Отдельные особенности государственных учреждений ( на примере Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вилючинске Камчатского края (ЗАТО)
3.1 Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации, в общем, и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) в частности
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Пенсионный фонд РФ образован 22.12.1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Положением о пенсионном фонде России, утвержденном 27.12.1991 года, был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на изъятие из бюджета Пенсионного фонда России на другие цели. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. «Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением РСФСР, осуществляющим свою деятельность применительно к Закону РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и реализующим свои функции в пределах действующего законодательства РСФСР». Функционирование Пенсионного фонда связано с широкой нормативной базой, которая регулирует как основы его формирования, так и вопросы установления и регулирования пенсий в целом. Основу функционирования Пенсионного фонда составляет Бюджетный кодекс России, определяющий состав и общие принципы формирования внебюджетных фондов. На данный момент Пенсионным фондом реализуется задача по реализации пенсионной реформы. Положениями Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статус Пенсионного фонда (его территориальных органов) определен как страховщика и государственного учреждения. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, закрепил за Пенсионным фондом РФ новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации возложена на министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации представлена в приложении Б. В 2018 году структура Пенсионного фонда РФ включала в себя 2 тысячи 46 подразделений, обеспечивающих работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях.
Организационная структура пенсионного фонда развивается и оптимизируется. Связано это с поставленными перед государственными структурами задачами автоматизации и информатизации исполнения возложенных на ПФР функций. приема граждан;
Основанием для деятельности Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) (далее Управление) является Положение, утвержденное Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.10.2007 №261п «О Государственном Учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вилючинске Камчатского края». Сокращенное наименование УПФР в г. Вилючинске Камчатского края (ЗАТО). Организационно-правовая форма – Государственное учреждение, с федеральным имуществом в оперативном управлении, самостоятельным балансом, расчетным счетом в банке. Управление подчиняется непосредственно Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю, созданному решением Правления Пенсионного фонда РФ 9 апреля 1991года. Юридический адрес: 684090, Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Победы, д. 9. Начальник управления Прижекоп Л.П. возглавляет учреждение с момента его создания по сегодняшний день. Назначение и освобождение руководителя от должности осуществляется приказом управляющего Отделением. Управление является федеральным государственным казенным учреждением. Свидетельство о государственной регистрации от 21.10.2002 года №1024101217436. Структура Управления представлена в приложении В. Штатное расписание утверждено Управляющим Отделения ПФР по Камчатскому краю. Численность работников Управления составляет 21 штатных единицы. В состав Управления входят : руководство в лице начальника Управления; 3 специалиста при руководстве ( юрисконсульт Управления, специалист - автоматизатор, специалист – делопроизводитель и кадровик ); 9 специалистов отдела назначения перерасчета выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц (зам.начальника управления -начальник отдела, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и старший специалист); 5 специалистов отдела персонифицированного учета (начальник отдела, главный специалист-эксперт, ведущие специалисты-эксперты и старший специалист); 2 специалиста финансово-экономической группы (главный бухгалтер-руководитель группы, главный специалист-эксперт); 1 специалист административно-хозяйственной группы (главный специалист-эксперт); младший обслуживающий персонал, не входящий в число штатных единиц управления.
Деятельность управления направлена на реализацию гражданских конституционных прав : «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Основной целью деятельности Управления является организация и ведение персонифицированного учёта застрахованных лиц, своевременное и качественное осуществление назначения и выплаты всех видов пенсий в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ и других выплат, относящихся к компетенции пенсионного фонда.
3.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности УПФР в г.Вилючинске Камчатского края (ЗАТО)
Деятельность Управления (помимо уже указанных в предыдущей главе) регулируется :
Конституцией РФ от 12.12.1993 года; Гражданским кодексом РФ (ч.I) от 30 ноября 1994 года;
Гражданским кодексом РФ (ч.II) от 26 января 1996 года; Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 года; Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 года; Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 года; Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001; Арбитражным процессуальным кодексом от 24 июля 2002 года; Федеральным законом РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральным законом РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральным законом РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; Федеральным законом РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
Федеральным законом РФ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №2122-1; решениями Правления ПФР, Исполнительной дирекции и Отделения, а также иными нормативно-правовыми актами РФ.
Проанализировав законодательные нормы, дающие определение такой организационно-правовой норме, как учреждение, можно придти к следующим выводам:
• Учреждение является юридическим лицом, обладающим всеми признаками, характерными для юридических лиц и рядом особенностей, выделяющих их в отдельную организационно-правовую форму.
• Это унитарная некоммерческая организация, которая может быть создана Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, а также гражданами и юридическими лицами как Российскими, так и иностранными.
• Функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений выполняют органы исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в соответствии с возложенными на них полномочиями (если иное не предусмотрено федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ). • Гражданин – учредитель должен быть полностью дееспособен и соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ. • Учредителем учреждения может быть только один субъект, со учредительство недопустимо.
• Если учредителем выступает орган исполнительной власти Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, учреждение приобретает вид Государственного учреждения, подразделяясь в зависимости от целей и сферы действия на казенные, бюджетные и автономные.
• Если учредителем выступает орган исполнительной власти муниципального образования, учреждение приобретает вид Муниципального учреждения, подразделяясь в зависимости от целей и сферы действия на казенные, бюджетные и автономные.
• Если учредителем выступает гражданин или юридическое лицо, то учреждение имеет вид частного учреждения.
• Государственные (муниципальные ) учреждения могут сами быть учредителями, за исключением государственных (муниципальных) казенных учреждений. Бюджетные учреждения могут быть учредителями хозяйственных обществ, либо хозяйственных партнерств. Автономные учреждения могут быть учредителями других юридических лиц. • Частное учреждение может быть учредителем других юридических лиц.
• Учреждения обладают имущественной обособленностью, обладая вещными правами в отношении имущества, переданного учреждению учредителем на праве оперативного управления, и приобретенного на прибыль от приносящей доходы деятельности на праве собственности (бюджетные, автономные, частные учреждения). • Учреждение несет ответственность по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание:
o казенное государственное (муниципальные) учреждение несет ответственность по своим обязательствам денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность собственник имущества учреждения;
o бюджетное государственное (муниципальное) учреждение несет ответственность по своим обязательствам имуществом, находящемся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, имуществом, находящимся в собственности учреждения. На недвижимое имущество независимо от права собственности взыскание обращено не может быть. При недостаточности имущества в случае причинения вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения.
o автономное государственное (муниципальное) учреждение несет ответственность по своим обязательствам имуществом, находящемся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества. При недостаточности имущества в случае причинения вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения.
o частное учреждение несет ответственность по своим обязательствам денежными средствами, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник учреждения.
• Учреждения вправе вести приносящую доход деятельность в рамках своей основной деятельности, при условии включения соответствующих положений в уставные документы учреждения.
• Средствами от приносящей доход деятельности учреждение либо может распоряжаться самостоятельно, либо не может (в случае с казенными учреждениями).
• Учреждения отдельных сфер деятельности регулируются отдельными федеральными законами (например, деятельность образовательных учреждений регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»).
• Все государственные (муниципальные) учреждения ведут деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Отказаться от его выполнения учреждение не может. Необходимые средства на выполнение задания выделяются из бюджета соответствующего уровня. • Правоспособность учреждений носит специальный характер и напрямую зависит от статуса учредителя.
Анализ правоприменительной практики показал, что основные проблемы в деятельности учреждений возникают при реализации бюджетных обязательств учреждениями , реализации норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнении норм ст.242.3 БК РФ, ст.161 БК РФ, исполнения норм законодательства при реализации государственного (муниципального) задания и т.д.
Финансовое содержание и результативность деятельности государственных и муниципальных учреждений находятся под постоянным контролем и мониторингом исполнительной власти Российской Федерации и нуждается в совершенствовании.
Статус некоммерческой организации не означает, что она не имеет права заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, но эта деятельность может иметь место только ради осуществления основной цели организации. С другой стороны объем выполняемой коммерческой деятельности нормативно не ограничен. Есть предпосылки для нечистых на руку лиц, прикрываясь некоммерческим статусом частного учреждения, вести полноценную коммерческую деятельность. Вопросы, связанные с такими понятийными проблемами, как: • соучредительство недопустимо, но супруг(а) учредителя обладает равными правами собственности на имущество, нажитое в совместном браке. А учредитель при создании частного учреждения передает частному учреждению имущество в оперативное управление. Таким образом, не урегулирован вопрос, имеет ли супруг учредителя такие же права учредителя исходя из своих имущественных прав. Если нет, то означает ли это его ограничение в вещных правах на имущество, переданное частному учреждению в оперативное управление. Каким образом данный вопрос должен оговариваться между супругами, должно ли заключаться соглашение между супругами, разрешающее подобную передачу. Почему законодательно не прописана возможность соучредительства супругами.
• Возможность учредителя быть одновременно руководителем частного учреждения нигде не ограничена. Таким образом, у учредителя появляется возможность извлекать прибыль от ведения частным учреждением приносящей доход деятельности, устанавливая себе соответствующую прибыли заработную плату.
• При вопросах наследования, есть момент, когда наследник становится полноправным владельцем имущества, находящегося в оперативном управлении, однако учредителем становится только после внесения соответствующих изменений в устав учреждения, которые вступают в силу только после регистрации в ЕГРЮЛ. Таким образом наступает момент, когда как минимум 6 месяцев частное учреждение не имеет учредителя. Законодательно этот момент никак не урегулирован. А также, может возникнуть ситуация, когда на наследство претендует несколько лиц. Опять встает вопрос о возможности соучредительства.
• Ограничение в дееспособности учредителя делает его лицом, которое в силу п.1 ст.15 ФЗ №7-ФЗ не может далее оставаться учредителем.
Учитывая вышеизложенное относительно частных учреждений, есть необходимость в доработке законодательных норм, регулирующих имущественные права супругов, относительно имущества, переданного частному учреждению одним из супругов. Возможность соучредительства относительно частного учреждения, либо имущество, передаваемое учредителем частному учреждению должно передаваться ему в собственность. Таким образом, только государственные (муниципальные) учреждения и предприятия должны обладать имуществом на правах оперативного управления.