По Михайловским местам Горномарийского района республики Марий Эл
В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) (1821-1861) известен как этнограф, историк, писатель и просветитель. За десять лет научной и литературной деятельности Спиридон Михайлов опубликовал 34 работы, оставил в рукописях около двух десятков трудов. В 1854 году он избран членом-сотрудником Русского географического общества, которое через пять лет отметило его научные заслуги серебряной медалью, а в 1856 году он был удостоен звания члена-корреспондента Казанского статистического комитета. В 1859 году С.М.Михайлов удостоился серебряной медали за службу в качестве переводчика. Архивные документы подтверждают связи С.М.Михайлова и с Академией наук России, от которой он имел благодарность за присланные в Академию ценные материалы. Научными и литературными трудами С.М.Михайлова пользовались видные ученые России и других стран. Труды С.М. Михайлова посвящены изучению географии, экономики, статистики, демографии Козьмодемьянского, Ядринского, Свияжского уездов Казанской губернии, истории населенных пунктов, этнографии, материальной и духовной культуре марийского, чувашского и русского народов.
С.М. Михайлов происходил из чувашской семьи, но большую часть своей жизни прожил и проработал в городе Козьмодемьянске, на марийской земле, где и написал основную часть своих трудов. В городе Козьмодемьянске улица Красная переименована в улицу им. С.М. Михайлова.
Труды Спиридона Михайловича «О Козьмодемьянске», «Ещё о Сундырской горе», «Масленица у горных черемис Казанской губернии»; «Свадьбы горных черемис Казанской губернии» и др., правдиво изображают быт и культуру чувашей, марийцев и русских.
Спиридон Михайлов оставил уникальное наследство и яркий след после себя. Судя по его трудам, можно делать вывод – этнограф объездил горный край вдоль и поперек. Где же эти михайловские места в нынешнем Горномарийском районе?
Известно, пять лет (с 1829 по 1833 годы) Спиридон Михайлович жил в доме Козьмодемьянского купца Т.Ф. Михеева. Уцелел ли этот дом? Во время пожара 1833 года, когда было уничтожено 418 домов, дом Михеева в числе немногих уцелел. В 1840 году дочь Михеева Анна вышла замуж за В.И. Монина. Этот дом, называемый «монинским», в перестроенном виде до сих пор сохранился по адресу – улица Пугачева гора, 3. Рядом с домом в настоящее время находится обелиск Воинской Славы. Двухэтажный, длиной примерно в 25 метров дом добротно стоит, упершись о Пугачеву гору, сохраняя тайну живущих в нем около двух столетий назад. Сруб из толстых бревен обшит доской, заметен кирпичный фундамент. Как и все купеческие дома, он не лишен украшений из деревянных кружев. На сохранившемся доме на Пугачевой горе необходимо поместить мемориальную доску.
Спиридон уехал из Козьмодемьянска двенадцатилетним мальчишкой и вернулся двадцатилетним парнем. Где он поселился, пока неизвестно, но известен дом, где умер. Это дом купца 3-й гильдии Г.М. Масленникова, приобретенный Михайловыми незадолго до смерти главы семьи. Проживший всю жизнь в нищете ученый занял деньги на покупку дома.
О своей причастности к горному краю он пишет: «Предки мои были служилые горные черемиса Ядринского полка. Пращур мой Тевель в 1696 году был под Азовом вместе с козьмодемьянскими стрельцами»[3]. Козьмодемьянску он посвятил несколько трудов. «Я городом, его церквами и обитателями был очарован… Любил я тестю своему, переведенному на службу в город Яранск Вятской губернии, писать письма о всех замечательностях и новостях козьмодемьянских. Любил по врожденной привычке блуждать и мечтать по живописным окрестностям Козьмодемьянска, знакомым мне с детства. Я радостно приветствовал горы, холмы и кусты, сроднившиеся со мною; часто говорил себе: «О милый мой город и святые храмы. Я опять в ваших стенах»[4]. К сожалению, многие дома, связанные с именем С. Михайлова в Козьмодемьянске не сохранились.
С. Михайлов подробно описывает Сундырскую гору, известную как «Аламнер»: «Гора сия с древними укреплениями находится по течению р. Волги на правой стороне, при селе Малом Сундыре, ниже г. Козьмодемьянска примерно в 15, а от Казани выше в 160 верстах. По преданиям старожилов, р. Волга будто бы протекала прежде под самою этою горою, когда существовал на оной город, и при подошве горы был затон ее, где теперь расположено село Малый Сундырь, на низменной равнине, а в затоне будто бы приставали к городу суда с солью.
Гора сия, когда подъезжаешь к ней, представляется величественною, как грозный исполин; а вид с нее самый очаровательный. Осматривая сию гору, я долго блуждал по ней: мне напомнила она о минувшей жизни и славе моих едино племенных народов. Увлеченный этой фантазирую, держа в руке карандаш и бумагу, я сел на развалины укрепления и впал в глубокое размышление»[2].
С.М. Михайлов также описывает историческое место Горномарийского района, которое в настоящее время ушло под волны Волги: «Неподалеку от Кузнецовых деревень, на устье реки Сундырки, впадающей здесь в Волгу, находится местность, называемая Торговицкой ватагой. В настоящее время ватага эта нечто иное, как обширные поемные луга, перерезанные зеркальными озерами, изобилующими рыбою, также речками и ручьями, между которыми растет тальник и красуются вековые осокори и ветлы. По преданиям старожилов, в древнейшие времена и, вероятно, еще в эпоху цветущего состояния Булгар, существовала здесь ярмарка»[1].
Можно предположить, что посещая горномарийские деревни, своими глазами видел красоту горномарийских деревень: «У горных черемис находятся лучшие сады в деревнях Малых Юльялах, Юлькушарге, околодке Шелаболках, селе Малом Сундыре, Носолах, а у русских в Троицком посаде и деревнях Красногорке и Болонихе»[4].
Спиридон Михайлович был участником многих праздников в Еласах, Кузнецово и описал их проведение: «В самое заговенье, то есть в последнее воскресенье пред Сырною неделею, горные черемисы со всего уезда собираются на трех пунктах: в селениях Чермышеве - Еласове, Кузнецове и Малом Сундыре - и здесь общим катаньем встречают масленицу»[3]. Почему собирались они в этих именно селениях, возможно объяснить предположением, что эти места в прошлом были ознаменованы важными для всего народа событиями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что труды С.М. Михайлова могут служить важным источником изучения быта и этнографии горных мари. Также на наш взгляд, по михайловским местам Горномарийского района и города Козьмодемьянска можно организовать автобусную экскурсию для школьников и учителей района, краеведов и всех интересующихся историей и культурой горных мари для популяризации Горномарийского района. С.М. Михайлов оставил яркий след за свою короткую жизнь. Его труды до сих пор остаются востребованными, так как он сам проживал среди марийского населения и его описания самые правдивые.