Понятие «культура здорового образа жизни» в научно-методической литературе
В психолого-педагогической научной литературе часто упоминаются понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Понятие «культура здорового образа жизни» среди учащихся отождествляется с понятием «здоровье». Студенты не предпринимают действий с их стороны, направленных на укрепление и поддержание здоровья. Это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в понятие «здоровый образ жизни».
Культура - это компонент образования, благодаря которому ребенок входит в общественную жизнь, приобретает ее сущность, становится частью человечества.
Культура здорового образа жизни схематически показана на рисунке 6.
Термин «здоровье» сегодня не имеет конкретного научного определения, несмотря на растущий интерес к здоровью человека, о чем свидетельствует большое количество исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых: Н. А. Агаджаняна, Н. М. Амосова, И. А. Аршавского, М. Я. Виленский и многие другие.
Здоровье человека является не только медико-биологической, но и психолого-педагогической, философской и социальной категорией, в связи, с чем содержание понятия зависит от сферы применения этого термина.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определение звучит так: «Здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ 1946, ст.1).
Рис. 6. Культура здорового образа жизни.
С.В. Попов размышлял: «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией, кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации» (Попов С.В. «Валеология в школе и дома», стр. 136). Человеку для принятия и понимания себя, рекомендуется просто прислушаться к своему внутреннему миру.
Проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить ее только к учебному заведению было бы неправильно.
Анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней:
- дыхательных путей;
- патологий органов пищеварения;
- нарушение осанки;
- заболеваний глаз;
- пограничных нервно-психических расстройств (Давидович В.В., Чекалов А.В. «Здоровье как философская категория» // Валеология, 1997, №1).
Социaльно-экономические условия |
Экологические условия |
На рисунке 7 схематично представлено, от чего зависит здоровье. человека.
Здоpовье человекa зaвисит от: |
Нaследственные условия |
Обpaз жизни сaмого человекa |
Деятельность системы здpaвоохpaнения |
Рис.7. Здоровье человека.
В семье и школе формируется понимание и соблюдение основ здорового образа жизни, все составляющие которого находятся под контролем (Апанасенко Г.А. «Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики», стр. 12, см.рис.8).
Рис.8. Контроль за составляющими здорового образа жизни.
Мотивация играет ключевую роль в поддержании здорового образа жизни. Мотивация как процессная система, ответственная за продвижение деятельности, нуждается в концепции, которая позволила бы структурировать эту систему. Для этого А. Н. Леонтьев выделил потребность как единицу мотивации - состояние организма, выражающее его объективную потребность в привязанности, которая находится вне его (стр. 11). Тело не снабжается равномерным запасом энергии и веществ, и включает в себя различные условия, связанные с отсутствием необходимых. Такие состояния обозначены понятием необходимости.
Мотивация - это система процессов, ответственная за мотивацию деятельности. Существует потребность в механизмах его обнаружения и удаления (стр. 34). Индивидуальная мотивация - самая сложная система, основанная на биологических и социальных элементах. В процессе жизни человека структура мотивационной сферы личности проходит через стадии формирования. Формирование - сложный процесс, который происходит под влиянием внутренней работы и под влиянием внешних факторов. Индивидуальные различия, сформировавшие систему мотивации человека, оказывают большое влияние на его поведение, особенности и динамические качества личности, структуру личности.
С.В. Попов (Попов С.В. «Валеология в школе и дома», стр. 163-164) считает: устоявшаяся концепция школьного образования не создает надлежащей мотивации для здорового образа жизни. Эти бесчисленные люди понимают, что курение, употребление алкоголя и употребление наркотиков на самом деле очень разрушительно, но многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не обсуждает тот факт, что нужно двигаться, темпераментно, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, плохое питание приводит к увеличению числа людей с избыточной массой тела и всем вытекающим из этого последствиям. Трудности современной жизни оставляют мало места для положительных эмоций.
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на образ жизни (таблица 4).
Факторы здорового образа жизни
Таблица 4.
Факторы |
Значение |
Привычки (отказ от разрушителей здоровья) |
Курение. Систематическое курение отрицательно влияет на центральную нервную систему, а значит, и на весь организм. Курение способствует возникновению различных заболеваний. Подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет щкольниками прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. Алкоголь. Разрушает, прежде всего, центральную нервную систему. Даже малые дозы его угнетают тормозные процессы, меняя баланс тормозных и возбудительных процессов в пользу последних. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами если появляется такая возможность. Наркотики. Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам (А. П. Лаптев «Береги здоровье смолоду», стр.29). |
Режим дня |
Одно из самых основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что создание режима - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность. Каждый школьник должен с помощью родителей составить для себя суточный распорядок дня и неукоснительно его выполнять. Делать все во время! Только так можно укрепить свое здоровье, воспитать волевые качества и стать дисциплинированным человеком (А. П. Лаптев «Береги здоровье смолоду», стр. 13). |
Двигательный режим |
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья (Колбанов В.В., Зайцев Г.К. «Валеология в школе. – СПб., 1992). |
Питание |
В последнее время возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: «Человек есть суть то, что ест», а Сенека писал, что «Умеренное питание повышает умственные способности. Ум, - говорил он, - тупеет от пресыщения» (Д. Ж. Гласс «Жить до 180 лет стр.3» , Г. Шелтон «Учитесь правильно питаться, стр. 3-4»). Также существует множество взглядов на питание: по П.Брэггу, Г. Шелтону (сторонник раздельного питания), по Г.П.Шаталовой, К.П. Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотики, третьи являются сторонниками энергетического питания (Коростель Н. Б. «От А до Я.», стр. 364). Получается так, что в каждом доме, в каждой семье науке о питании должны следовать постоянно, так как это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека. Чтобы нормально жить и развиваться, говорит доктор медицинских наук К. С. Петровский, человеческому организму нужно постоянно тратить энергию и возмещать ее за счет пищевых веществ. Важнейшим регулятором обмена веществ является питание. Изменяя характер питания, можно изменить обмен веществ, целенаправленно влиять на характер обмена веществ. |
Закаливание |
Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции (А. П. Лапетев «Береги здоровье смолоду», стр. 61). |
Личная гигиена |
Чистота – залог здоровья. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха (Березин И. П., Дергачев Ю. В. «Школа здоровья», стр. 154). В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально и моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости от характера волос и личных вкусов Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления различных патогенных микроорганизмов. Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки – утром и вечером (утром – после завтрака). После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следует осуществлять санацию полости рта (Лисицын Ю.П. «Слово о здоровье.», - М., 1986, 192 с.). |
Гигиена умственного труда |
Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения (Мерклина Л.А., Понедельник С.В. «Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи»// «Современная семья: проблемы и перспективы».- Ростов-на -Дону, 1994, с. 133-134.). Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда: 1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска. 2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление. 3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда. 4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне. Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями. |
Положительные эмоции |
В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот (Багирова Ф. Р. «Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников» // Молодой ученый). |
Рассмотрев условия, необходимые для формирования знаний о культуре здорового образа жизни у младших школьников сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье, как основной ценности, станет естественной формой поведения.