Подходы к разработке комплексов упражнений для формирования рецептивных грамматических навыков чтения
Многие методисты такие как: Т.М. Никитина, И.Э. Тарсина – немецкий язык, Т.Ф. Векшина, В.Р. Якубова – английский язык разработали комплекс упражнений для формирования рецептивного грамматического навыка чтения.
Основой упражнений для формирования рецептивного грамматического навыка является межязыковая и внутриязыковая интерференция. При этом акцент делается на дифференцировочных упражнениях, выполнение которых поможет учащемуся преодолеть интерференцию.
Большое внимание так же уделяется анализу. Существуют несколько видов анализов: одним из них является уточняющий анализ. Этот вид анализа делает дискурсивно-логические действия экономными, делая их упорядоченными и обобщенными.
Другие авторы предпочитают остальные виды анализов: cистемный и линейный. Анализ служит средством, для того, чтобы объединить действия приема и переработки грамматической информации.
Другие методисты большое внимание уделяют озвучивание, в результате которого учащиеся надежно запоминают материал и автоматизируют внешнее и внутреннее воспроизведение. Принимая «озвучивание» за надежный метод фиксации материала в памяти учащегося, методисты рекомендуют выполнять эти грамматические действия на уровне фразы с обязательными выделениями в виде тона и графики.
В основе большинства упражнений заложена стадиальность формирования РГН чтения. Эти упражнения отражают методические, лингвистические и психологические факторы формирования рецептивных грамматических навыков: cостав, структуру, этапы, особенности, употребление грамматических явлений, значение, принципы отбора материала.
Многие лингвисты утверждают, что определенное количество упражнений необходимы для запоминания формы и ее стереотипизация. Но формальные упражнения следует подчинять условно-речевым упражнениям. Разработка упражнений для формирования рецептивных грамматических навыков чтения должны основываться на интересах учащихся.
Согласно Е.И. Пассову существуют несколько видов упражнений, как уже было сказано в первой подглаве научной работы:
Имитационные упражнения. Упражнения такого типа имеют в себе уже заранее заданную структуру и не нуждаются в трансформациях. Упражнение проходят в виде повторения или прослушивания в небольшом контексте за преподавателем. Учащиеся списывать текст или его части, подчеркивая при этом грамматические ориентиры.
Благодаря этому типу упражнений у учащихся развивается способность к прогнозированию, что играет важную роль при формировании грамматических навыков. Предметом имитации являются синтаксические и морфологические структуры, так как они присутствуют в речи.
Постановочные упражнения. Такие упражнения используются, чтобы закрепить уже изученный грамматический материал, выработать автоматизм для использования грамматических структур в аналогичных ситуациях. Если при использовании имитационного типа упражнений целью является проговаривание целых конструкций, то для постановочного типа характерны расчленение и преобразования.
Существенным преимуществом таких упражнений является возможность противопоставить грамматическую форму ряду другим грамматическим формам, а затем выполнить упражнения по образцу, который заранее дан.
Трансформационные упражнения являются основой для формирования навыков замены, комбинирования, сокращения и расширения грамматических структур в речи. Эти упражнения примечательны тем, что можно изученную тему сопоставлять и противопоставлять изучаемой структуре, составлять из ранее изученных структур новые высказывания с новым содержанием, так как в реальной жизни люди используют во время общения различные грамматические структуры.
Репродуктивные упражнения. Этот тип упражнения позволяет воспроизводить устные и письменные речевые сообщения. При выполнении этих упражнений внимание учащихся должно быть направлено на содержание, а не на механическое заучивание текста. Творческая репродукция требует подходить к делу творчески, т.е. преобразовывать, сужать, расширять, обобщать и целый ряд других мыслительных операция. Репродуктивные упражнения необходимо использовать при обучении говорению и письму.
Упражнения в комбинировании. Этот тип упражнений способствуют развитию способностей к осмысленной речи. Для этого необходимо научить учащихся комбинировать грамматические явления между собой для достижения коммуникативно-направленных целей. Для этого создаются соответствующие ситуации, подкрепленные опорами грамматического характера.
Этап активизации характеризуется тем, что переход от навыков к умениям происходит посредством упражнений, которые ориентированы на речевые ситуации. Применяемое грамматическое явление употребляется без подсказки в соответствии речевым обстоятельствам в устной или письменной форме. Конечно же, необходимо не только активизировать грамматическое явление в речи, но и совершенствовать. Совершенствование может происходить посредством:
- Активизация в монологах и диалогах новой грамматической структуры в речевых ситуациях;
- Пересказ содержания прочитанного или прослушанного текста;
- Употребление грамматических структур в заранее подготовленной речи;
- Включение изученных грамматических структур в беседу в речевых ситуациях;
- Обсуждения прослушанной или прочитанной книги, просмотренного фильма;
- Проведение различных грамматически-направленных ролевых игр
Таким образом, формирование грамматических навыков происходит поэтапно. Существуют основные общепринятые этапы формирования грамматических навыков. Основными этапами формирования грамматических навыков как уже говорилось выше, являются следующие этапы: ознакомление и первичное подкрепление, тренировка, применение.