подвергнуто уголовному преследованию, и по нереабилитирующим основаниям в отношении виновного. Любое освобождение от уголовной ответственности есть выражение гуманистического ресурса российского уголовного законодательства, проявляющегося в реализации всех принципов уголовного права.


Реабилитирующие основания предусмотрены уголовно-процессуальным законом, и к ним относят, в том числе: непричастность лица к совершению преступления; отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления и др. Поскольку привлечение невиновного к уголовной ответственности негуманно и незаконно, государство, признавая необоснованным уголовное преследование в отношении такого лица, обязуется восстановить справедливость, предоставляя ему право на реабилитацию.
Каждое лицо, совершившее преступление, обязательно подлежит уголовной ответственности в силу действия принципа неотвратимости уголовной ответственности, поэтому освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям возможно только при наличии условий прямо предусмотренных в уголовном законе.
Определений понятия освобождения от уголовной ответственности существует множество по объему и смыслу содержания. Освобождение от уголовной ответственности происходит с учетом всех принципов уголовного права, и преимущественно, гуманизма и справедливости, поскольку оно осуществляется с учетом общественной опасности деяния (только при небольшой или средней степени) и лица его совершившего; содержания субъективной стороны деяния; вины лица; при утрате деянием или лицом, общественно опасного характера; при правомерном посткриминальном поведении виновного .
Законодатель возложил назначение наказания виновному лицу только на суд, но освобождать от уголовной ответственности позволил нескольким государственным правоохранительным органам. При этом законом предусмотрено право освобождения только в процессе уголовного судопроизводства до момента вынесения обвинительного приговора. Таким образом, происходит нереализация уголовной ответственности.
Кибальник А.Г трактуя ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, полагает, что институт освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, находится в противоречии с принципом презумпции невиновности. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования это не обвинительный приговор, но его мотивировочная часть в обязательном порядке, содержит выводы полномочного органа, и o виновности лица, совершившего преступление, но поскольку его осуждение становится нецелесообразным, такое постановление освобождает лицо от воздействия государственно-принудительных мер и обязанности подвергнуться осуждению. В данном случае, несмотря на то, что лицо признается виновным в совершении преступления, это обстоятельство не порождает уголовно-правовых последствий, наступающих при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда.
Единого содержательного признака, на основе которого можно было бы классифицировать и объединить по качественно однотипным группам все виды освобождения от уголовной ответственности в юридической литературе не предложено. Наиболее общеустановленным и распространенным признается деление видов, исходя из их распределения в структуре УК РФ.
Общие основания: освобождение от уголовной ответственности в результате раскаяния (ст. 75 УК), примирения c потерпевшим (ст. 76 УК), из-за истечения строка давности (ст. 78 УК), освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего c применением к нему мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК), амнистию (ст. 84 УК). Перечисленные выше нормы применяются уже при факте совершенного преступления.
В литературе есть мнение о том, что применение ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, освобождает лицо от уголовной ответственности. Данное мнение представляется неверным, поскольку указанная норма не связана с предназначением и содержанием указанного института уголовного законодательства. Основанием применения положений ст. 10 УК, предусматривающей возможность прекращения уголовного дела и уголовного преследования является декриминализирующий федеральный закон, исключающий деяние из круга преступного и отменяющий его уголовную наказуемость. Основанием же уголовной ответственности является совершение преступления (ст. 8 УК). Однако, декриминализированное преступление перестает быть преступлением. Именно поэтому лицо невозможно освободить от уголовной ответственности, поскольку она уже отменена новым законом.
Несмотря на общность различных видов освобождения от уголовной ответственности, основания и условия применения конкретного вида, индивидуальны.
Систематизируя группы видов освобождения от уголовной ответственности, к первой группе следует отнести - ст. 75, 76, 90 УК РФ. Указанные нормы являются поощрительными и выполняют функции стимулирования желаемых действий, определенного воздействия на поведение граждан. То есть основанием применения приведенных норм является посткриминальное поведение лица, что направлено на обеспечение в сфере уголовного судопроизводства индивидуального подхода к лицам, совершившим преступления. Основой реализации гуманизма в данном случае является убеждение правоприменителя в неразумности реализации уголовной ответственности и согласие этого лица на такое освобождение.
Альтернативной мерой уголовно-правового принуждения, применяемой в рамках уголовного закона к несовершеннолетним (до 18 лет, а в отдельных случаях до 20 лет) является возможность освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 90 УК РФ, назначаемые вне зависимости от воли подростка.
В отношении несовершеннолетних принудительные меры имеют педагогический характер, так как основаны на принципе убеждения и морального воздействия. То есть, до сознания подростка доводится запрет совершения противозаконных действий, отмечается негативная оценка их государством и разъясняется, что при систематическом неисполнении им назначенной меры она будет отменена и подросток будет привлечен к уголовной ответственности.
Не подлежит сомнению, что при применении стимулирующих уголовно-правовых норм, содержащих приведенные выше основания освобождения от уголовной ответственности, на практике реализовывается принцип гуманизма. Происходит экономия уголовной репрессии, снижается количество осужденных и рецидивная преступность в обществе, отдельные категории лиц, совершивших преступление приходят к обнаружению и добровольному устранению либо смягчению вредных последствий содеянного. Эти обстоятельства свидетельствуют о значительном вкладе видов освобождения от уголовной ответственности в предупреждении преступлений.
Второй группой видов освобождения от уголовной ответственности являются освобождения, основания применений которых возникают в связи с наступлением определенных в законе юридических фактов. В нее входят обязательные, безусловные виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные ст. 78, 84 УК РФ, из которых только один вид освобождения от уголовной ответственности, предусмотренный ст. 78 вошел в главу 11 УК РФ.
Не менее велико значение принципа гуманизма и при освобождении от наказания. Указанная форма уголовно-правового воздействия без назначения наказания, представляет собой стремление законодателя к максимально возможному сокращению лишений и ограничений, содержащихся в наказании.
Правовая природа освобождения от уголовного наказания тесно связана не только с понятием уголовного наказания, но и с понятием уголовной ответственности, поскольку наказание выступает формой реализации уголовной ответственности. Многие виды освобождения от наказания являются безусловными и окончательными, а следовательно их применение влекут одновременное освобождение от уголовной ответственности.
Будучи проявлениями единого принципа гуманизма, эти два института отражают разные этапы реализации уголовно-правового отношения ответственности и занимают неодинаковое положение по отношению к институту назначения наказания.
Правовая природа освобождения от уголовного наказания тесно связана не только с понятием уголовного наказания, но и с понятием уголовной ответственности. Будучи проявлениями единого принципа гуманизма, два эти института отражают разные этапы реализации уголовно-правового отношения ответственности и занимают неодинаковое положение по отношению к институту назначения наказания. На стадии освобождения от наказания, суд, опираясь на назначенное приговором наказание как на законное, справедливое и полностью отвечающее целям наказания, решает вопрос о возможности или невозможности освобождения осужденного от наказания или от его отбывания.
Данный институт не только рассматривается как разновидность экономии мер уголовной репрессии, стимулирования позитивного поведения лица, совершившего преступление, ресоциализации преступника, но и как прекращение либо приостановление уголовно-правовых отношений.
Система общих видов освобождения от уголовного наказания выглядит следующим образом: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, в том числе несовершеннолетних (ст. 79, 93 УК), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК), освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК), в связи с болезнью (ст. 81 УК), в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК), отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК), освобождение от наказания несовершеннолетних (ст. 92 УК), освобождение от наказания на основании акта амнистии (ст. 84 УК) или помилования (ст. 85 УК). Особо выделим условно-досрочное освобождение (далее - УДО) от наказания несовершеннолетних. Так, согласно положениям Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правил»), утвержденных резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г., условное освобождение несовершеннолетних из исправительного учреждения применяется соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки (ст. 28.1). «Если позволяют обстоятельства, следует отдать предпочтение условному освобождению, не заставляя молодого правонарушителя полностью отбывать свой срок. При наличии данных, свидетельствующих об удовлетворительном ходе перевоспитания, даже нарушители, которые считались опасными в момент их помещения в исправительное учреждение, могут быть, если позволяют обстоятельства, освобождены условно. Подобно установлению испытательного срока, такое освобождение может быть обусловлено выполнением условий, поставленных соответствующими органами на срок, указанный в решении, например условия «хорошего поведения» правонарушителя, участия в общинных мероприятиях, проживания в исправительных учреждениях с ослабленным режимом и т.д.» .
Глава 14 УК РФ предусматривает особенности УДО несовершеннолетних. Эти особенности состоят в установлении особых оснований и условий для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. Действующее уголовное законодательство закрепляет льготные основания УДО несовершеннолетних (ст.93 УК РФ).
В ст. 93 УК РФ предусматривается возможность УДО от отбывания наказания лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:
– не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести, либо за тяжкое преступление;
– не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Закон установил пять условий, составляющих основание УДО несовершеннолетних от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы:
1) лицо осуждено за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте;
2) осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы;
3) осужденный фактически отбыл установленную законом часть срока наказания;
4) к моменту решения вопроса об освобождении осужденного достигнут определенный в законе уровень его исправления – он не нуждается в полном отбывании наказания;
5) судом признается, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 8 от 21 апреля 2009 г. рекомендовал при применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания рассматривать предоставленную законом возможность возложения на осужденного исполнение обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 73 УК РФ. При этом судья вправе в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ установить как одну или несколько обязанностей, так и все обязанности, указанные в части 5 статьи 73 УК РФ, а также возложить иные обязанности, способствующие его исправлению .
При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, условно-досрочными освобожденными от отбывания наказания должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета; проводят совместно с начальником горрайоргана или его заместителем первоначальную беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют возложенные на несовершеннолетнего обязанности, последствия их невыполнения, нарушений общественного порядка, совершения нового преступления. О результатах беседы составляется справка, которая приобщается к учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего.
В ч. 1 ст. 79 УИК РФ указано одно из обязательных оснований для условно-досрочного освобождения к осужденным: сведения о том, что осужденный возместил вред (полностью или частично). Последнее основание о необходимости осужденным возмещения вреда введено Федеральным законом от 28.12.2013 года № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» .
УДО от отбывания наказания применяется по гуманным соображениям – в первую очередь исходя из интересов несовершеннолетнего. Места лишения свободы слабо приспособлены для пребывания в них детей. Особенное физиологическое состояние (психологическая и физическая несформированность, подверженность влиянию со стороны старших по возрасту лиц, повышенная внушаемость и т.д.), а также те проблемы, которые возникают у подростков в связи с изменением привычной обстановки, в частности отсутствием семейного окружения, вряд ли могут быть решены в условиях исправительных учреждений. Указанные проблемы являются препятствием в ресоциализации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних осужденных и затрудняют достижение целей уголовного наказания в целом .
Таким образом, институты освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания являются проявлением гуманистической сущности российского уголовного права и полностью согласуются с требованиями всех принципов уголовного права и уголовной политики. В условиях развития гражданского общества, сочетание всех видов освобождения позволят обеспечить помимо гуманизации эффективность и рационализм уголовной политики.
Развитию и совершенствованию таких гуманных институтов уголовного права как освобождение от уголовной ответственности и наказания будет способствовать, прежде всего, правильное, обоснованное, соответствующее требованиям закона применение его на практике, а также более четкая регламентация сферы и строгое соблюдение условий применения этих видов освобождения от уголовной ответственности.