Перспективы развития франчайзинга в России в условиях экономической нестабильности

Франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором компания производитель значительно снижает свои затраты на формирование и популяризацию торговой марки.

В последние годы количество приобретаемых франшиз значительно возросло, но данный бизнес развивается не достаточно равномерно в условиях нестабильного экономического положения России.

Обращаясь к статистике, можно сделать вывод, что на начало 2018 года для данного вида бизнеса наиболее выгодными сферами стали: розничная торговля одеждой, сфера общественного питания, туристический и гостиничный бизнесы.

Рассмотрим наиболее перспективные области развития данного бизнеса в России на начало 2018 года в процентном соотношении.

Рисунок 1 - Структура рынка франчайзинга[1]

По данным рисунка 1 видно, что наиболее преуспевающей областью является розничная торговля, ее доля на рынке франчайзинга составляет 39%. Следующей не менее популярной нишей является общественное питание, чья доля составила 22% на январь 2018 года. Третье и четвертое место занимают гостиничный и туристический бизнесы, их проценты составляют 15 и 12,8, соответственно. Оставшуюся долю на рынке занимают другие отрасли, менее популярные, такие как бытовое обслуживание, учебные центры и т.д.

Если рассматривать каждую отрасль в отдельности, то они составляют незначительную долю на рынке, поэтому подобные франшизы выгоднее открывать в более крупных и развитых российских городах, таких как Москва, СанктПетербург, Казань и т.д. Как отмечалось ранее, в России на данный момент франчайзинг не достиг нужного уровня, в сравнении с зарубежными странами. Сегодня лишь немногие российские регионы используют франчайзинг достаточно широко. Как правило, это крупнейшие экономические центры России. Более мелкие города как: Нижний Новгород, Самара, Ульяновск, Екатеринбург и прочие, только начинают осваивать данный способ ведения бизнеса, число их компаний увеличивается с каждым годом. Это связано с тем, что в данных городах отмечается экономический рост, и они имеют большое количество свободных ниш, привлекательных для данной сферы бизнеса.

К январю 2018 года в России уже функционирует около девятисот франчайзинговых моделей. Около 35% из них составляют франшизы отечественного происхождения. По статистике из всех вновь образованных предприятий 78% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет (только за 2015 год число ИП в России сократилось на 74228), а из фирм, созданных в рамках франчайзинга – только 14%.[2]

Из этого можно сделать вывод, что франчайзинговые модели вызывают больший интерес у потребителя, поэтому они лучше приживаются на рынке. Отмечается тенденция того, что люди стремятся не только приобретать франшизу, но и развивать свой бизнес по данной модели. Рассмотрим преимущества франчайзинговой системы:

1. Минимальные затраты на рекламу и маркетинг;

2. Проверенный рынок потребителей и наличие ценной репутации;

3. Доступ к базе данных франчайзера. Гарантированное обучение ведения бизнеса.

4. Подготовленная к поставке продукция.[3]

Франчайзинговая модель способна разрешить многие проблемы и задачи страны. Она способствует развитию малого и среднего бизнеса, но, к сожалению, государство не дает необходимых условий для развития данной сферы бизнеса.

Еще одним препятствием для открытия данной модели являются достаточно крупные вложения, необходимые для паушального взноса, то есть платы за вступление в ряды франчайзи. На рынке возникают предложения, где начальный капитал составляет около 200-300 тыс. руб., но такие ситуации редкость. Чаще всего, чтобы дело оказалось прибыльным, для открытия предпринимателю необходимо иметь от 3 млн. руб. и более.

Основой заработка франчайзера является паушальный взнос и роялти, то есть процент от прибыли или оборота партнеров. Туристические, риэлтерские и иные услуги подразумевают первый тип вознаграждения – паушальный взнос. Так как данная система франчайзинга самая слабо зависимая от франчайзи, контролировать партнера становится сложной задачей, отсюда крупные паушальные взносы, чтобы покрыть риски.[4]

Что касается роялти, то возникают ситуации, когда очень сложно определить реальный процент от фактической выручки, в связи с сокрытием неофициальных сумм. Данная проблема актуальна, например, для риэлтерских ус луг, где партнеры могут договориться и скрыть реальную сумму вознаграждения от сделки.

Таким образом, размер роялти на российском рынке составляет примерно 5-9%. Эта система начисления роялти применятся в самых развивающихся направлениях: розничной торговле и общественном питании, занимающих больше половины рынка франшиз[5].

Для того чтобы решить большинство проблем российского франчайзинга, в том числе связанных с замкнутостью российского бизнеса нужно внести изменения в проекты законов РФ в области франчайзинга, чтобы бизнес имел твердую правовую основу и возможности для своего дальнейшего развития. В противном случае, Россия будет вынуждена столкнуться с такой проблемой как наличие большого числа компаний франчайзеров, которые осуществляют сбор роялти, но не предоставляют значительного количества услуг взамен, то есть стоящими на пороге своего развития.

В России необходимо уделить особое внимание различным программам поддержки франчайзинга и улучшению условий для предпринимательства.

Следует уделить большое внимание проблеме связанной с санкциями из-за внешнеэкономического напряжения между Россией и странами Евросоюза и США. Данная ситуация значительно отразилась на бизнес – сфере и франчайзинговой системе России, несмотря на то, что страна ищет новые пути и варианты замены санкционных продуктов и товаров.

Но не стоит забывать о вариантах франчайзинговых моделей, которые поддерживают отечественного производителя, на чьих поставках санкции не отражаются, поэтому в условиях внешнеэкономического кризиса приобретать данные франшизы не менее выгодно.

В завершение, хотелось бы отметить, что в России франчайзинг развивается в положительной динамике, несмотря на все присутствующие проблемы и препятствия.

Как уже было отмечено, государству следует внести изменения в законодательные акты, касающиеся предпринимательской и франчайзинговой деятельности, ориентируясь на мировые стандарты, для того, чтобы дать возможность сравнительно новой системе бизнеса получить достаточный толчок для роста на российском рынке. Таким образом, если франчайзинг будет развиваться в достаточном темпе, то он получит значительное укрепление на российском рынке.

Литература

  • Коммерческая концессия [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант, 2017.
  • Перспективы развития франчайзинга в России [Электронный ресурс] // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2015.
  • Плюсы и минусы франчайзинга [Электронный ресурс] // Стратегия роста, 2018.
  • Преимущества и недостатки применения франчайзинга для Российских предпринимателей [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека, 2015.
  • Структура рынка франчайзинга [Электронный ресурс] // Торговопромышленная палата РФ, 2016.

[1] Структура рынка франчайзинга [Электронный ресурс] // Торговопромышленная палата РФ, 2016.

[2] Перспективы развития франчайзинга в России [Электронный ресурс] // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2015.

[3] Плюсы и минусы франчайзинга [Электронный ресурс] // Стратегия роста, 2018

[4] Коммерческая концессия [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант, 2017.

[5] Структура рынка франчайзинга [Электронный ресурс] // Торговопромышленная палата РФ, 2016.