Перспективы регулирования рынка труда России
Необходимость регулирования рынка труда государством вызвана не только его экономическим, но и социальным характером, поскольку этот рынок, как никакой иной, имеет связь с человеческим фактором, с развитием и выживанием как определенной личности, так и нации в целом.
Госрегулирование рынка труда является сложной системой мероприятий и мер, которые в своем взаимодействии связывают не только как таковую область занятости, но почти все элементы экономической системы.
Методы и направления госрегулирования рынка труда и занятости являются разнообразными и определены экономическим положением в стране, остротой трудностей, которые возникают на рынке труда. Самые распространенные из них это:
- Создание новых рабочих мест. Стимулирование работодателей, которые создают новые эффективные рабочие места в перспективных областях деятельности, и в трудоемких производствах и отраслях, в отраслях, которые обладают огромным мультипликативным эффектом, и в развитии взаимосвязанных, смежных отраслевых комплексов; финансирование службами занятости создаваемых рабочих мест в области надомного труда.
- Поддержка и развитие небольшого бизнеса. Известно, что максимальное количество рабочих мест, в том числе для групп рабочей силы, которые социально уязвимы, создается развитием мелкого предпринимательства в формах индивидуальной трудовой деятельности, увеличением количества фермерских хозяйств и кооперативов.
- Увеличение масштаба профессиональной переподготовки и подготовки кадров. Появляется возможность решения сразу двух задач: сокращения предложения рабочей силы и обеспечения массовой переподготовки для работы в поменявшихся условиях движения экономики.
- Организация общественных работ. Это направление больше всего направленно на безработных, охваченных наиболее острыми, устоявшими формами безработицы.
Реализация данных направлений является возможной методами как косвенного и прямого регулирования рынка труда. К прямым методам требуется отнести: законодательные правовые акты и инструкции, которыми регулируется деятельность участников отношений социально-трудового характера, формирование госпрограмм в области занятости с указанием определенных источников их финансирования, организацию структур помощи занятости с определением их функций. К мерам косвенного типа могут быть отнесены денежно-кредитная, налоговая, амортизационная государственная политика.
Можно согласиться с утверждением известного ученого из России А.И. Рофе о том, что как главные принципы, которых стоит придерживаться при разработке программ, выделяются такие:
- Комплексный подход в отношении решения вопросов занятости и регулирования рынка труда, он заключен в учете всех факторов (социальных, экономических, демографических и др.), которые способствуют осуществлению продуктивной занятости граждан согласно потребности в рабочих местах;
- Приоритет действий активного характера в политике относительно рынка труда (временная занятость, общественные работы, профессиональная ориентация и профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве, содействие в развитии инициативы предпринимательского характера и др.);
- Эффективное применение средств финансового характера, которые направляются на реализацию и разработку программ, и снижение их затрат.[1]
На базе анализа сегодняшнего состояния рынка труда в РФ в перспективе может быть подчеркнуто несколько задач и направлений госрегулирования рынка труда:
Прежде всего, основная цель реформирования отношений социально-трудового характера в экономике РФ - это создание цивилизованного рынка труда, характеризующегося существенным уровнем регулируемости.
Кроме того, увеличение эффективности функционирования государственной занятости населения службы необходимо осуществлять посредством проведения мер целенаправленного характера по совершенствованию технологии ее функционирования. Основная цель здесь заключается в сохранении государственной службы занятости населения как одного из определяющих институтов в случае проведения эффективной политики социально-экономического характера.
Помимо этого, при осуществлении активных мероприятий на рынке труда, стратегические цели для государства следующие:
- формирование многофункциональной эффективной системы профессионального переобучения и обучения безработных лиц, занятого и незанятого населения, которая гибко реагирует на перемены в спросе на рабочую силу, а также подготовка работников с высокой квалификацией;
- совершенствование действующего законодательства в области занятости для того, чтобы не допустить развитие негативной мотивации трудового характера у безработных лиц, которые зарегистрированы в службе занятости;
- увеличение эффективности использования средств бюджета на продвижение политики занятости посредством разработки порядка оценки результативности программ содействия занятости населения с позиции их социально-экономической эффективности.[2]
В целом повсеместное развитие активной политики занятости для защиты от безработицы и эффективности содействия в трудоустройстве должно выступать в качестве основного приоритетного направления госрегулирования рынка труда в РФ.
Для эффективного управления рынком труда используют административные, включающие трудовое законодательство страны, минимальный уровень зарплаты, нормы безопасности труда, и экономические методы регулирования рынка труда
Могут быть сделаны определенные выводы. Занятость населения является необходимым условием для воспроизводства рынка труда, поскольку от нее имеет зависимость уровень жизни людей, общественные издержки на переподготовку, подготовку и повышение квалификации кадров, на их устройство на работу, на поддержку материального характера людей, которые лишились работы. По этой причине проблемы занятости населения, безработицы, ресурсов для деятельности трудового характера являются актуальными для экономики любого государства, решением их должен заниматься рынок труда. Без реальной деятельности рынка труда не представляется возможной структурная трансформация экономики РФ.
[1] Рофе А.И. Рынок труда. – М.: МИК, 2014. с.118-119
[2] Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М.: Издательство МГУ, 2008. с.216-217