Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Для того чтобы определить понятие гастрономического дискурса, его особенности, цели, функции, стоит рассмотреть языковую природу термина «дискурс».

Дискурс (фр. Discours, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор') – многозначный термин, применяющийся не только в лингвистике, но и в смежных с ней науках, которые так или иначе связаны с изучением функционирования языка. Таким образом, употребление данного термина можно встретить также и в философии, социологии, семиотике и т. д.

В современной лингвистике не существует единого четкого толкования термина «дискурс». Если обратиться к «Краткому словарю терминов лингвистики текста», составленному Т. М. Николаевой, то можно найти такое толкование данного понятия: «Дискурс — многозначный термин лингвистики текста, употребляемый рядом авторов в значениях, почти омонимичных. Важнейшие из них: 1) связный текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3) диалог; 4) группа высказываний, связанных между собой по смыслу; 5) речевое произведение как данность — письменная или устная».

По словам Н. Д. Арутюновой, «дискурс – это речь, погруженная в жизнь». Она рассматривает его как связный текст, который «помещен» в определенную ситуацию и неразрывно связан с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами.

Что касается типологии, то А. А. Черноборов считает, что дискурс можно классифицировать по:

• тематике (медицинский, образовательный, музыкальный религиозный, и т. д.);

• источнику или сфере распространения (дискурс власти, молодежный дискурс, интернет-дискурс и т. д.);

• цели (учебный, исследовательский, манипулятивный, и т. д.);

• стилю (иронический, возвышенный, поэтический и т. д.);

• уровню (профессиональный и профанный)

Гастрономический (или глюттоническим) дискурс являет собой особый вид социального дискурса. Отталкиваясь от определения Арутюновой, можно определить его как речь или текст, связанный с такими концептами как «пища», «еда» и «гастрономия», а также с определенной страной, географическим положением, этносом или культурой

.

Также определение гастрономического дискурса можно встретить и у А. В. Олянич. Он утверждает, что гастрономический дискурс – это особый вид коммуникации, связанный с состоянием пищевых ресурсов и процессами их обработки и потребления.

Гастрономический дискурс представлен во многих сферах как научной, так и повседневной жизни. Например, в данное время активно изучается концепт гастрономии в англо-, немецкоязычной и франкофонной лингвокультурах. На бытовом уровне гастрономический дискурс представлен в различных кулинарных теле-, радиопрограммах, рецептах, местах общепита и т. д.

В ряде исследований наблюдается общая тенденция к определению целей гастрономического дискурса. Так, с одной стороны, И А. Ю. Земскова, и П. П. Буркова в качестве целей данного вида дискурса определяют передачу опыта или обучение, а также ознакомление с кулинарной культурой и традициями других народов, формирование пищевых предпочтений. С другой стороны, Олянич пишет о формировании пищевых предпочтений и ценностей, добавляя, что это обосновывается главной задачей глюттонической коммуникации, которая, по его словам, заключается в потребности есть, что является одним из основных необходимых условий для биологического выживания.