Понятие прогнозирования научно-технологического развития
Советские учебники по административному праву, в силу специфики государственной политики и законодательства, всегда содержали разделы или главы, которые были посвящены планированию. Однако этому значительному пласту общественных отношений практически не уделялось внимания с начала 90-х годов прошлого века в связи со сменой строя и отхода от плановых методов [22, с.8]. Планирование вернулось в предмет административного права, а также государственного и муниципального управления по большей части в 2014 году – с принятием соответствующего Закона о стратегическом планировании[2], а также и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами[5, 6, 7, 8].
В этой связи сегодня государственное стратегическое планирование понимается как направленная на устойчивое социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности деятельность его участников (в первую очередь, в их роли выступают органы исполнительной власти всех уровней), целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований, а также всех отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления.
Достижение обозначенных целей связано с переходом к юридическим прогнозам, которые позволяют в значительной мере увеличить и закрепить обоснованность и уровень устойчивости законодательного регулирования в этой сфере.
Первым и одним из основных среди документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования на федеральном уровне, федеральный закон о стратегическом планировании называет прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (далее – прогноз НТР РФ)[ 2].
В ст. 22 Закона определяются основные характеристики содержания научно-технологического прогноза, предполагающие содержание правового прогноза – как разработанного механизма выбора оптимальных правовых решений, способных обеспечить наиболее эффективное воздействие на регулируемый общественный процесс[28, с.128].
Закон дает следующее определение прогноза научно-технологического развития РФ – это прогноз, разрабатываемый каждые шесть лет на двенадцать и более лет федеральным органом исполнительной власти на основе решений Президента РФ, и учитывающий приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране, перечень критических технологий на основе данных, которые представляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук.
Вторая часть статьи определяет объекты правового прогнозирования, такие как:
- оценка достигнутого на рассматриваемый момент уровня и возможностей, сопоставления их с мировыми тенденциями;
- анализ и прогноз складывающихся внешних условий и выявление тенденций;
- анализ комплекса макроэкономических, структурных и институциональных факторов в перспективах долгосрочного периода;
- прогноз технологического развития секторов экономики;
- направления развития и совершенствования политики в рассматриваемой сфере.
По сути, реализация указанного предполагает:
- оценку состояния законодательства регулируемой сферы научно-технологического развития, определение границ и объема необходимого дополнительного законодательного регулирования;
- выбор набора правовых регуляторов (основополагающих норм и принципов), способствующих достижению поставленных документом целей;
- определение статуса субъектов права (как органов власти, так и юридических лиц, граждан) и прогнозирование динамики их компетенции в осуществлении процедур деятельности органов государственной власти и ОМСУ, а также учреждений и бизнес-структур;
- определение сценариев развития, характеристик вероятного правомерного, нейтрального и неправомерного поведения всех субъектов;
- анализ и предотвращение рисков.
Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки прогноза выступает Министерство науки и высшего образования РФ.
По сути, в этом свете понятие научно-технологического прогнозирования можно интерпретировать как вероятную и обоснованную оценку перспектив развития областей науки и технологий, а также необходимых для реализации прогноза государственных мер[20, с.604].