Понятие и сущность коучинга как новой формы обучения и развития персонала

Коучинг – это особый вид отношений, выработанный и закрепленный в соглашении между клиентом и коучем. Коучинговый процесс строится вокруг интересов, целей и желаний клиента. Коуч создает клиенту условия для раскрытия и развития его потенциала. Другими словами, в коучинге речь идет о мобилизации внутренних ресурсов человека, коуч дает клиенту возможность выйти за пределы стандартных схем мышления и обрести более широкое видение ситуации, доступных ресурсов и возможностей. Уникальность коучинга состоит в его направленности в будущее. Процесс сфокусирован на достижении целей, дальнейшем развитии.

В последнее время наметилась тенденция, при которой с ростом спроса на коучинг вообще, повышается и спрос на «специализированный» коучинг в узких сферах. Наиболее популярными видами и подвидами коучинга являются следующие.

Коучинг личностной эффективности (Life Coaching):

  • Мотивационный коучинг
  • Коучинг целей/результатов
  • Коучинг управления временем (Time Coaching)
  • Финансовый/денежный коучинг
  • Коучинг карьеры (Career Coaching)
  • Коучинг по интенсивным личностным переменам
  • Коучинг аспирантов (Postgraduate Studies Coaching)
  • Коучинг эмоционального и духовного развития (EQ and SQ Coaching)
  • Коучинг взаимоотношений
  • Семейно-системный коучинг

Корпоративный коучинг:

  • Коучинг высшего руководящего звена (Executive Coaching)
  • Коучинг организационного развития (OD Coaching)
  • Коучинг в менеджменте (Coaching Management)
  • Коучинг лидерства (Leadership Coaching)
  • Командный коучинг (Team Coaching)
  • Коучинг персонала (HR Coaching)

Бизнес коучинг:

  • Коучинг по новому бизнесу
  • Коучинг по бюджету и планированию
  • Коучинг в маркетинге
  • Коучинг сетевого развития

Кроме того, выделяют внешний и внутренний коучинг.

Чаще всего организации приглашают коуч-тренера «со стороны» для работы со своим персоналом. Это внешний коучинг персонала. Он проводиться в форме регулярных встреч коуча с клиентами.

На Западе активно применяется внутренний коучинг персонала. Он представляет собой специфический стиль менеджмента — особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением коуч-менеджера. Такой коучинг включен в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущего контроля за выполнением сотрудниками своих обязанностей и т.д.

На Западе в последние годы все большую популярность приобретает интернет-коучинг: работа наставника с клиентом по электронной почте или посредством телеконференций. Это значительно удешевляет стоимость сoaching-услуг и дает возможность воспользоваться ими широкому кругу желающих.