Походы к определению понятия «образовательная услуга» в современной науке
В настоящее время употребление словосочетания «образовательная услуга» достаточно привычно, причем как для лиц, которые предоставляют образовательные услуги, так и тех, кто их потребляет. При этом однозначность формулировки понятия «образовательные услуги» до сих пор является предметом широкой дискуссии исследователей.
Определение «услуги» можно найти в Гражданском и Налоговом кодексе РФ. Гражданский кодекс РФ (N 51-ФЗ) определяет услугу как деятельность исполнителя, создающую определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности [3]. В Налоговом кодекс Российской Федерации под услугой понимается «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [7].
Ф. Котлер считает, что «услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [6]. С.С. Демцура утверждает, что многие ученые определяют понятие «услуга» как результат совместных экономических отношений между потребителем и исполнителем определенного заказа [4].
Однозначность формулировки понятия «образовательные услуги» до сих пор является предметом широкой дискуссии исследователей. Различные подходы в смысловом определении данного понятия рассматривались отечественными и зарубежными авторами (A.P. Whitehall S.P. Heyneman, О.С. Баталова, Р.Н. Джапарова, С.А. Зайчикова, Е.Д. Липкина, Т.А. Половова, А.М. Стрижов и др.).
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» не содержится понятие «образовательная услуга», но в ч. 1, ст. 101 дается дефиниция понятию «платные образовательные услуги»: «Осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг» [8].
Возникает противоречие между Налоговым кодексом и ФЗ «Об образовании» о возможности «материального выражения» образовательных услуг. Это определение фигурирует в Постановлении Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», в письме Минобрнауки России от 15.01.2015 г. №АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг» и других нормативно-правовых документах регионального уровня.
П.Г. Рябчук, С.С. Демцура, Д.С. Гордеева понимают под образовательными услугами продукт учреждения сферы образования, ресурсы, удовлетворяющие потребности обучающегося в навыках, знаниях и умениях [5]. Это вид и результат деятельности, которая направлена на получение образования, а не только объем информации, передаваемый конкретному человеку. Образовательные услуги представляют собой социально значимый и высоколиквидный товар, который важен не только для потребителя услуг, но и для всего общества в целом. В нашем исследовании мы остановимся на дефиниции С.А. Михеевой: «Образовательная услуга – это деятельность, в процессе которой одно лицо (производитель/продавец услуги) передает другому лицу (покупателю/потребителю услуги) комплекс информации, нацеленный на развитие личности, её духовный и интеллектуальный рост, овладение компетенциями и приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях».
Филип Котлер выделил основные характеристики услуги: низкая степень осязаемости, неотделимость от источника, несохраняемость, нематериальность, непостоянство качества [6]. В Гражданском кодексе РФ приведены следующие характеристиками услуги: результат полезного эффекта не может быть выражен в овеществленной форме и исполнитель не гарантирует достижение результата услуги [3]. С.А. Михеева выделяет такие характеристики образовательных услуг: нематериальность, негомогенность (неоднородность) услуг, неотделимость от производителя услуги, несохраняемость, участие потребителя услуги в ее формировании, непостоянство качества и отсроченность результата. Характеристики образовательных услуг во многом пересекаются с характеристиками услуги.