Политика занятости. Основные направления решения проблем занятости в России
Государственная политика занятости может быть определена в качестве части социально-экономической политики развития государства, направленной на взаимосвязанное с условиями макроэкономического характера решение вопросов занятости в интересах эффективного применения трудового потенциала и его развитие.
Основным принципом осуществления политики государства в области занятости является ее комплексность, которая предполагает интеграцию в одну систему каждого уровня – местного, регионального и федерального.
В Конституции РФ указано, что каждый обладает правом на труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности, на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также правом на защиту от безработицы (ст.37, п.3).[1]
В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», в законе рассматриваются основы реализации права на труд и защита от безработицы.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Формы и методы управления и регулирования зависят от национальных особенностей каждого государства и в каждой стране существуют свои государственные органы по управлению процессом труда на макроуровне.
Министерство труда и социальной защиты РФ является органом исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет функции по реализации и выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в том числе и в сфере занятости и безработицы, и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.[2] По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который в настоящее время не существует, сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).
Служба занятости рассматривается в качестве основного исполнителя политики государства в области занятости населения. В то же время определяющим значением в осуществлении политики государства в области занятости обладают центры занятости населения. Востребованность службы занятости на нынешнем рынке труда подтверждена информацией бывшего Минтруда России. Так, каждый год в службу занятости совершают обращения 15 - 16 миллионов человек, для поиска работы регистрируется 5,5 - 6 миллионов человек, при содействии непосредственно службы занятости работу находят 3,8 - 4 миллиона человек.
Однако положительная динамика прослеживается в числе вакансий, которые заявляются в органы службы занятости работодателями разных форм собственности. Численность занятого населения в январе 2016г. уменьшилась по сравнению c декабрем 2016г. на 960 тыс.человек, или на 1,3%, по сравнению с январем 2016г. - на 419 тыс.чело-век, или на 0,6%. Снижение численности занятого населения в значительной степени обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.
Численность безработных в январе 2016г. увеличилась по сравнению с декабрем 2016г. на 3 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с январем 2016г. - на 261 тыс.человек, или на 6,2%.
На 1 декабря 2016 года уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации составил 1,1 % от численности экономически активного населения (на 1 декабря 2016 года – 1,2 %).[3]
Общее количество безработных, которые классифицируются согласно критериям МОТ, в 4,4 раза превысило количество безработных, которые зарегистрированы в госучреждениях службы занятости населения. В конце января 2016 г. в госучреждениях службы занятости населения на учете состояло 1017 тысяч человек безработных, что на 1,6% больше по сравнению с декабрем 2016г. и на 10,1% - по сравнению с январем 2016 года.
Среди безработных, согласно методологии МОТ, удельный вес женщин в январе 2016 г. составил 46,3%, городских жителей - 65,6%, молодежи до 25 лет - 21,5%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 24,4%.
Безработица сельского и городского населения может быть охарактеризована превышением уровня безработицы среди жителей сельской местности (8,6%) в сравнении с уровнем безработицы среди жителей городов (5,0%). В январе 2016г. это превышение составило 1,7 раза.
В январе 2016г. среди безработных доля лиц, которые оставили прошлое место работы по причине высвобождения или сокращения количества работников, ликвидации организации или собственного дела, составила 20,5%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0% (в январе 2016г. - соответственно, 20,0% и 24,3%).[4]
Основные направления осуществления политики занятости, согласно комплексу задач тактического характера, которые требуется решить для достижения стратегической цели эффективности содействия в трудоустройстве и защите от безработицы, которые стоят перед органами службы занятости и прочими социальными партнерами на рынке труда на среднесрочную перспективу это:
- Осуществление поддержки социального характера безработных лиц, для чего требуется реализация таких программ политики занятости компенсационного характера, как выплата стипендий, пособий по безработице, помощи материального типа во время обучения физических лиц по направлению службы занятости.
- Повышение эффективности трудоустройства лиц, которые ищут работу.
- Подъем организации трудоустройства временного типа для молодежи.
- Поддержка малого бизнеса посредством оказания всеобъемлющего содействия развитию самостоятельной занятости безработного населения.
В России на развитие рынка труда сейчас значительно влияет дисбаланс структурного характера, при котором существенная часть соискателей рабочих мест не имеют профессиональных качеств, которые необходимы работодателям.
Это вынуждает при последующем определении главных направлений активной политики влияния государства на качество и структуру предложения труда внимание обратить, прежде всего, на профессиональное обучение безработного населения. Данное направление деятельности службы занятости представляет собой важный фактор активной политики помощи занятости граждан и вносит значительный вклад в развитие экономики рыночного типа, увеличение качества кадрового потенциала, обеспечение занятости и представляет собой составную часть системы непрерывного образования. Но система обучения профессионального характера безработного населения обладает своей спецификой, что зависит от следующих факторов:
- Конъюнктуры рынка труда и необходимости гибкого реагирования на изменения на нем;
- Мотивации клиентов службы занятости к росту профессионализма, обучению, стремление к поиску доходного занятия или работы;
- Требований работодателей к уровню квалификации работников, личным качествам, профессиональной компетентности;
- Различного качественного состава обучаемых по полу, возрасту, уровню профессионального и общего образования;
- Сравнительной краткосрочности и интенсивности обучения, его практической направленности.
В общем повсеместность развития активной политики занятости для эффективной помощи в трудоустройстве и защиты от безработицы должна быть основным приоритетным вектором политики социального характера в РФ.
Реализацией политики занятости государства предполагается разработка и реализация ряда направлений, например «Молодежной занятости», «Содействия занятости инвалидов», «Содействия занятости женщин» как слоев населения, являющихся самыми социально-уязвимыми.
В последнее время сохраняется доля молодых людей среди лиц, которые обратились в службу занятости. Проблема молодежной безработицы усугубляется несоответствием спроса на рынке труда профессиональному составу выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Зачастую это относится в к экономистам, бухгалтерам, юристам, техникам, технологам, лаборантам.
Согласно информации Росстата за 2016 г., 30,5% всех безработных в России являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет. [5]
Образование отношений рыночного характера в области занятости стало причиной того, что планомерность приема в учебные заведения остается, а использование рабочей силы с высокой квалификацией пустили на самотек. Требуются специалисты, способные быстро приспособиться к экономической ситуации, которая систематически меняется, принимать решения рационального характера в экстремальных условиях в социально-экономической сфере.
Со все большей очевидностью проявляется противоречие между реальным и формальным образованием. Учебными заведениями готовятся кадры, при этом практически не учитывается ситуация на рынке труда.
Первым на это состояние внимание было обращено правительством Москвы, когда был разработан и принят закон города Москвы «О молодежи» от 28.01.04. В нем было обращено особое внимание на информационное осуществление политики молодежного характера, создание общедоступного специализированного сайта в сети Интернет о молодежной политике, создание банка данных, содержащего сведения о проблемах молодежи, организаций молодежного типа, об опыте осуществления молодежной политики. К этому времени подобные законы о молодежи приняты во множестве регионов РФ. При этом затягивается итоговое рассмотрение закона федерального уровня о молодежи.
Видимо, есть возможность подумать о внесении в определенные акты законодательства специальных разделов, которые отражают проблемы молодежи. К примеру, в действующем Трудовом кодексе РФ к теме, которая затронута, требуется лишь одну главу (глава 42), статьями которой регламентируется специфика регулирования трудовой деятельности работников в возрасте до 18 лет.
Совершенно новые перспективы для решения молодежных проблем открываются по причине уточнения четырех главных направлений развития государства на ближайшую перспективу. Среди них – потребность трансформации процесса образования, что, безусловно, прежде всего затрагивает непосредственно молодежь. Восстановление большей части отраслей народного хозяйства сопровождено серьезными переменами, которые происходят в их материально-технической базе. Это на повестку дня ставит вопрос необходимости создать государственную систему подготовки квалифицированных кадров по самым новым направлениям.
Перспективный рынок труда молодежи зависит во многом от векторов комплекса образования и уровня трудоустройства молодых людей. Для увеличения эффективности трудоустройства молодых людей требуется регулярное проведение ярмарок вакансий ученических, сезонных и временных рабочих мест; встреч учеников выпускных классов школ с представителями заведений учебного типа; работы, связанной с расширением системы бронирования рабочих мест; согласования планов комплектации учебных групп на новый учебный год в учреждениях образовательного характера. Большая помощь может быть оказана профориентационной работой.
Важны направления политики содействия занятости женщин и инвалидов .
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ предусматривается обеспечение для инвалидов равного с прочими гражданами права на трудовую деятельность и создание требуемых предпосылок для их адаптирования к новым хозяйственным условиям. Но данные права сейчас во многом сдержаны недостаточным уровнем финансирования мероприятий, которые предусмотрены этими документами. Механизм поддержки занятости инвалидов, которым обеспечивается минимальное число рабочих мест для инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, которые более всего подходят для трудоустройства инвалидов, не работает, что обусловливается отсутствием требуемой нормативной базы. Не созданы требуемые условия для осуществления гарантий государства для детей-инвалидов при получении образования профессионального характера, также не создана система адаптации социально-бытового характера по окончании коррекционных учреждений образования и система, которая обеспечивала бы их трудоустройство.
Одно из главных направлений поддержки инвалидов – это реабилитация профессионального характера, являющаяся основной составной частью политики государства в сфере соцзащиты инвалидов. Профессиональной реабилитацией инвалидов предполагаются такие мероприятия, технические средства и услуги:
- профориентация (профотбор; профконсультирование; профинформирование; профподбор);
- поддержка психологического характера в профессиональном самоопределении;
- переобучение или обучение по программам основного общего образования, полного или среднего общего образования, высшего, среднего и начального профессионального образования;
- повышение квалификации;
- помощь в трудоустройстве (в том числе на работы временного характера, на постоянное место работы, предпринимательству и самозанятости);
- создание и квотирование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- адаптация профессионально-производственного характера.[6]
В России продолжается сокращение количества инвалидов, которые работают – за последние 3 года она сократилась на 10%. Меньше трети инвалидов в трудоспособном возрасте имеют работу. В течение множества лет удельный вес трудоустроенных инвалидов составлял приблизительно 2% от среднесписочного количества работающих. Самыми положительными относительно трудоустройства инвалидов были 1988-89гг., когда работу имело 25-28% от общего количества всех инвалидов. В настоящее время значение указанного показателя колеблется в пределах 10-11%, принимая во внимание, что трудоустройство может быть формальным.[7]
Законодательством относительно инвалидов не учитывается, что работодателю требуется работник, а не инвалид. Полноценная реабилитация трудового характера и заключается в том, чтобы из инвалида сделать работника. Но для этого требуются определенные условия.
Службой занятости проводится обучение профессионального характера инвалидов в комбинатах учебно-курсового типа, учреждениях среднего и начального профессионального образования, в специализированных заведениях учебного типа. При обучении инвалидов в неспециализированных заведениях учебного типа используют индивидуальный метод обучения.
Закон о соцзащите инвалидов стал отправной точкой для реализации и развития идеи квотирования рабочих мест. Это решение нацелено на то, чтобы обеспечить дополнительные гарантии занятости граждан, которые признаны, согласно действующему законодательству, инвалидами, и им устанавливается порядок ввода квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяется порядком внесения обязательной платы при ее невыполнении.
Цель направления политики государства «Содействие занятости женщины» заключается в повышении уровня женщин; адаптации женщин, которые выходят на рынок труда в первый раз или длительно не работали, к стремительно меняющимся условиям; обеспечении рациональности сочетания роли женщины-работника с выполнением функции матери; развитии самозанятости и предпринимательской инициативы.
Среди контингента, который высвобождается, преобладающими являются женщины, из них примерно 20% женщин, которые имеют высшее образование. Доля женщин, которые высвобождены из экономических отраслей, превышает 60%.
Практика свидетельствует, что именно по признакам возраста и пола зачастую наблюдаются случаи дискриминации в устройстве на работу и нарушения Конституции, прав человека, трудового законодательства РФ. Так, в статье 37 пункта 3 Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 г., утверждается, что каждый обладает правом на труд в условиях, которые соответствуют требованиям гигиены и безопасности, на вознаграждение за труд без дискриминации.[8] Невзирая на это, под разными предлогами работодатели отказывают в трудоустройстве беременным и женщинам, которые имеют малолетних детей. Кадровые службы коммерческих структур при этом ссылаются на собственное право выбирать нужных им работников.
Максимальный уровень занятости наблюдается среди женщин в возрасте от 30 до 40 лет. Не занятость более молодых имеет связь с рождением детей и потребностью в уходе за ними; не занятость женщин старшего возраста может быть объяснена такими причинами: выходом на пенсию по причине наличия льготного стажа; болезнями; необходимостью воспитывать внуков; низкой конкурентоспособностью на рынке труда по причине сложностей в переучивании, снижающих возможность найти новое место работы при потере прежнего.
Итак, очевидной является необходимость объединять усилия государственных и общественных структур для практической и научной разработки вопроса занятости женщин, большей четкости проработки программ занятости и нормативных документов. Должен обеспечиваться механизм сохранения кадрового потенциала женщин, в особенности женщин с малолетними детьми, их переподготовки и подготовки, рационального использования способностей творческого характера, интегрирования в новую экономическую систему. Крайней необходимостью характеризуются меры государства, направленные на укрепление на рынке труда положения женщин с малолетними детьми.
После рассмотрения вышеуказанных проблем безработицы и занятости определенных категорий может быть сделан вывод о том, что требуется разработать комплексную программу сдерживания безработицы, поддержки и развития занятости. Усилия государства, связанные с преодолением тенденций негативного характера на рынке труда и в области занятости представляют собой основу для перспективного развития трудового потенциала и сокращения отклонений от вектора стабильного роста экономики России в дальнейшем.
[1] Конституция Российской Федерации
[2] Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // http://www.rosmintrud.ru/employment
[3] Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/580/
[4] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
[5] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
[6] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2016) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
[7] Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Кондор, 2014. с.149
[8] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2015 N 2-ФКЗ, от 21.07.2015 N 11-ФКЗ)