Понимание традиционного менеджмента

September 16, 2020

Классическое понимание традиционного менеджмента основывается на разделении управленческого процесса согласно его функциям. [4, c.12]

При этом традиционная характеристика менеджмента "управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" уже не может полностью отвечать реальной ситуации, сформировавшейся в текущей экономике, главными чертами которой выступают:

• изменения в особенностях современного менеджмента, который, с одной стороны, трансформируется в процесс интеграции, призванный объединить все упомянутые выше функции, а с другой стороны, может обрести модульную структуру, в том числе возникновение большого количества вариантов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и т.п.;

• возникновения совокупности новых функций, к примеру, развития культуры менеджмента, постоянные нововведения, интеллектуальный творческий процесс развития и применения персональных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала предприятия, интеллектуальное первенство в руководстве командами и проектами, воздействие менеджера на имидж собственного предприятия;

• нестабильность и динамичность внутренних и внешних условий, сумевших приобрести турбулентный характер, будут вынуждать менеджеров без посторонней помощи непрерывно реорганизовывать и менять собственные цели;

• внимание к итоговым результатам и успешности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, непосредственному процессу;

• радикальный способ изменения взаимоотношений между работниками и руководителем: никому не следует "управлять людьми"; задача - вести граждан за собой; цель - сделать продуктивными особые сильные стороны индивида и знания каждого человека.

Современный менеджмент является специфическим средством, специфической функцией, специфическим инструментом для производства предприятиями результата. Выполнение данной сверхзадачи потребует сделать шире сферу ответственности менеджера, в которую будут входить все факторы, воздействующие на работу предприятия, и её итоги: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и целиком от неё независящие. Это обстоятельство предполагает использование стратегического подхода к управлению и по вертикали (на каждом иерархическом уровне), и по горизонтали (руководство функциональными сферами); стратегия - дело каждого сотрудника. Человеческий фактор оказывается важнейшим условием достижения успеха функционирования организации, что отразилось в принципах управления, обозначенных на рубеже XX и XXI вв. [4, c.16]

1. Лояльность к работникам.

2. Полная ответственность - как обязательное условие эффективного менеджмента.

3. Коммуникации, которые пронизывают предприятие снизу-вверх, сверху-вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в компании, помогающая раскрытию способностей работников. Непрерывное обучение всех, везде и во всех случаях.

5. Долевое участие каждого работника в совокупных результатах.

6. Оперативная реакция на различные изменения в области окружающей среды.

7. Методы взаимодействия с сотрудниками, которые обеспечивают удовлетворенность трудовой деятельностью. Переход от авторитарного стиля управления к лидерству.

8. Прямое участие менеджеров в деятельности групп на каждой стадии как условие согласования и целостности.

9. Способность контактировать с клиентами, поставщиками, исполнителями, руководством и т. д.

10. Этика предпринимательства.

11. Проявление честности и доверия к людям.

12. Применение в работе базовых основ менеджмента.

13. Видение организации, т. е. чёткое понимание того, какой она должна быть.

14. Качество персональной работы, непрерывное самосовершенствование.

Выполнение принципов управления в текущих условиях предъявляет повышенные требования к личности менеджера.

Современный менеджмент будут отличать такие характерные особенности [2, c.34]:

1. Использование системного подхода в управлении. Он выражается в том, что предприятие исследуется в виде открытой системы, которая состоит из нескольких являющихся взаимосвязанными подсистем. Теория систем предполагает принятие решений на базе учёта влияния окружающей среды на предприятие, а также воздействия предприятия как на внутреннюю, так и на внешнюю среду.

2.Ситуационный подход к руководству. Он помогал последующему развитию теории и практики руководства, помогая применять возможности приложения данных науки к определённым управленческим ситуациям и условиям. Ситуационный подход, появившийся в конце 1960-х гг. прошлого века, будет исходить из утверждения, что рецепты, подходящие на любой случай, отсутствуют. Этот подход признаёт наличие принципиальных подходов к руководству, предполагает принятие определённых решений по отношению к определённой ситуации.

3. Теории стратегии. Стратегия базируется на целях предприятия, вытекающих из её миссии, и заключается в характеристике методов их достижения. На взгляд И. Ансоффа, «стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». Ещё одной характеристикой стратегии может выступать её трактовка в виде плана действий по достижению целей компании.

3. Определяющее значение организационной культуры. Организационная культура - это формы деятельности и поведенческие нормы, сформировавшиеся в деловой практике и сознании сотрудников. Она полагается на систему ценностей, которые приняты в компании, имеет важное значение в развитии и судьбе предприятия, т.к. может оказать значительное воздействие на успешность всех сторон деятельности.

4. Механизация и автоматизация управленческого процесса. Механизация и автоматизация процессов в системе менеджмента является внедрением механических устройств в управленческий труд: компьютеров (компьютерных технологий), передовых средств связи, множительных аппаратов и иной оргтехники.

5.Демократизация управления. Данная черта современного менеджмента выражается в организации активного участия рядовых сотрудников в управлении производством с помощью подачи предложений, принятия участия в деятельности кружков качества, предоставления помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

6. Интернационализация менеджмента. Процесс интернационализации менеджмента выражен в усилении значения международного фактора в управлении предприятием из-за увеличивающегося межгосударственного разделения и кооперации труда, а также довольно сильно обостряющейся международной конкуренции.